Этюды о воспитании. Родительство - не инвестиция

"Он уже взрослый, мой мальчик – мужчина,
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук


   «Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с
кремом» -/ Дон - Аминадо/, и пусть тебя это не огорчает. Не надо
ждать, что он подаст тебе на смертном одре стакан воды. Цель
воспитания не в этом. Если же ты воспитываешь его именно для
этого, ты не имеешь права сказать: «Я живу для сына!»
   Увы, и здесь доктор Спок настаивает, что родители «вправе ожидать
благодарности от своих детей», мотивируя эти надежды тем, что
мол, им пришлось от многого отказаться, в процессе воспитания.
Однако воспитание не должно быть средством твоего
самоутверждения, ребенок – не объект капиталовложения, от
которого надо ждать дивиденды. Родительство – не инвестиция.
Нельзя требовать от ребенка возмещения всех убытков по жизни,
нельзя сажать его в долговую яму. «Всякая мысль о награде за
понесенный труд мешает духовному совершенствованию и, в
конце концов, приносит много страданий. Не хвалитесь вашей
благотворительностью, и не ждите благодарности, но скорее
будьте благодарны тем, кто доставит вам случай проявить
милосердие. Не ищите ни похвалы, ни награды за сделанное
вами. Результатом таких желаний неизбежно будет страдание.
…Счастлив не получающий, но дающий» - /Вивекананда, мой
знакомый учитель из Индии/
   Если уж на то пошло, то ты ведь действительно /см. выше/, сам
хотел этого ребенка! Ведь это ты, решив, что готов и можешь дать
ему Нечто, пригласил его сюда, на праздник Жизни! В свою
очередь, не зная, на что идет, он доверился тебе, принял твое
приглашение и нашел единственный выход из положения, в которое
ты его поставил.
   Одно из величайших заблуждений состоит в том, будто ты дал ему
жизнь. Ты всего лишь ПЕРЕдал! Причем то, что тебе не
принадлежало изначально. В конце концов, ты обязан был это
сделать, т. е. поделиться даром, который получил однажды даром.
А может, это он тебе сделал одолжение? Тогда просто отдай ему
долг. Попользовался, дай другим! «Душа просто обитает в теле,
одалживает его на время жизни на земле. Но рано или поздно
долг приходится возвращать» - говорит ребенок – индиго. Так что
«я тебя породил, я тебя и убью!» - в лучшем случае – литература,
в худшем – уродец, перевертыш. Национальные герои - павлики,
закладывающие своих отцов, тарасы и авраамы, убивающие и
приносящие в жертву собственных сыновей – не самые лучшие
примеры для подражания, какими бы святыми и высокими
помыслами они ни руководствовались.
   И еще одно. То, что родителей не выбирают, неправда в такой
же степени, как и то, что не выбирают детей. Разница лишь в том,
что ты выбрал РЕБЕНКА вообще, а он выбрал конкретно ТЕБЯ.
Твой выбор в немалой степени был случайным, слепым и
непредсказуемым."Одно неловкое движение и вы - отец" - М. Жванецкий
   Да и вообще, может тебе, и пить-то не захочется?!
   «Плох тот ученик, который не выклюет глаза своему
учителю» - горько, но справедливо констатируют англичане. И
по-французски добавляют: «C`est la vie!», т. е. жизнь такая,
какая есть. Даже если она никакая!
   Есть продажная любовь, но нет расчетливого добра. Никакое
доброе дело не имеет права и не должно ожидать благодарности.
Иначе, какое же это добро?! Это сделка. О какой любви может идти
речь, если ты заранее подсчитываешь выручку?! Схема: – Он тебе:
«Давай, не считая!», ты ему: «Считай, получая!» - плохая схема, с
какой стороны ни возьми.
   «С детьми нельзя вести счеты и потому, что душа от
этого хиреет, и потому, что вклад и отдача несоизмеримы, да и
просто потому, что просчитаемся. Дети даны нам для нашего
бескорыстия» - /С. Соловейчик/
   Ты сделал. Ну и что!?
   «Не бывает неблагодарных детей, бывают глупые
родители, ожидающие от детей благодарности» - /NN/
Возмещением твоих воспитательных усилий будет
только то, что он сделает свой собственный выбор и проживет
СВОЮ собственную жизнь.
   Лучше вкладывай в этого копилку-свинтуса деньги. Это общий
принцип и он окупится. Помнишь классическое:
«Не учите меня жить, лучше помогите материально!»?
Т. е. меньше нотаций, больше дотаций.
   Деньги – обучающий инструмент и признак
взросления. Особенно, когда он уже называет
их «баблом» и не клянчит у тебя, а берет в долг.
«Папочка, ты не мог бы дать своему котеночку десяточку на
дискотеку?- Послушай, сынок, ты уже взрослый, а все сюсюкаешь,
как маленький.- "OK", предок! Отстегни-ка мне чирик на дискач!
Да пошевеливайся, старыйкозел».
   Карманные деньги ему нужны, чтобы понять на собственном
опыте, что такое скупость и щедрость, бережливость и
расточительство. Однако «всходы они дают только, если их
разбрасывать». Пусть сам решает, на что их тратить. Конечно же,
при соблюдении определенных запретов и соизмерении суммы с
возрастом. Деньги делают богатыми сравнительно немногих,
остальных они делают бедными. А, может быть, и всех. Чем
раньше он поймет, как в семье зарабатываются и тратятся деньги,
чем раньше ты начнешь с ним обсуждать финансовые проблемы,
чем раньше он начнет помогать тебе в ремонте машины, тем
раньше он научится соразмерять свои потребности с твоими
возможностями.
   Кое-какой стартовый капитал и накладная, подтверждающая, что
Андрей торгует якобы от моего магазина – вот и все, чем я помогал
сыну во время летних каникул в школе. Поездки в Киев с рюкзаками
на горбу, закупка товара и непосредственно торговля – в это я не
вмешивался. Подельник по бизнесу удивился: «Ты руководитель,
персонал фирмы сто человек, неужели не мог пристроить сына
потеплее, не бросать его в кювет?» Я ответил, что из кювета
виднее, в какую сторону ползти дальше. Кроме того, посидев в яме,
сделаешь все, чтобы в нее больше не вернуться. «Счастлив
только гадкий утенок. У него есть время подумать в своем
одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу,
оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем.
Только нужно терпеть» - говорила Марлен Дитрих. Тот факт, что
сейчас мой сын - коммерческий лебедь далеко не самого мелкого
«птичьего двора» Винницы, обладающий добрым именем и
надежной деловой репутацией, позволяет мне думать, что я был
тогда прав. И, надеюсь, это еще не предел.
   А у моего внука есть копилка, содержимое которой его родители
время от времени тратят на что-нибудь нужное ему,
предварительно посоветовавшись с ним же.
   И хорошо бы, если б он научился их зарабатывать. Но только не
тем, что вынесет мусор или подаст тебе тот самый стакан воды.
Это не героизм, а обыденность, забота о ближнем и совместное
ведение хозяйства. Сходив в булочную за хлебом, мой сынишка не
вернул мне сдачу, а на деликатный вопрос, где она, удивленно
ответил – «У меня. Я ведь помог тебе, принес хлеб» То, что он
принял такое решение самовольно, на мой взгляд, заслуживало
меньшего внимания, нежели мотивировка самого поступка. Речь
шла о мелочи, тем не менее, я попросил ее вернуть: - «Ты ведь
тоже будешь кушать этот хлеб. С супом, который сварила
мама»
   А вот когда он вымоет ваше авто, гору посуды после банкета
или покрасит собачью будку... Сколько бы за это запросил ты сам?!
Короче, решать тебе. В любом случае вознаграждение за работу
позволит ему испытать чувство социального равенства с тобой,
принадлежности к семье и собственной значимости. Но никогда не
подкупай его, не плати за возможность избавиться от проблемы, и
не используй деньги как способ загладить свою вину. Что же
касается платы за успешную учебу, если тебе нужны его хорошие
оценки, - раскошеливайся.
   Мой внук, помогая убирать урожай на даче у бабушки, часть
овощей хозяйственно складывает в отдельную кучку: «А это нам,
домой!» Меня это радует.
   Недавно я сделал ему деловое предложение: как - бы поиграть
в банк. Он забыл у меня «дань», которую собрал перед этим с
бабушек и дедушек. Деньги я, конечно, вернул. Но предложил ему
и впредь размещать свои авуары у меня. Как в банке. Под
проценты. Смысл в том, чтобы он не получал деньги просто так, ни
за что. Артем «въехал в тему» моментально, и,
ехидно на меня посмотрев, заявил, что завтра
принесет мне все!!! свои сбережения. У меня
возникло впечатление, что он проверяет,
мои умственные способности. Я схватился за голову, и
начал в ней лихорадочно прикидывать, как
жить дальше. Надо открыть несколько счетов,
т. е. копилок, с разными режимами пополнения
и расходования, /один где-нибудь в
Бермудском треугольнике, т. е. в сумочке у
жены/; придумать дополнительные бонусы, преференции и
штрафы; учредить финансовый табель, т. е. отчетность и пр. Ну а
если не поможет, включить элемент риска, и попытаться пару раз
«прогореть» Все должно быть, как в жизни.

- из книги П.Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →