Серебряному веку
Оправдан будет каждый час”
А. Ахматова.
Мы умерли, не оценив надгробий,
Не погрузившись в слово до границ
Безмолвия, и тень междоусобий
Проклятьем пошлости вальсирует на бис.
Мы — мельче, мы — ничтожней! В самом деле
Мы окунулись памятью в корысть.
Быть может, по-житейски, мы умнее,
Но лучше нам с собою развестись…
Нет зависти — есть только восхищенье
И только есть желание сполна
Ворваться в средоточье средостенья,
В котором Вами пущена волна
Изысканной новаторской работы
Со словом, звуком, ритмом и стихом:
Вы жизнь вдохнули грудью полной квотой
И, знаю, не жалеете о том!
Вы пережили ворох треволнений,
В лицо надменно ад пахнул крылом,
И цену самых ярких сновидений
Изведали, считая ремеслом
Могучий дар, до коего нам грешным
Не хватит сил духовных дорасти…
Но то, что Вами поднято, Небесным
Мы почитаем… Господи, прости!
12.06.07
Свидетельство о публикации №109041307674
Этому предшествовал "Золотой век" русской литературы...
Пытаюсь понять, Алексей Владимирович, почему в новейшей истории России пока нет таких примеров!? Есть вседоступность средств самовыражения, но Поэтов не слышно и они уже не могут "держать" в восторге "залы политехов и стадионы"...
Спасибо за мысли
и контуры подсказок!
С теплом и доверием,
Анатолий Евстафьев 14.03.2018 14:22 Заявить о нарушении
Это я как анестезиолог утверждаю...
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 14.03.2018 22:38 Заявить о нарушении
Ведь и на наш с Вами революций с мировой и гражданскими войнами хватили с лихвой, а Поэтов дефицит...!?
Предполагаю, души у них были не осквернены обезбоживанием и пандемией всеядного потребительства и в слове "любовь" они не слышали пошлого "Давай, займёмся любовью"...
Спасибо, что щёлкнули выключателем в мозгу!
Анатолий Евстафьев 30.12.2019 18:39 Заявить о нарушении
Вряд ли отвечу на Ваш вопрос, ибо жизнь духа развивается по своим законам.
Расцвет зодчества на Руси был в предмонгольский и монгольский период. Он, конечно, в значительной степени был импортирован из Византии и имел Восточную окраску (Восточная Римская Империя) - я имею в виду мастеров - но лёг на потрясающе подготовленную почву. И, поэтому, такие шедевры, как Дмитровский собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, Пятницкая церковь в Чернигове, Спаса Нерукотворного в Андрониковском монастыре, Троицкий в Сергиевой Лавре. В это же время идёт расцвет иконописи. Сюда же можно присовокупить и словесные шедевры митрополита Иллариона и "Слова о полку Игореве". Все сопряжено: усвоение и аккумуляция греческой православной культуры и внутреннее напряжение от нагрянувшей беды в виде ига с его предчувствием, что особенно прочитывается в Слове. То есть, есть сгущённая атмосфера и подготовленная душа.
Петровская реформа, переломав российские кости, в конечном итоге дала новый импульс к осмыслению и ассимиляции культуры Запада. Был подготовительный период эпохи Ломоносова и Державина, заложивший основы новой словесности, совершенно неожиданно разрешившиеся оружейным залпом из Пушкина, подхваченного Лермонтовым, Тютчевым и многими другими. В прозе - апофеозом явились Толстой и Достоевский, переплюнуть которых, по-моему, просто невозможно. Лично мене всё после Фёдора Михайловича кажется пресной.
Священник Алексий Тимаков 03.03.2021 14:57 Заявить о нарушении
А дальше новая экспонента: наработанный национальный опыт и предчувствие надвигающейся катастрофы, рванувшей в революцию, породило сгусток великих талантов, имевших порясающее гуманитарно-музыкальное образование, выплеснувшееся в музыке стиха Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Сюда же необходимо пришвартовать философский параход Бердяевых, Булгаковых, Трубецких, Франков, импульс которым дал Владимир Соловьёв. Здесь же и живопись Ивановых, Врубелей, Нестеровых и пр., музыка Чайковских, Мусоргских, Рахманиновых - всех всё равно не перечислишь. А также русская архетектура - сначала привозная: Растрелли, Кваренги et.cet., а в апофеозе - Русский Модерн с Шехтелем.
ХХ век ещё был напитан этими именами, и потому Скрябин, Шостакович, Прокофьев и Шнитке, Корин и Бродский - те, кто успел надышаться могучим воздухом.
Если учесть, сколько голов полегло в послеоктябрьской чистке, станет понятно, что ресурс культуры сильно подорванименно в человеческом факторе: гуманитарное образование не чета началу ХХ века, жизнь при всех её трудностях безмерно благополучна, а посему ничто выстрадано быть не может. Остаётся только предчувствие катастрофы, которую могут ощущать только особо чувствующие люди. Есть ли они в наличии? Произойдёт ли очередная аккумуляция духа? - вопросы обращённые в будущее. И ещё: что необходимо перелопатить в себе самом, чтобы ощутить нерв истории - какое наследие аналогичное наследию Византии и Возрождения?
Ваш, А.Т.
Священник Алексий Тимаков 03.03.2021 15:53 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2010/02/10/8157
А это - в качестве довеска...
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 03.03.2021 16:01 Заявить о нарушении
по существу Вашей первой ссылки, пошёл за вторым адресом. Оказалось, что не один, а с попутными мыслями.
Предполагаю, главная проблема творчества в любые времена - услышать и понять "язык времени" Кушнер прав: "Времена не выбирают/ В них живут и умирают..."
Чувствую, "то о чём болит у автора" - это всегда о прошлом. Получается, живая
литература - это всегда "вечная новость". В каждой эпохе - своя "Повесть временных лет". Сегодня - очевидная немота поколения, родившегося после гибели СССР. Непростыми путями Бог ведёт Россию.
В текущем творчестве (на "стихире" и в богемных изданиях) сострадание приобретает "ролевой" (игровой) характер. Постмодерн агрессивно "переучивает" на другие нормы. Литература не "усложняет" мировосприятие, а упрощает его до потребительского "дайте мне - я хочу". В любой пандемии - главный герой всё же не вирус, а человек в условиях вредоносного поветрия.
Осторожно предполагаю - будущее ожидает великий раскол, потому что Нагорная Проповедь, обращённая лично к каждому, трудно сочетается с "коллективным мозгом" - Интернетом, который управляется малюсенькой группой людей...
Соцсети без новозаветных нравственных ориентиров - мощное средство "кастрации ума". Вместо вайнеровской "Эры милосердия" наступает эра "сетевого одиночества" с законами виртуального мира. В виртуальном мире все одинаковы в правах и обязанностях, а в реальном у каждого столько свободы, сколько он сам себе заслужит...
Отсюда, вероятно, Алексей Владимирович,
вся современная литература достойного уровня
помещается словно в полупустом спичечном коробке -
встряхнёшь - слышно, но сколько там "спичек" понять трудно!
Простите многословие -
не каждому интересно,
а Вы, батюшка, много
чего слышали из наболевшего
от духовных чад и сможете
подправить в нужном направлении!
С добросердечием,
Анатолий Евстафьев 06.03.2021 10:50 Заявить о нарушении