Этюды о воспитании. Игра
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук
«Понимание атома – детская игра по сравнению с
пониманием детской игры» - /А. Эйнштейн/. Играй и развлекайся
вместе с ним. Игра не заканчивается никогда. Какой ребенок в
игре – такой он и в жизни. Старая японская пословица утверждает:
«Каков в три года, таков и в сто» Жизнь и есть самая великая
игра. Блаженный Августин в «Исповеди» говорил, что игра лежит в
основе всякого открытия и творчества. Она ведет к познанию мира,
развивает понимание того, что в нем существуют определенные
законы и правила, она – орудие самовоспитания, развивающее
фантазию, концентрацию, целеустремленность, умение достойно
принять и победу и поражение, и, наконец, культивирует хорошее
упрямство. Когда игра умирает, рождается скука.
«Вы можете узнать о человеке гораздо больше, поиграв
с ним часок, чем, проговорив целый год» - /Платон/
Американцы считают, что в жизни выигрывает тот, кто умирает с
бОльшим количеством игрушек. Может и так. Но «бывало,
мастеришь ему игрушку, он возится рядом, пыхтит, макушка
взъерошенная. И неизвестно, кому это больше нужно - тебе или
макушке» - /П. Скорук/
Мне вспоминается картинка в одном из моих
/ детских? недетских?/, снов: гора игрушек, на вершине
которой с игрушечным автоматом в руке, куклой под мышкой и в
короне гордо и неприступно восседает счастливый отец. У
подножия стоит грустный сынишка и спрашивает: - «Папа, а кем
ты будешь, когда вырастешь?». И, если уж начистоту, то
неужели тебе ни разу не приходилось покупать игрушку ребенку
для того, чтобы поиграть с ней самому?!
Делая, видимо, попытку приобщить к
своим взрослым «игрушкам», в детстве мой отец
взял меня с собой по одному разу на охоту и на
рыбалку. Оба этих «раза» я запомнил на всю
жизнь и могу их описать до мельчайших
подробностей. Второй раз он пригласил меня на
рыбалку, когда я уже был семейным человеком.
От удивления я так надрался, что всю рыбалку проспал в тенечке
на берегу. Приглашение оказалось последним.
А такая «игрушка», как автомобиль, мне и до сих пор
неподвластна. Всю мою сознательную жизнь у нас в семье был
транспорт, но отец так и не научил меня управлять им, не дал мне
на это право. Вобщем, друзьями мы так и не стали.
Дружи с ним. Прежде, чем он превратится в тинэйджера, ты
просто обязан стать ему старшим другом. Ходи туда, куда идет он,
делай то, что он делает. Сокращай расстояние. Сколько от тебя
до него? А обратно? Посиди, полежи с ним на полу, пободайся с
ним лбом, увидь его глазами. Побудь на его хотя бы физическом
уровне! «Не забывайте себя маленького. Наши детские
чувства, мысли и желания в первую очередь нужны нам самим.
Они охраняют нашу целостность и индивидуальность, спасают
от гнета повседневности, выводят из самых тяжких кризисов. А
когда нам надо помочь ребенку, как-то поддержать его и
направить, они становятся своеобразным переводчиком,
позволяющим разным мирам общаться на одном языке. И
поверьте, общение это может стать неиссякаемым источником
сил, любви и вдохновения» - /М. Тамаш/
Не упускай малейшую возможность наладить, установить с ним
контакт. При всей своей занятости регулярно выделяй время для
разговора с ним. Побеседуй с ним в загадочном уединении
темноты, посмотри в небо, понаблюдай за расписанием звезд, в
летнюю жару вызови его на дуэль на водных пистолетах, съезди с
ним на вокзал или в аэропорт, притворившись, что вы кого-то
встречаете. Обязательно будь на всех его мероприятиях, /игры,
спектакли, соревнования/, и не в качестве мебели, а как его
персональная группа поддержки. Всегда все фотографируй.
Расскажи забавную историю из своего детства, обсуди с ним
текущие события, в т. ч. школьные, оцени его цели, мечты,
поговори о его любимой музыке. Наконец, просто разговаривай с
ним! Говори с ним, а не к нему! В т. ч. и на неизвестном
иностранном языке: « Тренди - бренди тюлюля;у? – Баксы –
шмаксы, дриньк ау;! – Ферди пюкси бумбель ся;о? – Щагерасим!
