почитав Ницше

Вот уже тысячу ночей ты засыпаешь и тысячу раз просыпаешься по утрам. Ты встаешь, тащишь свое не проснувшееся тело в ванную и заставляешь неподъемную руку взять зубную щетку. Ты медленно, но уверенно просыпаешься. Ты идешь, надеваешь свои повседневные джинсы и вчера постиранную майку. Так начинается твой день. Каждый день. И каждый день заканчивается тем, что ты уставший расстилаешь постель и засыпаешь. Всегда есть варианты, но суть действия одна.
И скажи, неужели тебе никогда не хотелось идти наперекор заданному порядку, двигаться как-то по-другому, не так как всегда, неужели никогда не хотелось что то поменять в жизни. Всем нам хочется, потому что это идет не столько от скуки, сколько по естественным причинам бытия – по закону жизни. Жизнь – это постоянный шаг вперед - мы всегда что то меняем. Но то количество и тот уровень меняемого, который мы выбираем обусловлен ничем иным, как уровнем нашего страха.
Человек всегда боится. Именно страх заставляет его сделать выбор. Он обдумывает пути решения задачи с той точки зрения, с которой ему выгоднее, т.е. с той, где он меньше потеряет. Там где он меньше боится.
Нужно стать совершенно субъективным. Если приглядеться, страх исходит только из вопросов, как нас воспримет общество, отторгнет ли после сделанного выбора или восхвалит. Обреченный человек, не умеющий жить для себя. Но я не проповедаю жизнь во зло другим. Просто надо уметь жить с другими, а не сожительствовать, деля площадь и чайный сервиз с соседями. Уметь отличить СЕБЯ от ДРУГИХ.
Ницше сказал: «Надо быть честным в интеллектуальных вещах до жестокости. Надо иметь привычку жить на горах - видеть под собою жалкую болтовню современной политики и национального эгоизма. Нужно пристрастие силы к вопросам, на которые сегодня ни у кого нет мужества; мужество к запретному, предназначение к лабиринту. Опыт из семи одиночеств. Новые уши для новой музыки. Новые глаза для самого дальнего. Новая совесть для истин, которые оставались до сих пор немыми. И воля к экономии высокого стиля: сплачивать свою силу, свое вдохновение. Уважение к себе; любовь к себе; безусловная свобода относительно себя...»
Нет ничего позорного в том, чтобы есть то, что хочется, любить того, кого хочется, жить там, где хочется. Свобода начинается в нашем понимании себя и сознания своего места в этом мире. Нет, ты не Бог, ты не представитель высшей расы, ты не «сверхчеловек». Но ты им можешь стать.
Не стоит растрачиваться по пустякам. Зачем тратить свои душевнее силы на разборки с окружающими? Начальник накричал за то, что ты опоздал на 5 минут? Это ЕГО проблемы, а не твои, это он не выспался или поругался с женой. Это ЕГО мир, его переживания, его неуверенность и его самопризнание.
Зачем задавать вопросы, на которые не можешь однозначно ответить да или нет? Скажи, нужно ли тебе общаться с этим конкретным человеком? Ты, скорее всего, ответишь: «Нет, наверное, хотя возможно и да…» Зачем тебе это? И тут ты начинаешь искать какие-то причины, объясняющие почему ты с ним общаешься. Личная выгода? Жалость? Терпимость?... ты просто боишься что-либо изменить на столько координально, чтобы вычеркнуть кого-то из своей жизни за ненадобностью…
Страх нескончаем. Нам, христианам, изначально навязывается понятие «вины» и «долга», но вина и долг перед кем? Именно перед КЕМ-ТО. Мы не правильно воспринимаем эти понятия. Если посмотреть на них другими глазами, можно увидеть всю абсурдность идеи долга и вины. Мы боимся сделать что-то хорошее для себя, так как это может не понравится, а то и навредить кому-то другому. Это призрачная болезнь. Боязнь кары, расплаты. Но кто шлет нам на головы возмездия? Бог? Провидение? Я не отрицаю Бога, но я не считаю, что Бог это молодой, красивый парень лет 30 с добрыми глазами и с обезоруживающей улыбкой. Нет Бога как существа. Есть Бог как сущность, как некая субстанция, сила, ведущая мир вперед – это и есть Жизнь.
Стоит вспомнить, что в философии есть несколько точек зрения на субстанцию, на идею Первоначала мира. Это «монадология» Лейбница (первоначал мира необозримое множество, это и есть монады), «дуализм» Декарта (есть две субстанции – идеальное и материальное). По Шопенгауэру есть только одна сущность – Воля. По Гегелю – Разум.
Я позволю себе согласиться и с Декартом, и с Шопенгауэром. С одной стороны, несомненно есть нечто духовное, что не имеет материального воплощения, но непременно зависит от него, так как без материи не видно действия духовного, а если нет действия, то возможно этого духовного нет в принципе. С другой стороны, материальное никак не может обособляться от идеального, ибо в материальном изначально нет Идеи, а Идея – это духовная сущность.
Шопенгауэр утверждает, что единственное первоначало это Воля. Несомненно, что именно Воля обусловливает действие, все что делается в мире итог проявления Воли. Однако, я совершенно не согласна с мнением философа, что для того, чтобы быть свободным надо идти против Воли, против самой Жизни. Умереть, но доказать, что ты свободен.
Смерть – это побег. Побед от правды, от реальности, это легчайший из всех путей. Смерть не конец жизни, жизнь и смерть это две части одного целого. Для меня нелепы благородные поступки японских самураев, для которых харакири это достойная смерть. Нет достойной смерти, есть достойная жизнь. Как же прожить жизнь достойно?
Нет конкретного ответа. «Мир – это мой мир!» - воскликнул Шопенгауэр и был тысячу раз прав. Мир таков, каким видишь его ты, счастье есть то, что ты понимаешь под счастьем, достойная жизнь такова, какой ты ее видишь. Никто не может тебе сказать точно, как правильно прожить жизнь. Этого не знает никто. Только ты. Одно могу сказать – к достоинству непременно надо отнести мужество и смелость, так как это проявление Силы души. Нет людей, которые не боятся ничего. Все боятся. Сила заключается в том, чтоб закрыть глаза и открыть их снова девственными, первый раз зрящими, только тогда можно увидеть всю правду Страха. Идя именно ему наперерез, человек становится сильнее, он обретает в себе «сверхчеловека».
Для меня всегда самым главным страхом был страх неизвестности. Например зайти в спокойное море глубокой ночью – это то, что я каждый раз, приезжая на курорт, пытаюсь сделать. Но тщетно. И дело не в том, что я думаю, что меня может что-то цапнуть под водой, ведь я наверняка знаю, что там максимум маленькие, безобидные рачки. Наверно легче зайти в бурлящее ночное море, чем в безмятежный штиль, когда море даже не шелохнется. Но я сделала шаг вперед, я все-таки вошла в эту Неизвестность, недостижимую разумом, но прочувствованную всем нутром. Все-таки зашла, хоть и не одна, хоть и простояла в воде меньше минуты и малодушно выбежала на берег. Но начало положено.
Это слишком конкретный пример, но через него я хочу показать, что это не важно ни для кого другого, но важно для меня. Я смогу делать еще что-то новое – я смогу плавать ночью в море. Мелочь несущественная в нескончаемом ритме жизни, но за счет этой мелочи я стану сильнее, потянется череда других «подвигов». Я буду менять свою жизнь, такими вот маленькими шажками, но я поддерживаю тем самым Жизнь.


Рецензии