Так тяжёл твой взгляд, как разлука...

От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 20 Сен 2007 23:56:20
Тема: Исцеление пустотой.
 

Нет, дорогая, золотая, милая Алла!
Впереди у нас самая главная, окончательная и неотвратимая
разлука. И видя в конце анфилады ту последнюю дверь, которая
пропускает только в одну сторону, запрещаешь себе расставаться
и даже в разлуке предпочитаешь видеть начало,встречу.
Это преимущество молодости - бесстрашно смотреть в глаза
финалу, ведь до него ещё так далеко, что как будто и нету.
А теперь на каждом сантиметре оставшегося надеешься увидеть
новое, ВСТРЕТИТЬ, чтобы уже не потерять до конца
            
Пусть голова закружится от звёздного хоровода,
пусть обезумеешь и забудешь о том, что будут они -
последние двери, нет,- есть только сверкающее небо!
            
На земле так мало осталось притягивающего, что САМО
бы ухватилось за тебя и держало в любовных объятьях, -
разве что репейники.Наоборот приходится самой удерживать
ускользаюшие объекты, пытаться ещё нести ношу, которая
с каждым шагом становится тяжелее.
Ну и ладно! - Оставляешь изношенное в кладовке со
старьём, жалко выбросить - в нём ещё осталось тепло
прожитого, но нежелание доживать жизнь среди старья
побуждает всё-таки выносить из дома даже память.
Освободившееся место просит заполнения, и оно происходит.
              Я даже подумала, что творчество - это преодоление
              отсутствия, самое главное понять,- чего нет.
              Жизнь это такая огромная пустота,
              которую люди лихорадочно набивают чем попало, потому что
              времени для заполнения слишком мало, некогда
              разбираться, что нужно и ценно, а что гадость.
              И вот начинаешь понимать, что то, что снову и смолоду
              казалось привлекательным и милым, испортилось,
              пора его выбросить, хотя бы уж затем, что знаешь, ЧТО
              выбрасываешь, а не так безразлично, как это сделают
              чужие руки.В результате чистки анфилада оказывается
              пустой, и теперь самое время снова наполнять эти комнаты
              тем  сущностями, которые не успеют состариться.

            Я часто езжу на плотину, к морю.
            Стою там, как Ваша Одинокая Цапля, которую я
            очень уважаю. - Она стоит и думает.
            Несколько лет назад сразу возле плотины появилась новая
            церковь. Ну, появилась и появилась, их много сейчас
            строят. Но вот я решила сходить туда.
            Оказалось, что это мужской монастырь.
            И там, по-видимому, спасается талантливый садовник -
            такое обилие цветов и, самое главное, такие роскошные
            розы - и красные, и белые, и жёлтые, и большие, и
            маленькие, ухоженные, с тёмно-зелёными блестящими листьями!
            Уж я их все перенюхала, налюбовалась.
            У меня теперь "роман" с Левым берегом.
            Я долго иду по набережной, потом она кончается, и я иду
            просто по берегу,от мыса к мысу, море всегда разное,
            особенно оно похоже на море в ветреную погоду,
            когда белые барашки гуляют по всему его простору,
            и похоже на иллюстрацию к сказке о
            рыбаке и рыбке, когда рыбка рассердилась.
            Чайки, небо, солнце, тучи-облака.
            И забываешь, что находишься посреди
            Азии, среди равнины ровныя, а кажется, что на
            краю земли, и море безбрежно.
            Я смолоду любила "разговаривать" с морем
            и быть с ним наедине. И вот теперь меня тянет
            туда каждый день, приду домой и думаю,
            что завтра опять поеду.
               
             Я люблю ходить туда одна - переезд через плотину, как
             переезд через границу - всё остаётся далеко позади и -
             даже исчезает.

            Происходит вот это "заполнение отсутствия",
            простор как будто требует моего существования,
            как будто я должна дать ему смысл. И себе.            

                Мечтаю съездить туда звёздной ночью, потому что там
                открыт ВЕСЬ небосвод.

              Да, Алла, я хочу, чтобы у разлуки был светлый взгляд         
             
                Оглянись, поэт - тих и светел -
                Обожди этих верных двух:
                Абиссинии знойный ветер,
                Леопарда могучий дух.

                Над тобой в алмазном убранстве
                Звездный трепетный небосвод,
                И плывёт в мировом пространстве,
                И кружит планет хоровод.

                " Не укоряю, что прошла,
                Благодарю, что проходила!"

                Т.

От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 22 Сен 2007 12:27:10
Тема: "Условия человеческого существования"
 
                Обычно я стараюсь не перечитывать своих писем, а тут,
                помня, что память у меня становится всё хуже,
                решила посмотреть последние письма к Вам.
                И испугалась сама себя - как я огорчилась бы, если бы
                мне приходили такие письма.
                Но я надеюсь, что Вы меня уже достаточно хорошо
                узнали, чтобы не ошибиться в интерпретации.
                По крайней мере, последнее моё письмо, как Вы
                правильно поняли - это только реакция на Ваш стих
                "Так тяжёл твой взгляд..."

                Совершенно невыносимы строчки:

                "Открывает двери без стука
                Дом твой вечный сыра земля".

                Вот чем вы, поэты, нас поражаете  - смелостью.
                Берёте мысль или чувство, которое простые смертные
                даже помыслить не могут, и предъявляете нам, чтобы
                мы помучились вместе с вами.
                Я и раньше всё пыталась представить себе, как
                Николай Гумилёв смотрел на расстрельщиков,
                думаю, что с презрением и со стыдом потому что
                не в честном бою , потому что не хищники,
                не львы-пантеры, а трусливые поганые
                шакалы. Мне больно  именно это последнее его
                поэтическое переживание - Не в бою.

                Сырость, холод и ветер не пускают меня из дому, но
                и дома холодно, не топят. Обложусь книжками и сижу
                под одеялом.
                Мне кажется, что и весь мир тайно ждёт
                чего-то, испуган своей переполненностью.
                Господи Боже, что делает Цапля на берегу моря?
                Ведь она не может поймать рыбу.
                Неужели прилетела только чтобы потосковать?
               
                Нет, не выходят из-под моего пера светлые
                строчки. Но я с Вами, хоть и по ту сторону
                океана.
                Т.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь узкой щели,
Утонувшей в густом плюще.
         Николай Гумилев.

Разлука, ты разлука,
Чужая сторона,
Никто нас не разлучит
Лишь мать, сыра земля.
       народная песня

Алла Гозун

   Так тяжел твой взгляд...
      
Так тяжел твой взгляд, как разлука,
Когда нет дороги назад...
О, Орфей! Под музыку Глюка
Навсегда спускаешься в ад.

Оглянись, поэт - тих и светел -
Обожди этих верных двух:
Абиссинии знойный ветер,
Леопарда могучий дух.

Над тобой в алмазном убранстве
Звездный трепетный небосвод,
И плывёт в мировом пространстве,
И кружит планет хоровод.

Звуки выстрелов, как литавры,
Что ударили прямо в грудь,
И терновый венец - не лавры -
На тебя надевают в путь.

Сторона чужая Разлука...
- Да уймись ты! Не вой ты зря! -
Открывает двери без стука
Дом твой вечный - сыра земля.
1997


От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 22 Сен 2007  19:14:12
Тема: Невыносимые условия человеческого существования

24 августа 1921 года опубликовано Постановление Петроградской Губчека
о расстреле участников "Таганцевского заговора". В числе 61 растрелянных
был выдающийся поэт "серебряного" века Николай Гумилёв.
Дата расстрела пока неизвестна.

1 сентября "Петроградская правда" в статье "О раскрытом в Петрограде заговоре
против Советской власти..." публикует сообщение о самом заговоре и степени
виновности его участников.
О Гумилёве: "Гумилёв Николай Степанович, 33 л, б[ывший] дворянин, филолог,
поэт, член коллегии "Изд-во Всемирной литературы", беспартийный, б[ывший]
офицер. Участник петроградской Б[оевой] O[рганизации], активно содействовал
составлению прокламаций к[онтр]револ[юционного] содержания, обещал связать
с организацией в момент восстания группу интеллигентов, которая активно
примет участие в восстании, получал от организации деньги на технические
надобности".
На основании этих "обвинений" поэт был приговорен к расстрелу. Хотя,
по свидетельству юриста Г. А. Терехова ("Новый мир", 1987,№12), в деле
"содержатся лишь документы, подтверждающие недонесение им о существовании контрреволюционной организации, в которую он не вступил".

               


Рецензии
Я даже подумала, что творчество - это преодоление отсутствия, самое главное понять,- чего нет. Жизнь это такая огромная пустота...

"А знаете, Пастернак, Вам нужно писать большую вещь. Это будет Ваша вторая жизнь, первая жизнь. Единственная жизнь. Вам никого и ничего станет не нужно. Вы ни одного человека не заметите. Вы будете страшно свободны. Ведь Ваше "тяжело" - только оттого, что Вы пытаетесь: вместить в людей, втиснуть в стихи. Разве Вы не понимаете, что это безнадёжно, что Вы не протратитесь. (Ваша тайная страсть: протратиться до нитки!) - Слушайте, Пастернак, здраво и трезво: в этом веке вам дана только одна жизнь, столько-то лет, - хоть восемьдесят, но мало. (Не для накопления, а для протраты.) Вы не израсходуетесь, но Вы задохнётесь. Пена вдохновения превратится в пену бешенства. Вам надо отвод: ежедневный, чуть ли не ежечасный. И очень простой: тетрадь."
Из письма М. Цветаевой.
Огромный соблазн хотя бы ещё немного продолжить, Алла. Можно? Никак удержать себя не могу.

"Лирические стихи (то, что называют) - отдельные мгновения одного движения: движение в непрерывности... Лирика - это линия пунктиром, издалека - целая, чёрная, а вглядись: сплошь прерывности между... точками - безвоздушное пространство: смерть. И вы от стиха до стиха умираете. (Оттого "последнесть" - каждого стиха!)
В книге (роман ли, поэма, даже статья!) этого нет, там свои законы. Книга пишущего не бросает, люди - судьбы - души, о которых пишешь, хотят жить, хотят дальше жить, с каждым днём пуще, кончать не хотят! (Расставание с героем - всегда разрыв!).."
*Вечерняя звезда* Альфреда Де Мюссе
(пер. Э. Линецкой)

Вечерняя звезда, далёкая богиня,
Твой лучезарен лик меж облаков в огне, -
Из своего дворца в бездонной глубине
Что видишь ты в долине синей?

Гроза рассеялась, и ветры кротко спят,
И стряхивает лес алмазы слёз росистых;
Ночная бабочка на крыльях золотистых
Полей вдыхает аромат.

Что ищешь ты во тьме ночного круга?
Но ты склоняешься к вершинам тёмных гор,
Скользишь с улыбкою, печальная подруга,
И еле светится мерцающий твой взор.

....................................
.....................................
....................................
....................................
....................................
....................................
....................................
....................................
О, если суждено, прекрасное светило,
Чтоб лён твоих волос в пучине вод исчез,
Пускай ещё хоть миг нам льётся свет твой милый,
Звезда, звезда любви, не покидай небес!

Ирина Безрукова 2   12.06.2011 11:54     Заявить о нарушении
Трудно ему было устоять перед таким натиском, но ведь устоял.
Был молод и казалось, что впереди всё жизнь, огромная и полная прекрасностейя жизнь. А когда сделал рывок, то оказалось - он стоял
на краю пропасти. Один. А то, что он успел "вместить в людей,
втиснуть в стихи" осталось, благодаря этим самым людям, в которых он вместил свои стихи.

Ирина!
Ваши комментарии - как масло арники на мои старые, ноющие раны.
P.S.
О говорите, говорите!

Alla Gozun   12.06.2011 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.