Этюды о воспитании. Уважение, вера и одиночество

"Он уже взрослый, мой мальчик – мужчина,
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук


   Мне неизвестна какая-либо статистика по этому поводу. Но даже
я за свою жизнь наблюдал эту сцену раз десять, и это позволяет
мне сделать вывод, что чуть ли не каждая вторая семья прошла
через подобный катаклизм. Совсем недавно я снова это видел и
слышал: съежившийся в кресле синий от крика, ужаса и боли как
раненый звереныш, малыш, которого мертвой хваткой пытается
удержать женщина-мать его, и склонившаяся над ним с холодно
поблескивающими ножницами в руке еще одна женщина –
парикмахер - мать её в кутюрьё! Мальчику завтра в первый класс.
   Очень сомневаюсь, что у него, затоптанного в даун, фактически
размазанного, аннигилированного сформируется после этого
адекватное отношение к стрижке, к маме, к женщинам, к школе, и к
жизни вообще.
«За годы врачебно – психологической практики я узнал
не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:
не здороваются,
не умываются,
не чистят зубы,
не читают книги,
не занимаются спортом, музыкой, языком,
не учатся,
не работают,
не лечатся,
не живут
только потому, что их к этому понуждали.
И приблизительно столько же тех, которые
сосут палец,
грызут ногти,
ковыряют в носу,
курят,
пьют,
бездельничают,
матерятся,
шляются,
воруют,
и прочая, прочая, прочая
лишь потому, что их заставляли не делать этого. Всегда ли
так? Нет, не всегда, но слишком часто, чтобы это можно было
считать случайностью» - /В. Леви/ Понятно, что прикрикнуть или
пригрозить легче. Говорят, есть только три способа управления
ребенком, но их никто не знает. Увы, рецепта нет и у меня, и я не
раз поступал с точностью обратной смыслу этих цитат. Могу лишь
высказать предположение: если хочешь убедить его, предложив
новую идею, будь тактичен, правдив и уважителен к его интересам.
Ну и, конечно же, главное, чтобы он уважал тебя, только тогда
твои советы будут производить впечатление. Для этого –
очередная крамола – надо заслужить его уважение. Метод прост:
уважай его права. А пока ограничусь лишь констатацией факта и
призывом, /в т. ч. и к самому себе/, творить, выдумывать и
пробовать. Будем талантливо и непредсказуемо убедительными!
   Кстати, о детской комнате. Здесь в первую очередь все должно
быть функционально, диван, например, должен быть в первую
очередь удобным для отдыха, а потом уже стильным. Если в ЕГО
комнате нет гантелей, эспандера, перекладины для подтягиваний,
она – оранжерея, парник, теплица, обитель «ботаника». В том
числе, если это ЕЁ комната. Попутно, но далеко не второстепенно:
не занимаясь с ним спортом, ты лишаешь его и себя еще одной
возможности стать ближе.
   Комната без стимуляторов вредна. «Самое главное, чтобы
“вещь” или “предмет” его изучения оказался в нужном месте и в
нужное время. Можно развесить по стенам карты, азбуку, числа,
нарисовать буквы и цифры на игрушках, включать музыку,
читать стихи, обращаться к ребенку на иностранном языке,
водить в изостудию, на выставки художников, в театр, в
танцевальный кружок, в спортивную секцию, заниматься
музыкой “для души” – то есть, профессиональная подготовка не
обязательна, в ней много общего, трудного и порой скучного» -
/В. Путилина/. Не все и не сразу. Но, думаю, не надо быть самому
семи пядей во лбу, чтобы распознать у него на челе тот самый
Знак, отпечаток Божьих уст, его природные способности и
направить их в нужное русло.
   Найди несколько вещей, которые у
него получаются достаточно хорошо. Пусть даже это будет
«выпекание блинов» на водной глади. Возможно это его будущее.
Не говоря уже о хобби, которое запросто может стать его судьбой.
   Мой старинный друг, моряк и врач, начисто лишенный
музыкального слуха, тем не менее, имеет жуткую привычку
мурлыкать себе под нос какую-нибудь приставучую мелодию. Смех
смехом, но кто возьмет на себя смелость утверждать, что из него
не получился бы музыкант? При соответствующем воспитании,
конечно.
   Ты должен замечать своего ребенка и верить в него. Не веря
в него, ты его убиваешь. ТЫ должен понимать его, а не ОН тебя. И
замечай его не только, когда он шалит, капризничает или болен.
Прежде всего, отметь своим вниманием, восторгом и любовью его
хорошее поведение, усердие, инициативу и талантливость. Он
зафиксирует твою реакцию, можешь не сомневаться.
   …Вера,/в частности слепая/, сталкивает в пропасть, но она же и
дает крылья. Не удержусь и приведу кочующий из книги в книгу
пример, уж больно он красноречив и показателен. В начальных
классах одной из школ был проведен психологический
эксперимент. После длительных исследований и тестов были
объявлены имена трех наиболее перспективных учеников, которые
в ближайшие несколько лет должны показать неординарные
результаты в учебе. Прогноз ученых полностью подтвердился, все
трое стали победителями различных олимпиад, один, в т. ч. –
спортивной. Суть эксперимента заключалась в том, что никаких
исследований не проводилось, а имена будущих «лауреатов»
были названы наугад, методом случайного подбора. Остальное
сделала вера.
   Возвращаясь в комнату, еще об одном не менее важном. Если
комната действительно ЕГО, поступай соответственно. Он имеет
право на свои интересы, на свою личную жизнь, на тайну. Поэтому
ТВОЕ ежедневное требование, навести в ЕГО комнате порядок,
выглядит, по меньшей мере, нелогичным и непоследовательным.
Он сам должен решать, когда убирать свою территорию. Здесь он
Хозяин, у него собственное представление о порядке, ему нужен
этот хаос и он принадлежит ему. Поставь себя на его место и
вспомни свою детскую реакцию на подобные требования твоих
родителей. Оглянись на свое прошлое и вспомни наивные и
нелогичные поступки, которые ты совершал в его возрасте. Будь
ребенком. Воспитывая, воспитывайся сам. «Учитель, который
ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию» -
/Ш. Вольф/
   Понравится ли тебе, взрослому, если на твоем рабочем столе
регулярно будут наводить «порядок»?! Пусть даже это будет самый
близкий человек. И не заглянуть ли тебе в свою сумочку, прежде
чем ругать его за беспорядок в комнате?! Так что если ты честно
признАешь, что идеальный порядок на его территории нужен
прежде всего тебе, для твоего спокойствия или, не дай Бог, для
восхищенных гостей, – ты сделаешь огромный шаг к взаимной
терпимости. Твой ребенок это оценит. Пусть делает уборку, когда
захочет. Ну а, чтобы вызвать у него это желание, детские психологи
рекомендуют выделить в ЕГО комнате СВОЮ «зону влияния»,
/папину, мамину/, где и поддерживать порядок. Еще можно
подчеркнуто хаотично сваливать все игрушки в один огромный
ящик, чтобы ему было трудно каждый раз выуживать нужную. Он
должен сам осознать уродливость и неудобность беспорядка. Да и
убирать можно и нужно вместе. Так веселее и поучительнее. В
качестве аргумента можно попробовать и такой: «Убери в комнате,
к тебе ведь придут друзья и мне будет перед ними неудобно за
беспорядок. Не ставь меня в неловкое положение»
   И обязательно вежливо стучись! Это к вопросу о взаимном
уважении. Он и это усвоит, и прежде, чем войти к тебе в спальню,
тоже будет стучаться. Ведь речь идет об интимности, т. е. о
психологическом пространстве, о скорлупке, помогающей ему
сбежать, /пусть даже это будет иллюзия бегства/, и выжить.
   Возникающее примерно в 4 года хорошее чувство
самостоятельности, отдельности, самодостаточности
одновременно порождает горькое и вместе с тем, очень нужное
ощущение одиночества, т. е. свободы. Свобода всегда
оплачивается одиночеством, оно ведь – не количество тела, а
качество души. В то же время, одиночество как - бы естественное
продолжение чувства отдельности от взрослых. Есть удачное
слово «сАмость», оно выражает и свободу, и самодостаточность, и
одиночество. Отдельный - значит один. Одна единица жизни,
икринка, молекула толпы. «Ребенок нуждается в уединении, ибо
все прекрасное растет в уединении. Запомните: это самый
фундаментальный закон жизни. Корни находятся под землей, и
если вы их вытащите на поверхность, они начнут сохнуть. Ему
нужно уединение, полное уединение. Ребенок развивается в
утробе матери в темноте, в уединении. Все растущее
нуждается в уединении» - /Раджниш/
   Годика в четыре Андрей нарисовал примитивную, но
удивительно полную жизни, движения, экспрессии и в то же время
вселенской грусти картинку: несколько согнутых резким порывом
ветра голых деревьев, косые штрихи дождя, летящие черные
оспины листьев и нахохлившийся маленький одинокий человечек
на земле. Я даже не стал спрашивать, где
остальные люди, и кого имел в виду сын.
   Свобода недоказуема, одиночество – да. Человек равен собственному одиночеству.
   Непростительно и преступно подслушивать,
подглядывать, перехватывать записки, лезть без
спроса в дневник. Тогда уж лучше сразу избей,
искалечь, макни в унитаз, унизь его или плюнь в
нее при друзьях, и т. д.
   Со временем твоя территория в его комнате уменьшится, а его
сравняется с размерами комнаты, но тут уж ничего не поделаешь.
Его комната это ведь тоже средство его самовыражения. Ну а
«зона влияния» родителей диалектически всегда тяготеет к
нулю.

- из книги "Евангелие Детства от Старого Павиана"


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →