Зачем пишутся стихи

Мне иногда задают вопрос, зачем пишутся стихи.
Тема эта серьёзная и языком художественных образов о ней поговорить не получится.
Придётся писать научно-публицистическую статью.
Не всем будет интересно. А может быть, и всем. Ну, там видно будет.

Поэзия, независимо от воли автора, создаёт, формирует и углубляет чувственную составляющую понятий.
Делается это при помощи рифмованных слов и ритмичных фраз, иногда букв – звуков.
Тем же самым занимается живопись и музыка, но о них говорить здесь не будем.
Словами оперирует и проза, но проза менее ритмична по структуре.
Понятия существуют, как наше представление о явлениях.
Явления существуют независимо от нашего сознания, то есть объективно.
Хватит. Мне это надоело.

Все люди чувствуют одинаково, но проблема в том, чтобы передать свой опыт своим детям, прежде всего, и другим людям. Любимым – прежде всего.
Потребность передавать свои чувства – естественная потребность человека.
Всё что мы чувствуем, мы или осознаём, или не осознаём.
Так вот. Те чувства, которые мы осознаём – есть результат работы литературы в целом и поэзии в частности.

Возьмём понятие Родины. Малой Родины и большой Родины.
Никакой Родины нет. Нет такого явления на свете – Родина.
Родина не существует помимо нашего сознания.
Поэты сделали так, что Родина существует в нашем сознании и мы её любим, тоскуем по ней, печалимся.
Не только поэты сделали так. Много кто в этом принимал участие. Но, поэты внесли большой вклад. В СССР говорили – поэтический цех.
В этом цехе ковался поэтический образ Родины. Большевики очень хорошо это понимали, хотя из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Искусство в целом и поэзия в том числе сделали так, что человек бывает готов отдать жизнь за Родину.
Вот вам и волшебная сила искусства не по Аркадию Райкину.

Возьмём понятие любви. Любовь существует помимо нашего сознания. Но поведение в любви, то есть культура влюблённого это результат работы поэзии в том числе.

Возьмём другие понятия. Страдание. Жалость. Восторг. И так далее. Эти явления существуют помимо нашего сознания, но мы их осознаём также благодаря поэзии в том числе.

Надеюсь, с этим понятно.

Прежде чем добить вопрос о том, зачем человек пишет стихи, несколько тезисов о принципах и идеалах.

Все люди имеют принципы и идеалы.
Чтобы понять, как и откуда появились принципы и идеалы нужно писать ещё одну статью.
Кратко скажу, многие принципы и идеалы есть результат эволюции человеческого вида.
Популяции людей со слабыми принципами и идеалами чаще погибали в борьбе с другими популяциями людей. Например, вообще беспринципные побеждали имеющих слабые принципы.
Но как противостоять беспринципному агрессору?
Стать более беспринципным?
А если дальше некуда?
Поэтому, человечество пошло вперёд.
Поначалу проигрывали беспринципным.
Но постепенно идеалы Пересвета и Осляби стали сильнее идеалов Челубея.
И пересветы стали побеждать.
А если и погибали в неравном бою, то сказители так об этом пели и играли на бандуре, что сразу хотелось пойти и убить всякого, кто хоть чем-то похож на Челубея, то есть черноволосого, темноглазого и скуластого агрессора, который гуляет по нашему парку с коляской и беременной женой.
Ой, что это я!?

Поэты приложили свою руку к формированию принципов и идеалов.
Самый мощный результат работы поэзии – Библия.
Для меня не имеет сейчас значения, каким образом Бог водил рукой Екклесиаста.
Главное, что Екклесиаст был поэтом.
Откуда нам знать, может быть, Бог сейчас водит и моей рукой. Дело не в этом.


Теперь собственно о главном.

Итак, человек не может не передавать свой чувственный опыт.
Для него это естественная потребность.
У меня нет ни малейшего сомнения в том, что мальчик, написавший на заборе соответствующее слово, совершил в своей жизни первую такую попытку.
Кстати, а почему мы уверены, что это была не девочка!?

Перечитав все слова на всех заборах, ребёнок заметил, что фраза «Я люблю тебя не так, как какой-нибудь дурак» производит на него самого и на окружающих более значительное воздействие, чем фраза «Я люблю Марусю. Уси-пуси».

Надеюсь дальше всё понятно и продолжать не нужно.
Надеюсь, также, всё-таки это было занимательно.
Если что надо – пишите.

Часть вторая.
В первой части мы методом научно-художественного поиска установили, зачем пишутся стихи.

Чтобы передать свой чувственный опыт другим.

Можно и по другому сказать.
Чтобы передать любимым опыт своих переживаний.

Переживание, напомню, это процесс перехода от мысли к чувству, и снова к мысли, и снова к чувству, и так далее.

Есть особый вид поэтов, которые любят всё человечество или отдельную его часть.
Такие поэты хотят передать свои переживания большим скоплениям людей сразу.
И обращаются к ним в своих стихах.
Большим скоплениям людей не интересно за что я люблю Марусю.
Им нужно сообщить нечто более глобальное.
Например, что я люблю Марусю за косу её русу.
Это многим из них даёт ощущение причастности к великой русской культуре и сопричастности с Родиной – территорией, где большинство женщин русоволосы.

Обманывает ли себя и их такой поэт?
Ни в коем случае.
Другие поэты до него сформировали у него же соответствующие вкусы и привязанности.
А окружение, где большинство женщин русоволосы, только усилило его чувства.

Только не надо думать, что я сам не люблю Марусю за косы её русы.
Это будет большой ошибкой.
Я ничем не отличаюсь от большинства и от моего среднестатистического читателя.
Только болтаю больше.


Рецензии
Боря, не все люди чувствуют одинаково. Если бы все люди чувствовали, как Сократ - мы бы жили в одном мире, если бы, как Машааль - в другом.Осмелюсь так же предположить, что искусство служит единственной цели - очищению человеческой души.

Алексей Ивантер   19.04.2009 17:52     Заявить о нарушении
Иногда после очищения такие ужасы открываются, что лучше было бы не очищать.

Уменяимянету Этоправопоэта   19.04.2009 18:08   Заявить о нарушении
да брось.Зрение, действительно, восстанавливается, так на то духовное зрение и дано, чтобы зреть.

Алексей Ивантер   19.04.2009 18:20   Заявить о нарушении