Новый проект БСЭ. Второй Конкурс Пейзажная лирика

Дорогие стихиряне! На Стихире появился интереснейший проект - Большая Стихирская Энциклопедия:
http://stihi.ru/avtor/stihipedia
Это - еще один талантливый способ поиска и создания коллекции хороших авторов.
Заходите, читайте, помогайте баллами, отправляйте ссылки друзьям, делитесь своим мнением, предлагайте свои варианты - любое движение с благодарностью принимается.
Все понимают, что отыскать автора, стихи которого тебе близки, тревожат, вызывают разные сильные ощущения - очень и очень трудно. Поэтому стихиряне, которые занимаются подобным поиском, заслуживают всяческого одобрения и поддержки.
Создатели проекта также проводят всевозможные конкурсы  -----  УЧАСТВУЙТЕ!

Публикую результаты Второго Конкурса, посвященного ВИКТОРУ ГАВРИЛИНУ:
(судейский вердикт от Галины Вороненко:)))

Конкурсные произведения

1. Инна Заславская. "Яблочный, ореховый, медовый" - http://www.stihi.ru/2007/09/11/1321

2. Игорь Желнов. "До свидания, Крым!" - http://www.stihi.ru/2008/06/22/3291

3. Уменяимянету Этоправопоэта. "Мне - смотреть, как метель упекают" - http://www.stihi.ru/2009/03/01/666

4. Ольга Шилова. "нечаянная радость" - http://stihi.ru/2008/10/01/2023

5. Ушаков Алексей. "Сосна" - http://www.stihi.ru/2008/10/08/557

6. Геннадий Маринин. Снег - http://www.stihi.ru/2009/01/20/3784

7. Анна Малютина. "Запомним, как сентябрь на исходе..." - http://stihi.ru/2008/09/17/2982

8. Маштаков. "Этюды. От осени и до осени" - http://www.stihi.ru/2008/10/28/3753
(одно стихотворение из цикла)

9. Марта Синельникова. "Небо стало алым" - http://www.stihi.ru/2007/04/29-1339

10. Корочкина Анна. "Утро в таежном зимовье" - http://stihi.ru/2007/02/10-658

11. Анна Чернякова. "Осыпав листопадами дома..." - http://www.stihi.ru/2007/12/09/2466

12. Аурика Мансурова. "Медитативное" - http://www.stihi.ru/2008/05/26/3911



Приветствую всех участников конкурса! Всего заявок – 12,  немного; поэтому есть смысл разобрать и оценить каждое стихотворение.
Оцениваю по пятибалльной системе; первая оценка – техника стихосложения, вторая – эмоциональная насыщенность, художественность изображения, артистизм и прочее.
Пейзажная лирика просто требует множества украшений, красот, эмоций, даже, я бы сказала, любования и, собственно, любви. Оценив, даю средне-арифметическое.
Итак:

№1.
Яблочный, ореховый, медовый –
Августа торговые ряды,
Где за полцены отдать готовы
Лета бережливого труды!
Барышей не жаль и урожая:
Кончен торг, скорей в обратный путь!
Ведь уже, ненастьем угрожая,
Облака накапливают ртуть!
Как неумолимо убывает
Позднее сиротское тепло,
Как дыханьем сна запотевает
По утрам озерное стекло,
И клонятся обреченно набок
Гордые полыни, и в ночи
Стук дождя и падающих яблок
Поминальной песнею звучит.

Стихотворение душистое и тёпло-оранжевое с самого начала. Отлично передана динамика ...убывающего тепла.... Прелестный финал грустного невозвращения.
Хочется отметить, что использование неярких рифм подчеркивает пастельные тона стихотворения.
Очень впечатлили...облака, накапливающие ртуть... – красиво, выразительно, нагнетающе-вспухающе-серо-лилово!
...сиротское тепло.... --- печальный и тёплый штрих.
Ритм/размер – порядок, отлично.
5+5/2=5

№2
Вот и кончилась во рту
Отпускная эйфория.
Из блаженной Киммерии
Возвращаюсь в суету.

Невелик сознанья шлюз:
Пропускает еле-еле
Зорь алуштских акварели
И объятия медуз.

