Этюды о воспитании. Книга
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П. Скорук
Читай ему. Конечно, с «зомбоящиком» намного проще
- знай, сиди и дави себе на кнопки: все движется и мелькает,
картинки меняются, события летят, и нет времени запомнить,
сравнить, насладиться – перед глазами уже новая программа.
Некогда подумать. Чего же удивляться, если потом, юный
«менеджер по продаже», дитя эпохи «зомбовидения», преподав
тебе достоинства нового «сервака», отвязной
«клавы» или «прога» какого-нибудь бешеного «ломакера» из
Кислодрищенска, чтобы сложить в уме две простые цифры,
заметно напрягается и тянется за калькулятором. Увидев однажды
на прилавке перед истомившейся в ожидании покупателя
девчушкой раскрытый томик Чарльза Диккенса, я был потрясен
настолько, что забыл, зачем зашел в магазин. Даже сейчас,
вспоминаю, и оторопь берет.
А читать, по мнению детских психологов, ему надо в прямом
смысле «с пеленок». Ребенок лучше развивается, если ему читать
книги прямо над кроваткой, / не обязательно детские, можно
классическую поэзию, ее музыка и ритмика отложатся у него в
подсознании и вспомнятся во взрослой жизни/. Считается, что 3-4
года – это самое благоприятное время, чтобы «заразить» его
любовью к книгам. Литература этого возраста – всевозможные,
красочные детские энциклопедии и, конечно же, сказки.
Читай ему сказки. Они – неисчерпаемый кладезь мудрости,
которая не всегда доступна тебе, но понятна ребенку. Ты ведь не
думаешь, что умнее его, а?! Опыт еще не ум. «Сказка – это
ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в
мир детской души» - /русский философ Т. Ильин/. Знакомя его со
страной фантазии, сказка требует от него активного участия, он
живет в ней, перевоплощаясь в ее героев, любя, ненавидя,
побеждая, умирая и возрождаясь вместе с ними. «В сказке, как
молоке матери, есть все полезные вещества» - /не помню кто/,
она – урок справедливости, содержащий почти исчерпывающий
перечень человеческих проблем и своеобразные способы их
решения. Сказка не усыпляет, а наоборот будит. Она объясняет
ему жизнь, ее сказочный, метафоричный язык позволяет ему
понять, что в мире, кроме добра есть и зло, а чтобы стать богатым
и счастливым, надо много трудиться. Сказка – не ложь, а
волшебный вымысел и именно поэтому она - самая реальная
штука на свете. Если хочешь, чтобы она сбылась, поработай на
нее. Она также способствует созданию в его подсознании банка
жизненных ситуаций. Ну и, конечно же, сказка – это твой общий с
ним язык, который вас сближает: его она тянет вперед, а тебя
возвращает в детство. Для тебя уже многое в прошлом, а ему еще
придется писать сказку своей жизни. У него она еще впереди.
«Я старый сказочник, я знаю много сказок.
Про злых волков, про зайцев косоглазых,
про хитрых лис, про глупых попугаев.
Я старый сказочник, я много сказок знаю.
Про маленького принца – гостя с неба,
про тех, кто был на свете и кто не был,
про Кролика и девочку Алису,
про доброго Кота и злую Крысу,
о глупом жадном короле – калеке,
о добром бедном, но сверхчеловеке,
о счастье, о любви и о свободе,
о тех, кто ищет и всегда находит.
Но не ищу ни зла я и ни ласки,
никто не будет плакать и смеяться.
Я сам себе рассказываю сказки,
и жду, когда они начнут сбываться.
А сбывшимися сказки не бывают.
Несбывшиеся сказки забывают.
И больно мне, но я не унываю.
Я старый сказочник. Я много сказок знаю»
- Ю. Кукин
…Нисколько не преувеличу, признавая, что «Приключения
барона Мюнхгаузена» и «Маленький принц» не только в свое
время произвели на меня впечатление, но и в известной степени
повлияли на мою жизнь. Мечтательный враль, романтик и
фантазер, своеобразный предтеча Д`Артаньяна и графа Монте -
Кристо барон Мюнхгаузен, которому я, ничтоже сумняшеся, спел
осанну в школьном сочинении на тему «Твой любимый
литературный герой», послужил поводом для вызова родителей в
школу, после чего я надолго запомнил словосочетание «безродный
космополит». А маленький принц с астероида № В – 612 помог мне
однажды укротить одну весьма привлекательную, но своенравную
планету – звезду, на которой я какое-то время жил и, обманутый ее
живописными рельефами, молочными источниками и кисельными
пристанями, чуть было не поселился навсегда. Во всяком случае,
попытка заиметь гражданство имела место. Просто в ЗАГСе был
выходной день.
