Обзор Игоря Царёва, финал, Первый Конкурс Авторов

Нет необходимости представлять поэта и интересного человека Игоря Царёва.
Можно его найти и в интернете:
http://www.stihi.ru/avtor/mogila
http://iszarev.narod.ru/about.html
http://www.poezia.ru/user.php?uname=mogila

Из биографии:
Родился в прошлом веке в России на Дальнем Востоке в небольшом поселке, расположенном на границе с Китаем. Закончил специальную математическую школу в городе Хабаровске. Образование (высшее техническое) получил в городе Ленинграде. Несколько лет проработал инженером-конструктором в "ящике" в Москве. Сменил профессию. Сейчас журналист, член Союза журналистов Москвы, член Союза писателей РФ. Прозаик. Имеет за душой около десятка книг (в основном научно-популярной тематики - сказывается техническое образование). Стихи - любимое хобби, которому отдается оставшееся от основных занятий время. Имеет за свои стихотворные упражнения награды и дипломы Союза писателей РФ, лауреат различных поэтических интернет-конкурсов. (Источник: http://lito.ru/avtor/mogila )
Добавлю, что у Игоря семья, дочь пишет музыку и поёт, юрист, а сам он ещё был морским офицером.

Он согласился высказать своё мнение о конкурсных стихах финала Первого Конкурса Авторов. Приводим его обзор.



Не хочу, чтобы мой краткий обзор воспринимался негативно. Поэтому сразу скажу во всеуслышанье - мне в достаточной мере понравились все авторы. Но и хвалить сильно не хочется. Потому как кроме положительных ощущений есть и отрицательные. На них я и сосредоточусь. Ведь от натужных похвал автору пользы никакой, а мое старческое ворчание, глядь, и поможет кому-то сделать шажок вперед и вверх.
А чтобы слова мои не воспринимались слишком уж всерьез, после каждой фразы, которая покажется вам слишком резкой, мысленно ставьте смайлик. И вы поймете, что это скорее шутка, чем агрессивное нравоучение.

...Однажды мне довелось побывать на соревнованиях по бодибилдингу. Атлеты, намазанные маслом, демонстрировали эффектные позы, поигрывая бицепсами, трицепсами и прочими мускульными выпуклостями. Передо мной сидели две дамы. "Какой твой красавчик! Какой рельеф, какие мышцы!" - восхитилась одна, когда на сцене появился муж ее подруги. "А толку?- грустно сказала жена атлета, - Хоть бы раз посуду дома помыл, богатырь хрЕнов..."
К чему мне это вдруг вспомнилось. А к тому, что я с большим удовольствием прочитал подборки участников. Многие из авторов демонстрируют в своих стихах завидную поэтическую мускулатуру. Но, в итоге, меня все же догнало чувство разочарования - прямо как ту жену атлета. Мышц много, а толку?
Демонстрация наличия "мышц" - это хорошо, но это еще далеко не все.

Возьмем автора №1. Хорошая техника, яркие эпитеты, броская подача. Но декларируемый и демонстрируемый в строках "излом сознания" не вызывает сочувствия. Наоборот, хочется скорее принять рекламируемый автором антишизофренический препарат "оланзапин", чтобы развеялись болезненные образы, навеянные текстом. А главная беда этого стиха состоит в том, что недюжинные усилия поэзописания пропадают втуне. Прочитав стих, я вдруг понял, что ничего не понял, не запомнил ни строчки. Воистину - лучше бы посуду помыл с такими мышцами. Хоть бы польза была.
Похоже автор подсознательно и сам понимает это, и пишет в другом своем стихотворении (цитирую): "остатками слов как песком играю/в детской песочнице. пластиковый самосвал/ из пустого в пустое все перевозит гравий....
Вывод - автор безусловно силен, но, скорее всего еще просто молод. Отсюда и чрезмерная словесная эквилибристика,  переливание из пустого в порожнее, отсутствие чувства меры. Был бы попроще, и народ, глядишь, к нему потянулся бы. А научился бы писать так же просто, как Пушкин, вообще стал бы классиком.


Автор 2. Тоже весьма даровит и мускулист (или мускулиста) в поэтическом плане. Но при чтении стихов меня не оставляло чувство, что автор внутренне не уверен в точности своих образов. От того и идут такие перечисления "так медленно, суетно, громко", или "Рыжая нежная струйка солидно и гордо". От того же и внутренние ничем вроде неоправданные вопросы внутри стиха "То ли звездная жизнь, то ли, попросту, волчья" или "Через сотни веков, иль всего через год"... Стихам явно пошло бы на пользу, если бы автор наконец  определился и стал высказываться более определенно. Вот сумел же он (она) написать вполне однозначные и красивые строки: Диким уткам с моста/Крошит хлеб одинокий прохожий,/И притихшему городу/Это сейчас по душе.  И это действительно хорошо!

Автор 3 Тоже техничен. И тоже еще молод. Это чувствуется хотя бы по тому, что пишет автор "по книжному", скорее о читанном, чем о пережитом. При наличии поэтических возможностей сказывается отсутствие жизненного багажа. Известно же, что гений - парадоксов друг. Тема выгодная. Но тут даже парадоксы все какие-то до боли знакомые. И про "ничто не ново под луной" и про "сложное в простом"... Воистину, ничто уже читанное не ново.


Осталось за бортом моего мини-разбора еще три автора, тоже неплохих, но страдающих теми же недостатками, что и первая троица. Так что я не буду повторяться, а просто советую авторам под номерами 4,5 и 6, если им интересно знать мое мнение о себе, прочитать уже вышеизложенное. Это в полной мере относится и к ним. И про наличествующие у них технические возможности, и про молодость, и про все остальное.

