Этюды о воспитании. Послесловие к будущему
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук
«На твоей планете – сказал Маленький Принц,
-люди выращивают в одном саду 5000 роз…
и не находят того, что ищут…
- Не находят – согласился я. - А ведь то,
что они ищут, можно найти в одной
единственной розе, в глотке воды…
Но глаза слепы. Искать надо сердцем»
- А. де С. Экзюпери
Можно даже сказать к очередному будущему, поскольку под оным
я подразумеваю вот эту книжку о воспитании ребенков,
сиречь, павианышей.
Четыре года тому двухстраничные заметки доморощенного педагога вызвали
настолько бурный интерес у публики, что незаметно для меня
самого приобрели неудержимую тенденцию к дальнейшему
распуханию и разрослись в довольно приличный трактат. Иногда,
как мне кажется, даже помимо моей воли. Даже когда я, что
называется, решил укротить этот во многом неконтролируемый
процесс, и озаботиться чисто техническими вопросами издания
книжки, нет – нет, да и добавлял абзац, предложение, слово
вдогонку. Так продолжалось вплоть до того момента, когда
книга ушла в машину и добавить или изменить я уже ничего не мог.
К моему огромному сожалению люди, от которых
непосредственно зависит настоящее и будущее моего внука,
восприняли мои дедактивные потуги негативно. Это случилось на
самом раннем этапе работы, и чуть было не привело к ее
безвременной кончине. Продолжил я из чистого упрямства. Ну а
потом уже тема выбрала меня. Она оказалась настолько
неисчерпаемой и завораживающе притягательной, что связала
меня по рукам и ногам, всосала и счавкала без остатка.
Кто сказал, что мы громко шумели?
Ну, Артем колотил еле-еле
молотком по железной трубе,
ну, Андрюша гундел на губе,
заунывный мотив подбирая,
ну, со стульями прыгала Тая,
в унисон им и в такт мама Ира,
нежно хлопала дверью квартиры,
Поля вилкой скребла по стеклу,
а Аким бил кастрюлю в углу
на полу кирпичом очень метко.
Снизу вдруг прибежала соседка,
-Не шумите! – взмолилася слезно,-
-Уже ночь на дворе, уже поздно!
А никто и не думал шуметь,
просто Петя наш вздумал запеть.
Просто голос у Петьки скрипучий,
потому и собрались мы в кучу.
Кто стучал, кто бренчал, кто гундел,
чтобы он не стеснялся и пел.
Пой, Петя!
Такова была реакция родственников на мою «песнь» о
воспитании. Воистину, «нет пророка, принятого в своем селении.
Не лечит врач тех, которые знают его» - /Фома, 36/. «На
охотника ведь тоже охотились. Ибо много стрел покинули лук
мой лишь затем, чтобы найти мою же собственную грудь» - /Х.
Джибран/ Их можно понять. Во-первых, у всех «своя голова на
плечах», а во-вторых, разве можно всерьез относиться к
назиданиям «пророка», который сам их не всегда выполнял и
выполняет?! «Воспитанием называется насильственное
внедрение тех принципов, которые ты сам никогда не соблюдал
и сейчас называешь воспитанием» - /Г. Шереметева/
Однако «каждому я отрезал от любви моей. И остался
в ничтожестве. Своим мясом всех собак не накормишь» - М.
Веллер. А потом я сделал выводы. Горькие, но полезные.
ДЛЯ СЕБЯ
1.«Детей иметь не следует, но внуков –
непременно» - /Вуди Ален, по другим источникам
Гор Видал/. «Венец стариков – сыновья сыновей» -
/Притчи, 17,- 6/
2. Хочешь посеять разумное, доброе и вечное –
паши. Хочешь, чтобы взошло, - поливай потом,
слезами, кровью.
3. Киндер без сюрприза не бывает. Передавая
ему свой опыт, ты передаешь ему свои
заблуждения. Например, что яйцо курицу не учит.
Яйцо в это время думает, что курица не птица.
Берегись: прежде всего, он запомнит твои ошибки!
4. Дедушка – это отец б/у. Твой внук – не твой сын, а твоего
сына. Следовательно, всю ответственность за его воспитание
несешь не ты, а он.
5. Вспомни, как тебе не нравилось, когда тебя воспитывали,
когда ты уже сам был родителем. Не критикуй и не поучай,
предлагай конкретные решения.
6. Даже, если ты все еще самец, не доминируй и не
навязывайся. Хотя каким бы деликатным ни был твой совет,
он все равно будет воспринят, как откровенная экспансия и
посягательство на родительский авторитет.
7. «Не воюйте со своими детьми, вы проиграете в любом
случае» - / Карл Юнг, психоаналитик/. Хотя бы потому, что
начавший войну никогда ее не закончит. А в первую очередь, ты
проиграешь в случае твоей победы. Это ведь все равно, что
попытаться выиграть битву у землетрясения.
Дети редко прощают родителей.
ДЛЯ СЫНА
1. Твой сын – внук твоих родителей. И
это не значит, что его душу можно
рассматривать как Вьетнам, Афганистан
или другую спорную местность. Это все -
таки не наша, а его территория, и не
надо на ней защищать свою
независимость. Из всех форм
коллективного поведения людей война –
самое отвратительное. Неумение жить
на собственной территории, нежелание
выдавить из себя рабовладельца
приводит к крестовому походу в чуждые
пределы, уродует не только умы коренного населения, но и их
душевный ландшафт, и, в конце концов, приводит к восстанию
аборигенов. А вот тогда уже становится жарко обоим
«защитникам».
2. Да, у тебя с родителями разные взгляды на воспитание
твоего сына. Однако эти расхождения не должны быть
принципиальными. Тем более не стоит
возводить их в ранг принципиальной
трагедии. Ничего страшного, если твои
мама и папа сделают что-то по-своему:
вовсе не исключено, что у них на плечах
сохранились останки того, что раньше
называлось головой. Можно даже
предположить, что их совет будет не лишен
здравого смысла. Развалины тоже бывают
перспективными. В смысле медного кувшина со стариком
Павианычем внутри. Или других находок. Терпение! Они ведь
готовы эти находки, /впрочем, как и саму жизнь/ /отдать твоему
сыну. Это уж точно.
ДЛЯ ВСЕХ
1. Наше будущее – не мы и не наш
ребенок. Наше будущее - то, что мы делаем с
собой и со своим ребенком.
2. Только тогда можно рассчитывать
на спокойное, полное и радостное Завершение,
когда нет ощущения вины за Совершенное.
Особенно перед своими детьми!
ПОСЛЕМЫСЛИЕ
Увидев лежащего на проезжей части пьяного человека,
двое прохожих заспорили о его дальнейшей судьбе и решили
обратиться с этим к философу. Один сказал: «Нельзя его
оставлять на дороге в таком состоянии, - транспорт, опасно.
Надо отвести его домой, пусть отоспится, придет в себя. Мы
сделаем доброе дело» И мудрец ответил: «Ты прав!» Второй
сказал: «Но мы должны уважать свободу выбора человека и не
вправе вмешиваться в его дела. Он сам избрал свою судьбу.
Нельзя добро навязывать»» И мудрец ответил второму: «Ты
прав!» Прохожие возмутились: «Но ведь ты соглашаешься с нами
обоими! Так нельзя!» - «Вы совершенно правы» - ответил им
мудрец.
- из книги П.Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"
МИЛОСТИ ПРОШУ НА МОЙ СКРОМНЫЙ САЙТ - SCOROOK.COM
Свидетельство о публикации №109041703051
Елена Овчинникова 2 20.04.2009 14:54 Заявить о нарушении