Сохраняют только сны –
Наспех сделанные кальки –
Променад по лунной гальке
И заклятие волны,

Вкус муската на губах,
Гордый профиль Кара-дага,
Кисть неведомого мага
На закатных облаках

И охрипших чаек хор…
День придёт – мелькнув над прахом,
Скифский меч коротким взмахом
Обозначит мой уход

За Босфор последних слов,
С обретённою любовью,
И оставит в послесловье
Многоточие холмов…

Лиричное, полное скрытого любовного присутствия стихотворение. Богатство метафор, сравнений, эпитетов насыщает атмосферу стиха плотно и густо.
...объятия медуз...променад по лунной гальке...кисть неведомого мага...  – здесь таинство и загадочность, которые немедленно хочется себе, в собственную корзинку радостей!
...многоточие холмов... – красивая перспектива, романтически-театральная, окрашенная тоновым дыханием пауз.
Несколько озадачило начало стихотворения ....вот и кончилась во рту отпускная эйфория... – почему именно во рту? Странно звучит на общем фоне волнующих красот. Может, тому виной ...вкус муската на губах?...
...наспех сделанные кальки....здесь разрушает очарование сюжета,  хотя образ неплохой, оригинальный, во всяком случае. Технически отлично.
5+4/2=4.5


№3.
Мне - смотреть, как метель упекают
через мёрзлую течь февраля…
и писать. Что за мука такая –
прирастать умноженьем нуля.

Эту влагу, идущую в земли,
оскуденье снегов у черты
принимай обречённость… Приемли,
как художник сдирает холсты.

Да на чёрнь загрунтует зелёным
и воздаст по делам, поделом…
Не иначе, с колодой краплёной
старый шулер идёт напролом.

Обойдется. Не раз приходилось
в межсезонья ложиться кровать,
уповая на вечную милость
за зимою мне вёсны давать.

Потому обиваю пороги
и подачку легко заберу -
не сушить же промокшие ноги
на холодном и скользком пиру.

Сложное стихотворение. Но тем и привлекательно – вчитываешья, пока не поймаешь (или думаешь, что поймал) ту самую нить/суть.
Поэтому, может быть я и ошибаюсь, но мне кажется, что произведение написано через уставшее от холода дерево (от лица дерева), или через бездомную промёрзшую собаку,  во всяком случае, через существо явно близкое к земле, пропитанное её соками, ароматами, мудростью, многолетием и широкоформатным вИдением окружающего – с одной строны; с другой – бродяжья сущность, готовность к лишениям, но и к внезапному добру ( но это уже на всякий случай).
Глубокий стих. ...по делам поделом....скользящая аллитерация, здорово!
Технически отлично.
В первой строке....метель упекают.... – упекают-  как-то грубовато на мой взгляд, тем более, что...через мёрзлую течь февраля – очень образно и живо.
5+4/2=4.5

№4
сентябрьский день – безоблачен и чист,
и я смотрю в промытое окошко –
как бархатец махровый бархатист,
и как жасмин желтеет понемножку…

как греются на лавках петухи,
на расписных под «хохлому» пять куриц…
и как-то удивительно тихи
сегодня все дворы соседних улиц…

меж веток – паутинки-паучки,
и между рам – ожившие вдруг мухи...
все краски – как в волшебные очки,
и сквозь такие же мемраны – звуки…

нечаянная радость – просто так –
внезапно – в виде - на голову снега –
снисходит… и обыденный пустяк –
счастливым может сделать человека.

Лёгкое, прозрачное стихотворение. Такой паутинистый сентябрь, данный нам в ощущениях;).
Ритмически в нескольких местах неверно, акценты сбиты. (...на расписных под «хохлому» пять куриц....ожившие вдруг мухи....и сквозь такие же мембраны звуки...).
Вот этот ряд впечатляет своей динамикой - ...внезапно – в виде – на голову снега...!
Финал хороший – аккордом счастья.
3+4/2=3.5

№5
…а после, византийскою сосной
стать - тонкой, смуглой, медно-ржавой,
густой смолой потеющей, с корой
слоеной, узловатой и шершавой.

на безымянный остров, как Уллис,
заброшенной нечаянным капризом
воды и ветра, вширь и ввысь
расти, дышать и пахнуть бризом.

и с высоты, скучая, тешить взор,
волны персидским шелком мятым,
в лиловых силуэтах дальних гор,
латинское угадывать сфумато.

и в сумерках, дождавшись тишины,
прислушиваться к стонам океана,
и, улыбаясь, думать - как смешны
дурные сны и бредни Иоанна.

Красивое, возвышенное и гордое стихотворение! Образ сосны нарисоват отлично античным профилем, издалека – с одной стороны, с другой – мягко-реалистичный до того, что можно потрогать. Образы и стиллистика – высший балл!
Особенно мне хочется отметить - ...в лиловых силуэтах дальних гор латинское угадывать сфумато....- прелестные строки, красиво до изнеможения!
Но – размер не выдержан нигде, кроме последнего катрена, - очень и очень жаль!
Последний катрен, кстати, полон мудрости и иронии.
2+5/2=3.5

№6
А ты не знала. Белый снег
Уже всю землю покрывает,
В снегу деревья утопают
По берегам замерзших рек.