…Ему свойственно фантазировать, не путай ложь с
фантазией. Лучше повыдумывай, помечтай вместе с ним. Узнав,
что мы с внуком пишем сказки, один мой знакомый скептически
хмыкнул и поинтересовался: «Ты что, надеешься вырастить
внука писателем?» Я понял, что он из тех высоколобых снобов,
эрудиция которых напоминает дыру в земле от оглобли:
глубоко, но очень узко. Такие люди всегда смотрят на картину прямо,
не допуская мысли о совершенно иных ракурсах. Они могут быть
очень образованными, обладать широчайшей эрудицией и именно
вследствие этого быть очень зашоренными, узкими, одноцветными,
правильным. Давая ребенку шоколадку, они обязательно напомнят
ему: «Скажи “спасибо”!». Для них воспитанность важнее, чем
радость подарка. При виде сопливого носика свой платок не
предложат, но обязательно попеняют: «Ай – яй – яй! Некрасиво!»
Жука, может быть, и не раздавят, но не из чувства жалости, а
потому что брезгливы. С такими холодно.
Да, пока что вклад моего внука в наше совместное «творчество»
минимален. Но он есть! И Артем растет вместе с этим вкладом. Это
главное.
Недавно он начал писать о любви. Сам! Мне осталось
подправить стилистику, грамматические ошибки и предложить
название. Кстати, я вовсе не считаю Артема выдающимся, потому
что он мой внук. Но он особенный! Потому что он – ребенок!
Придумайте вместе какой - нибудь общий секрет. Купив подарок
или новую книжку, я ставлю их на одно и то же «тайное» место, и
Артем сам их находит. Думаю, это ему приятно. Мне – однозначно.
Уверен, ничто нас так не сближает, как общая тайна.
Не ругай его за то, что он разорвал книгу. Разберись в причинах
агрессии. Возможно это вандализм в отношении не самой книжки,
а ее героя. Скажи: «Какой же он все-таки дуремар этот Карабас -
Барабас, так ему и надо!»
…Когда я укладываю его спать, он просит у меня разрешения
немного почитать перед сном. Я даю ему десять минут, оставляю
наедине с книжкой и потом, сидя в кабинете, тихо балдею,
прислушиваясь, как он бубнит за стенкой, вычитывая текст.
Если до десяти – двенадцати он читать так и не приучился,
а список неиспользованной литературы стремительно растет,
значит, время ушло, любовь к книгам не родилась и с этим тебе
придется смириться, т. к. принуждение здесь, как и в любом другом
деле, радости не приносит, а успехи его весьма условны. Значит
его удел – телевизор, видео, компьютер, Интернет и пр.
Вспомним Эзопа: что может человеческий
язык? Любовь и ненависть, война и мир, ложь и
правда, хула и хвала, лечение и болезнь,
черное и белое, кража и дары, созидание и
разруха, жизнь и смерть. Все это касается и
любых информационных технологий, в т. ч.
компьютера. Он научит быстро и точно
действовать руками, разовьет воображение,
способность оперативно схватывать и оценивать визуальную
информацию и умение видеть проблему в целом. Он может
снабдить жизненно важной информацией и необходимыми
навыками, но может заполнить мозг мусором и подорвать здоровье
ребенка.
Специалисты рекомендуют ограничить время пребывания
ребенка перед телевизором или компом одним часом в день. Мне,
например, иногда кажется, что у ребенка, достаточно долго
просидевшего перед современным TV, лицо становится пустым,
неживым.
Программы и игры нужно подбирать с положительным
содержанием, развивающие творческое, аналитическое и
стратегическое, глобальное мышление, когда требуется видеть не
только отдельные деревья, но и лес. Внимание, умение выигрывать
и достойно проигрывать, личная независимость и в то же время
понимание своей зависимости от партнера, уверенность в себе,
память, навыки межличностного общения – все это дают не только
карты, домино, шашки и шахматы, но и компьютерные игры.
«Современные компьютерные игры для малышей
способствуют развитию у них таких важнейших операций
мышления, как обобщение и классификация, которые при
стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Кроме того, рассматривая изображение на экране компьютера и
манипулируя виртуальными предметами в играх, ребенок
начинает рано понимать, что эти предметы на экране – не
реальные вещи, а только символы, обозначение реальных вещей.
Потому с помощью компьютерных игр у детей очень рано
начинает развиваться так называемая знаковая функция
сознания – понимание того, что есть несколько уровней
реальности окружающего нас мира: это и реальные предметы и
картинки и, наконец, наши мысли. По наблюдениям психологов с
помощью компьютерных игр малыши учатся мыслить без опоры
на внешние предметы уже в возрасте 4-5 лет» - /А. Криничная/
Могу лишь добавить, что самый главный отрицательный фактор
влияния компа на здоровье ребенка – нагрузка на зрение –
полностью нейтрализуется покупкой качественного монитора на
жидких кристаллах.
И не будь неграмотным, безнадежно устаревшим «предком»,
научись пользоваться всеми этими электронными и механическими
штучками. Тебе ведь надо общаться с ребенком.
- из книги П. Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"
Свидетельство о публикации №109041600851