Буль муму;!» Сочиняйте новые песни о старом:
«В росу ёдилась лелочка,
в росу жона лела,
лимой и стретом зойная
быленая зела»
Веди дневник, записывай все его смешные словечки и
нестандартные поступки, памятные и просто забавные события,
проблески его, /и своей, конечно,/, мудрости. Со временем острота
ощущений исчезнет, но представь себе, как эти записи ты даришь
ему на свадьбу или в день рождения его ребенка, твоего внука.
Лучше, - правнука. Не исключено также, что из такой «хроники»
родится книга.
Конечно же, ему нравится, когда всего много. Однако если
забросать ребенка игрушками по самую верхушку, его внимание будет
рассеиваться, игры будут однообразными и скучными, в них будет
мало фантазии, креатива, нестандартных решений, т. е. того, что
потом и будет влиять на его будущее. Однажды один мой знакомый
старичок, у которого было очень много всего, - игр, игрушек,
книжек, одежек, и который занимался сразу всем, - музыкой,
языками, спортом, трудом, сказал мне: «Я живу разнообразно.
Это очень скучно». Старичку было восемь лет.
Ты живешь в стандартизированном мире и точно так же
стандартно, шаблонно мыслишь: конструктор складываешь, книгу
читаешь, на бумаге пишешь. Он играет тем, что для игры не
предназначено: ложка, стакан, гвоздь, камень, спички, наконец.
Книжка может послужить строительным материалом для дома,
конструктор можно читать, если собрать из него буквы. Что же
касается бумаги, то тут и вовсе открывается бездна возможностей:
самолет, пилотка, корабль, флаг, мяч, восхитительная и загадочно
шуршащая куча под названием «рвакля» и еще много-много всего.
Играя, он перебирает и создает варианты действительности и
пробует себя в черновиках ситуаций. «Ребенку нужна не игрушка
сама по себе, а предметы, стимулирующие деятельность в игре.
Поэтому важно, чтобы ребенок мог получить все, что нужно для
его фантазии в данный момент» - /Л. Дыкман, воспитатель,
работающая по вальдорфской методике/
Любимая потрепанная кукла, которую родители часто
выбрасывают – это резервуар его жизненной энергии. Недаром он
с ней засыпает или тянется к ней во время
болезни, ему нужна сила. Она для него
спасательный круг, как для тебя старая
заряженная бесчисленными молитвами,
намОленная поколениями верующих икона.
Игрушка может нести и отрицательную
нагрузку. Ты боишься принести ему инфекцию и
совсем не думаешь о том, что, даря игрушку, можешь заразить его
энергетической инфекцией. Одной моей знакомой принцессе с
красивым греческим именем Анастасия, / т. е. «воскресение»/,
подарили то ли сувенир, то ли амулет, то ли подушечку для иголок
в виде искусно выделанного… сплющенного трупика котенка с
выпученными от изумления и боли глАзками из стекляруса. No
comments! Другому маленькому принцу уверенно –
жизнерадостный, крепколобый папа-охотник постелил возле
кроватки огромную пушистую …баранью шкуру. Читал ли он сыну
сказку Сент - Экзюпери о принце и барашке, не знаю. Я даже не уверен, что в его
мозгах могло задержаться больше одной мысли одновременно.
Психолог Алан Уотс как-то заметил, что жизнь – игра, главное
правило которой – считать, что это не игра, а всерьез.
«Все мы родом из детства» -/ М. Ибука, директор Ассоциации
раннего развития и организации «Обучение талантов», основатель
корпорации «SONY»/. Дети играют в игру. Взрослые – это умершие
дети. Они тоже играют, но как - бы не играя ни в какую игру. Свои
забавы они называют делом. Как дети. Гений – это взрослый
ребенок, остановившийся в развитии в хорошем смысле. Ему все
еще интересно играть. Он не то, чтобы видит в игре смысл жизни,
он просто живет. Ему это нравится, он не скучает.
«Я пытался достичь сердца ребенка словами;
они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами;
он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?!» – закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
«Приди, - сказал он, - поиграй со мной!» -
- /Незнакомый поэт/
Говоря об игрушках, нельзя промолчать о собственности.