И от заката до рассвета
В снегу затерянные где-то,
В деревне домики стоят.
Там дым клубится над трубою,
Коты, пушистые собою,
Глядятся в окна и не спят.

Там леса темная опушка,
Там елей темные верхушки
Снежинки ловят над собой,
Там светел воздух между ними,
Там иней - снег, а снег как иней
Висит над самой головой.

И от рассвета до заката,
Чертя узор замысловатый,
На фоне темных снежных туч
Снежинки падают, кружатся,
И вновь взлетают и ложатся.
Как вдруг, пробился солнца луч,

И ярким светом освещенный,
Весь мир искрится, превращенный
В один блестящий яркий снег,
И ели, ветками прикрывшись,
От солнца в темноту забившись,
Глядят, не раскрывая век.

И снова стужи налетели,
И снова кружатся метели -
Февраль на смену январю.
Все повторяется сначала,
И сыплет снег. А ты не знала
Того, что так тебя люблю.

Неплохое стихотворение, но очень уж как-то всё обычно, до монотонности; зима, как зима, рассветы, закаты, снег, ели; очень простые рифмы, подчеркивающие в данном случае, как мне кажется, медленное и рассыпчатое падение снега, что вобщем-то достаточно выразительно по сути. Но вот в финале, оказывается, любовь...Ну, что ж, разная она, это верно.
Пейзаж тут, конечно, есть. Но я бы мимо прошла, не обратив внимания.
Размер в прорядке.  (январю-люблю...- рифмой назвать нельзя).
4+3/2=3.5

№7
Запомним, как сентябрь на исходе
последних дней, срываясь в пустоту,
из хаоса рыдающих мелодий
вдруг выхватил единственную ту,
которая и до сих пор нас держит
у музыки иль осени в плену,
и голос отлетающей надежды
мы слышим, как звенящую струну...

Интересное изображение – картинка через сентябрьскую мелодию. Хорошее стихотворение, размер выдержан, неплохие рифмы, звучит гармонично – мысль-мелодия.
Но только нет в стихотворении эмоциональной силы, напряжения. Сентябрьский исход/угасание – всё верно, голосом одинокой скрипки....Хотелось бы побольше красок, даже через музыку.
5+3/2=4

№8
Солнечная рама истекает
Синими отвесными дождями.
Серебро на лужицах играет,
Солнце чертит золотом по раме.
Светлы стали вымытые листья,
Серебристы от дождя провалы,
Сотни бликов беличею кистью
Солнышко на них нарисовало.
Смотрит вниз, как эти блики множатся,
Самая сияющая рожица.

Неплохая идея ритмически и звуково подчеркнуть ссыпание, шёпот, шуршание, ветер в опадающей листве – повторением «с» каждой строки. Солнечно-серебристый тон – красиво!
Тем не менее, ритмический сбой...серебро на лужицах....серебристы от дождя...(смещено ударение; следуя античной теории стихосложения автор использует четырёхсложную стопу !---!---!- пеон первый; в указанных строчках ударение падает не на первый слог.)
...солнечная рама истекает синими отвесными дождями ...- очень изобразительно!
...сотни бликов беличею кистью....- тонкий и воздушный штрих!
3+5/2=4

№9
 Небо стало алым
посинели скалы,
И по скалам медленно
потекли туманы.
Зашумели листья,
и в ущельи мглистом
Звякнул птичий голос
флейтой серебристой...
Звякнул голос болью
и замолк устало.
Тишина прозрачней,
напряженней стала,
В ней копились звуки,
зарождалось эхо
Будущих рассветов,
завтрашних успехов...

В тишине закатной
стало вдруг понятно:
День, который прожит,
не вернешь обратно!

Совершенно запутана система рифмовки. Можно было бы и не рифмовать, получив благополучный белый стих.  ...и по скалам медленно...одна строчка вдруг другого размера. 
...алым – скалы..- хорошо, но ..туманы ...сюда прицепить очень сложно.
...медленно....остаётся нерифмованным, провисает, ну, допустим, загадочно...
...листьям...мглисто...серебристо – очень даже хорошо прошелестело!   А ...голос...опять провис.  ??
Ну и так далее.
Хотя общая тональность стихотворения мне понравилась; в соответствии с размером прозвучало задумчиво, утренне даже.
2+4/2=3

№10
Бьет копытцем горная коза .
Мордочку свою задрав к востоку
Бусинами крупными глаза
Жизнь течет, и недоступны сроки

Режут синеватую вуаль
Над тайгой распластанных туманов
Солнышка лучи. И очень жаль,
Мне того, кто так и не видал их

Нагишом в морозный ясный день
Из зимОвья кто-то в снег ныряет
Вдалеке копытит мох олень
На железной печке снег растает

В котелке я приготовлю чай:
Сааган-дали бодрее кофе.
Голубой Хамар-Дабана край,
Облака укутывают профиль

Дальних и заснеженных вершин,
Гордость гор Восточного Cаяна.
Солнца лучик морось раскрошил.
Блёстками блефует, окаянный.

