Этюды о воспитании. Талант и гениальность
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук
Талант – не случайность, данная при рождении, и он не
наследуется. Однако оптимисты, / и не только/, утверждают, что нет
людей бесталанных. Есть таланты пропавшие. Гений не тот, кто
знает правильные ответы на все вопросы и умнее, чем все другие.
«Для людей нет садовников, - писал Сент-Экзюпери, - в каждом из
них может быть убит Моцарт». «Все мы гении, пока нам не
исполнится 10 лет» - вторил ему Честертон. У каждого свой
ресурс возможностей, и каждый растрачивает отпущенный Богом
талант еще в детстве и к 20 годам становится заурядной
личностью. Петя Ершов к 19 годам написал гениальную сказку о
горбатом гибриде коня с верблюдом, ставшую единственно
известным его творением и которую он всю свою жизнь только
дополнял, переписывал и совершенствовал. «Каждый в
младенчестве бессознательно пишет тайный сценарий,
который будет управлять его поступками и решениями. Именно
этот сценарий диктует, будете ли вы победителем или
неудачником» - /Э. Берн/
Шестилетняя девочка, рисуя картинку к сказке «Гуси –
лебеди», посетовала: «Вот это маленький Ванечка, как его жаль!
Вырастет и сразу станет Иваном – дураком»
«…нахмурил брови, освоил космос, заплатил за квартиру,
разбил фашизм, побрился, упустил жизнь и вышел на улицу.
На улице…понял, что, в сущности, еще не жил…много раз еще не
жил» - /М. Анчаров, мой единомышленник/
Отсюда не гипотетическая, реальная эпитафия едва ли не
к а ж д о м у : «Умер в 20. Похоронен в 70».
По большому счету большинство из них - дети Индиго.
Любой ребенок - гений по определению, изначально. Даже если он
не очень хорошо учится в школе. Твоя, задача заключается в том,
чтобы он остался гением, перестав быть ребенком. Не надо ему в
этом мешать. Иногда это значит, что не надо и помогать. Причем,
самое трудное здесь, - не считать, что твой ребенок особенный. Он
такой же, как любой другой ребенок на свете, /написал и сам
удивился!/. Это трудно, но начать можно с того, чтобы не
сравнивать его с другими детьми, ни желая показать его
недостатки, ни стремясь подчеркнуть достоинства других.
«Каждый ребенок рождается божеством, а затем
опускается до человека» - /Симона де Бовуар/
Феномен девочки - поэтессы Ники Турбиной и юного
пианиста Жени Кисина закончился вместе с детством. Увы, это
печальная закономерность для так называемых выдающихся
детей. Sic transit gloria многих вундеркиндов, они пропадают из поля
зрения чаще всего так и не оправдав возложенных на них больших
надежд. И хорошо, если исчезновение ставшего уже привычным
ореола гениальности не привело ребенка к тяжелой душевной
травме.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески
говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески
рассуждал, а как стал мужем, то оставил
младенческое» - / грустный апостол Павел в своей
первой эпистоле к коринфянам, 13,-11/
Настоящие принцы и принцессы бывают только маленькими.
Гениальность – это не багаж удивительных
гиперспособностей. Именно такую вундеркиндную одаренность и
хочется порой поменять на счастливое детство. Истинная, чистая
и, я бы сказал, естественная гениальность - это стремление и
умение совершать поступки, действовать, обеспечивая творческий
прорыв и расширяя границы видимой Вселенной. Sky is the limit –
дословно «предел - небо», т. е. для него нет ничего невозможного.
Это отсутствие страха перед неудачей. Это, если хотите,
своеобразная сенсорная депривация, бесчувственность, отсутствие
инстинкта самосохранения и боязни двигаться. И в то же время это
умение слышать Бога. Хотя верно и то, что с ним Бог разговаривает
громче, чем с тобой.
Гениальному в прошлом слесарю, а сейчас не менее
талантливому алкашу поручили разработать хитроумную пресс –
форму, но при этом не сказали, что коллективный разум
авторитетного западного КБ признал эту задачу неразрешимой из-
за целого ряда «объективных» причин. Не догадываясь об этих
причинах, и мучаясь ужасным похмельем, спившийся слесарь
решил проблему после первого же стакана в течение 10 минут.
Неординарность личности определяется не тем, что она делает
неординарные вещи, а тем, что она делает обычные вещи
неординарным способом.
Ребенок тоже не знает, потому и не боится этих
«причин». Одаренный значит не ординарный. Шокирует,
ставит в тупик своим поведением, - не спеши хвататься за
голову, это не обязательно его нравственное падение. Возможно
наоборот, это говорит о его ярких способностях, о его умении
найти нестандартный подход к решению проблемы.
Детский ум свободно оперирует условностями
реальности и реализует эти условности,
одухотворяет их. Он запросто может предложить
кормить корову апельсинами, чтобы получать вместо
молока «Фанту», кур – шоколадом, чтобы они
неслись «киндер – сюрпризами», петуха – радиодеталями, чтобы
вместо надоевшего «ку – ка – ре – ку!» слушать
утренние радиопередачи, скрестить свинью с
ящерицей, чтобы свинья, когда нужно, отбрасывала
ноги, а они опять отрастали. А потом он
придумает сказку о ползающем
кузнечике и прыгающей черепахе; о
грустной козебре и добром папонте; о трусливом
Дон-Кихоте и храбром Санчо Пансе; о бабушке
Золушке, помешанной на чистоте кастрюль; о
Буратино, директоре мебельной фабрики, обожающем только
сучковатые доски и ненавидящем дятлов, о Маугли, дрессировщике
цирка, про Кота в «адидасах» и Чипполино, продавце овощей и
фруктов и т. д.
Я помню одного мало известного мне мальчика, который
сочинял сказки о животных еще в первом классе, а потом вырос и
стал автором нескольких книжек. В том числе и вот этой.
«Жизнь требует великой смелости. Трусливые только
прозябают, они не живут, потому что вся их жизнь пропитана
страхом, а жизнь, в которой так много страха, хуже, чем
смерть. Страха накапливается так много, что жить
становится невозможно. Жить могут только смелые» - /Бхагван
Шри Раджниш - Ошо/ Не учи его бояться! «Страхом научить
нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно
учения, как на дрожащей бумаге наткать» - /Екатерина Великая/
- из книги П.Скорука, "Евангелие Детства от Старого Павиана"
Свидетельство о публикации №109041504501
Елена Овчинникова 2 15.04.2009 20:44 Заявить о нарушении