Этюды о воспитании. Религия

"Он уже взрослый, мой мальчик – мужчина,
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П. Скорук


   Было бы странно, если, учитывая содержание моих
предыдущих книг, я не высказался на тему:
ребенок и Бог.
   Здесь насилие и диктат ведут к наиболее
тяжелым, необратимым последствиям. Я
совершенно не против того, чтобы окрестить ребенка, но
категорически возражаю против регулярного, с малых лет битья
поклонов в церкви и дома. Я не против того, чтобы мой ребенок
знал наизусть несколько канонических молитв, но буду счастлив,
если он их сможет сочинять сам. Я за то, чтобы он уважал учителя,
наставника, но не хочу, чтобы он считал себя чьим – либо рабом, /в
т. ч. и божьим/. Я не хочу, чтобы отцом он называл кого-то другого,
а не родного, теплого, живого, сильного и настоящего; того, кто его
любит и воспитывает, кормит и одевает. Я также против того,
чтобы запрещать ему знакомиться с религией, с любой ее
разновидностью. Пусть уважает веру, /в т. ч. чужую/, но пусть
сомневается. Сомнение сделает его умным и образованным. Он
должен получить представление о разных вероисповеданиях, но я
против подталкивания в том или ином направлении. Меня не то
чтобы пугает, но, безусловно, настораживает то, что мой внук в
последнее время при каждой своей пусть самой маленькой,
пустяшной победе, /решение задачки, выигрыш в шашки, переход
на новый уровень в компьютерной игре/, в одно время приговаривал: «Спасибо
тебе, Бог!» Слава Богу, это прошло.Именно так!
   Нравственное насилие порождает нравственных
Франкенштейнов, - самое страшное, что может произойти с
личностью. Если твоя семья набожна, он сам примет ее
религиозные предпочтения. И жить он будет согласно принятым в
твоей семье этическим стандартам. Никакого фанатизма! Умный
Бог не может любить фанатиков! В этом аспекте я даже против
выражения: «Слава Богу!», хотя оно и без того уже давно стало
насквозь риторическим и никакой благодарности и уважения к
Создателю не выражает.
   С содроганием я думаю об уроках христианской этики, которые
вводятся сейчас в общеобразовательных школах. Вернее о тех, кто
будет их проводить. Успешные священники имеют приходы, а в школу
будут направляться неудачники. В каждый класс Александра Меня ведь не
пригласишь. Я вообще против черного пятна, в стоптанных кроссовках
и с неопрятной бороденкой, слоняющегося по веселым звонким
школьным коридорам.
   Остается надеяться, что это будет не религиозный
предмет, а скорее светский, хотя мне по большому счету довольно
сложно воспринимать мораль, как категорический императив,
педагогическую дисциплину, т. е. словосочетание «моральный
кодекс» Я не против Бога – согревающего и лечащего душу,
задушевного близкого друга. Я противлюсь божеству,
непредсказуемому и жестокому, постоянно внушающему чувство
страха и вины, грозящему наказанием и на каждом шагу
требующему покаяться. И, безусловно, я против любых
ненавидящих друг друга спекулянтов – процентщиков,
интерпретаторов - посредников между человеком и Богом. Меня
воротит с души и возникает спонтанное чувство отторжения, когда,
явно страдающий нарциссизмом, заезжий поп – «звезда»
матерится с очередной эстрадной площадки словом
«протестант» и проповедует восторженной пастве
межконфессиональную вражду, облекая свои призывы в замшело -
ксенофобские постулаты типа: «Чем выше забор, тем крепче
дружба!» и «Кто не с нами, тот против нас!»
   Я согласен с тем,
что религия нужна обществу в целом, но вовсе не уверен, что
она необходима в буквальном смысле каждому человеку. Увы,
далеко не всегда интересы социума и отдельной личности взаимно
проецируются, совпадают. В области морали, прежде всего и
религии в том числе. Мое безоговорочное «за», мое кредо в
главном: я за ребенка! Каковое и попытался однажды выразить.
Вот оно:

Господи, не гневись!
Я безмерно тебя уважаю.
Но я отойду, это жизнь:
у меня здесь плачет Ребенок,
и молоко выкипает!

-из книги П.Скорука "Евангелие Детства от старого Павиана"


Рецензии