Иней заколдованно скрипит
В скальнике, в игле кедровой хвои,
Вниз душа вернуться не спешит :
Улетела, торопить не стоит.

Здесь я не понимаю отсутствия пунктуации. Если уж она необходима, то почему автор стесняется её использовать?
А то ведь --  ...недоступные сроки...—запросто могут – резать синеватую вуаль..., например.   Или  --- ...кто-то чего-то  не видал  нагишом в морозный ясный день.....
...иней заколдованно скрипит...в игле кедровой хвои... – тоже мне не очень понятно; может и скрипит, в одной игле-то! Тихо так...:))
...туманов – видал их....сомнительная рифма.
..синеватая вуаль распластанных туманов.... – очень даже выразительно! (это я уже хвалю, кто не понял).
...копытит мох олень...- живо и оригинально!
...солнца лучик морось раскрошил, блёстками блефует окаянный....- прелестно! Особенно аллитеративность...блёстками блефует..!
Финал философически-восточен; первый катрен – тонкие повороты сознания, отрешенность и некоторая полифоничность ума  - --- коза...и жизнь, понимаешь, течёт.....:))
4+4/2=4

№11
Осыпав листопадами дома,
Отполыхала осень и сгорела,
И стала ждать земля, чтобы согрела
Её снегами белыми зима.

И ты представь: зима занемогла
И не явилась в город наш ко сроку.
В тайге родной, суровой и далёкой,
В берлоге дикой где-то залегла.

Щетинятся промокшие кусты,
Растоптанная слякоть под ногами,
И ветры, как стервятники, кругами
Спускаются на серые мосты.

В тисках ограды мокрый парк зажат,
Деревья наготе своей не рады,
Не спится им без зимнего наряда,
Их веточки от холода дрожат

И тянутся к безмолвным небесам,
Но облака не прерывают бега,
И сеют мелкий дождик вместо снега,
И улетают к северным лесам…

Зима, занемогшая в берлоге  --- хороший образ, фантазийный, одышливый, пыхтящий --- это воображаемо, но не усилено ни одним звуковым или образным сочетанием.
Размер/рифмы в порядке.
Вот за третий катрен автору несомненное уважение! Он, собственно, спасает всё стихотворение – очень выразительно, сильно и даже гневно. Особенно мне понравились ...ветры, как стервятники.... - !!
5+4/2=4.5


№12
Вздохнула ночь...
И разродилась утром...
Запеленала грусть -
И прочь из дома...
Взорвался мрак
На небосводе хрупком
Безумством снов,
И тактом метронома,
Дыханьем фраз,
Открытостью ладоней,
Сумой без дна,
И бездной откровений...
Почили мысли
На мирах картонных...
Неслась жара
На северных оленях...
Возник хор ангелов...
Пред сердца наготою
Смолк ветра стон...
А солнце пало ниц...
Притихший вечер
Плакал под луною...
И день уснул
На кончиках ресниц...

Напряженный и даже несколько медитирующий верлибр.
Сумбурность образов объясняется, видимо, ускорением временного процесса. Как, если бы, запустить фильм в другом ритме. Неплохо, даже очень неплохо.
....солнце пало ниц... день уснул на кончиках ресниц.... -  прекрасные метафоры!
Стихотворение я бы отнесла не к пейзажной лирике, а к чему-то абсолютно другому. Ну, например, к чувственно-изобразительной мягкой психоделике.
Пусть автор на меня не обижается, но стихотворение не соответствует теме. Я не могу его взять, как конкурсное. Но оцениваю по заслугам.
5+5/2=5


Итак, итоги конкурса:

Первое место разделили:           №1     №2
Второе место разделили:           №3     №11
Третье место:                №7

Всем авторам спасибо за участие!


Рецензии
Непредвзято.
Лаконично.
Ярко.
С добром!
*
Вы доставили мне огромное
эстетическое удовольствие
этим обстоятельным разбором.
Рад знакомству!
))

Игорь Влади Кузнецов   15.10.2009 21:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Игорь! Рада Вашему визиту и знакомству взаимно и искренне.
Скоро к Вам зайду, если не возражаете. ?
Я уже немножко "прогулялась" у Вас. Но так сразу не могу: знакомиться, так уж знакомиться:))
Еще раз большое спасибо, Игорь.
Теплюще,

Галина Вороненко   19.10.2009 01:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.