Игрушка – это первая в его жизни собственность, а инстинкт
собственника – едва ли не самый сильный и самый мучительный
для ребенка. Он учится жить в коллективе и поэтому не может не
отнимать у других, и не отстаивать то, что считает своим. Где, как
не в ссоре, он или подчиняется или дает сдачи, т. е. вырабатывает
специфические навыки общения и развивается, как личность?! Он
не жадный, и не надо вешать на него этот ярлык, он ведь таким и
вырастет. Хочешь – не хочешь, но, приклеивая этикетку на
ребенка, ты видишь его таким, как назвал, а он
именно так себя и ведет. Происходит так
называемая инициация, запечатление, и ребенок
начинает отождествлять себя с кличкой. Как вы
судно назовете, так на нем и поплывете.
Инстинкт собственника – показатель развитого
интеллекта, отстаивая свое, ребенок
воспринимает себя как индивидуальность.
Почему мы, взрослые, постулируя неприкасаемость и святость
частной собственности, отказываем в этом ощущении своему
ребенку?!
Однажды при возвращении из гостей мой четырехлетний сын
«положил глаз» на игрушку сверстника и прихватил ее с собой. Это
при том, что своих у него всегда было более чем достаточно.
Настоящий же собственник не возражал, а его родители
даже настаивали на подарке маленькому гостю. Однако
воспротивился я, поскольку воспринял это как прихоть, и
проявление жадности, / в игрушке действительно не было ничего
особенного, хотя как Я мог судить об ИГРУШКЕ?!/. Ни общие
уговоры, ни отчаянный рев сына меня не сломили, домой мы ушли
без подарка. Теперь я могу лишь догадываться, какое страшное
горе испытал Андрюша, не сумев по моей вине удержать свою
собственность. Через день он остыл бы к ней, и игрушку абсолютно
безболезненно можно было бы вернуть. «Если хотите научить
своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать
все, что вы им даете» - /Дж. Биллингс/
Дети с сильным инстинктом собственника не вырастают ни
жадными, ни грабителями. Дети, в которых этот инстинкт убивали в
зародыше, выкорчевывали, становятся ими. Надо просто пережить,
переждать частнособственнический период и хвалить, поощрять
ребенка, когда он делится своими вещами с другими: «Мне
понравилось, что ты поделился с друзьями, не все дети так
делают, наверное, это было нелегко, молодец, я тобой горжусь!»
Воспитывай в нем уверенность, что его личность
определяется не тем, что у него есть, а тем, кто есть он, что из
себя представляет он. Тем, как он относится к тому, что у него есть.
Человек появляется на свет лишь однажды и при желании это
можно даже увидеть; личность рождается десятки раз на дню,
незаметно для окружающих и для самого сноварОжденного.
Ну и, чтоб совсем уж закончить с проблемой собственности, не
веди себя по принципу - мой ребенок: хочу, кормлю, - хочу, съем!
Тем самым ты формируешь у него комплекс жертвы.
Он – не твоя собственность, и ты не рабовладелец.
«В революциях год за годом
за свободу гибнут народы.
Но, если сказать по чести,
рабы не ищут свободы,
рабы только жаждут мести»
- /П. Скорук/
Преступно и смертельно опасно иметь в собственности
человека. Особенно, когда этот человек, - раб твоей любви – твой
ребенок. Его можно любить, но им нельзя обладать. Оковы
рождают вакуум. Нет ничего безнравственней и тяжелее, чем
цепи в невесомости. И если уж ты исповедуешь в воспитании
чеховскую истину и хочешь выдавить из ребенка по капле раба,
то начни с того, что выдави из себя господина.
«Ребенок...душа, данная на хранение...это те
драгоценные чаши, которые Жизнь дала вам на хранение,
улучшение и развитие в них творческого огня.Не
прилепляйтесь к ним, как улитка к раковине. Всегда думайте,
что в вашем доме им пожить и погостить суждено лишь
какое-то время, чтобы созреть к собственной жизни» -
/махатмы, мои индийские друзья, мудрецы/
- из книги П. Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"
Свидетельство о публикации №109041601043