Кстати о технике и технических возможностях. Когда появился первый телеграфный аппарат, об этом поспешили рассказать Льву Толстому, мол, так и так, изобрели, чудо техники, может мгновенно передавать информацию...
Лев Николаевич, вопреки ожиданиям, не стал восторгаться, а хмуро почесался в бороде и коварно спросил:"А какую информацию?"

И ведь Лев был чертовски прав! Чего стоит техника, если передавать нечего, или передавать только всякие глупости...
К технике стиха это соотносится впрямую. Хорошо, конечно, когда у автора есть мускулы, когда он может сильно, ярко высказать то... А вот тут и начинается главное. У автора должно быть за душой нечто, то самое, что превращает технически совершенный текст в живую поэзию. Вот я и желаю участникам этого конкурса, чтобы искра, которая в них без сомнения есть, со временем превратилась в пламя, а
просто технически грамотные стихи, обернулись высокой поэзией, построенной не на вычитанных в книгах муках и страданиях, а на личном жизненном опыте, интересным  своим собственным "я".


Рецензии
Игорь Царёв, на мой взгляд, совершенно верно назвал главную болезнь - накачав мускулы - не знают, что с ними делать.
Правда насчет "мускулов" я с Царевым не совсем соглашусь.
Это он пилюлю подслащивает.
Техника - не графоманская, но от по-серьезному хорошего уровня еще далековато (особенно учитывая, что выставлять старались лучшее). И выборочная какая-то.
Типа бицепсы вроде накачаны ничего, а на бедрах целлюлит...

И еще - что следует помнить - среди чемпионов, что по штанге, что по боксу, что по силовому экстриму итп бодибилдерских моделей не наблюдается. Искусственно надутые мышцы с неестественным рельефом - выдрюк. Может и эффектно выглядящий, но бесполезный.
А вздувание только одной мышцы - так вообще - эффектное уродство.

С уважением

Тимофей Бондаренко   13.04.2009 01:16     Заявить о нарушении
С дополнениями согласен :)

Игорь Царев   13.04.2009 14:14   Заявить о нарушении
Я, пожалуй, не соглашусь. Так можно дойти до того, что специалист подобен флюсу. Это, как посмотрел, из Козьмы Пруткова.
Мне больше нравится другое. :) Александр Межиров: "Да пребудут в целости, хмуры и Усталы, Делатели ценности – профессионалы!" Там ещё про мастеров есть, но я не нашёл. :)

Вадим Волков   13.04.2009 15:23   Заявить о нарушении
Точнее: "Делатели ценностей - профессионалы".

Вадим Волков   13.04.2009 16:28   Заявить о нарушении
а с чего Вы решили, что конкурсанты являются хорошими специалистами и профессионалами?

С уважением

Тимофей Бондаренко   14.04.2009 02:30   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Тимофей, что я сделал слишком широкое обобщение. Мне всё-таки кажется, что имеет право на существование и поэзия необычная, модерн так сказать. Например, Борис Гринберг - палиндромы и монопалиндромы. Посмотрите, например:
http://www.stihi.ru/2006/04/26-646
http://www.stihi.ru/2007/07/12-2426
Сибирский Ваш, тоже. :)
Это же необычные формы! Так и в поэзии возникают новые направления, которые потом отбираются. Что-то же остаётся и обогащает общее течение реализма, выносит его в другое понимание, другие формы стихосложения.
С уважением.

Вадим Волков   14.04.2009 03:18   Заявить о нарушении
Ничего нового в этом нет. Еще в начале прошлого века баловались...
А в наше время такие вещи не перенапрягаясь можно делать на компьютере, ибо осмысленности не требуется.
Кстати, помнится, один из подобных авторов, опубликовавшихся в журнале "Аврора", на вопрос об использовании компьютера ответил уклончиво. Ни да ни нет.

По содержанию - неизбежно невнятица, либо полная бессмыслица.
Да и по форме, в данном случае, - это не стихи.

С уважением

Тимофей Бондаренко   14.04.2009 04:14   Заявить о нарушении
Тимофей, но тогда и компьютер стихи может написать? Есть программки для рифмовки. Вы отличите компьютерные стихи? Мне кажется, что имеет смысл спросить также мнение специалистов по современной поэзии - что в ней нового. Иначе не имеет смысла вообще стихи писать, если всё уже сказано. Что тогда можно сказать, если число комбинаций конечного числа слов тоже конечно, чувств - не так и много. Всё повторяется?
С уважением.

Вадим Волков   14.04.2009 04:59   Заявить о нарушении
Повторюсь. Еще Пушкин прямо писал об этом.
Если сводить стих к несвязному набору элементов, и фокусировать внимание на элементах - то да, конечно.

Если же рассматривать стих как ЦЕЛОЕ - то здесь возможности неисчерпаемы. По крайней мере по меркам человеческих возможностей.

Эксперименты с компьютерными стихами проводились еще в прошлом веке.
И находились "эстеты", которые усматривали поэзию в бессвязном наборе строчек. Увы, таковые не перевелись. На стихире их полным полно.
Восхищаются отдельным образом, но совершенно игнорируют его нужность и уместность в данном контексте. Ежели этот контекст вообще читается.

Понимаете, по отдельным компонентам тут кое-то бесспорно переплевывает иного классика. Да только до классиков им как до ....

ЦЕЛОЕ, целостность стиха - гармоничное сочетание первого, второго плана, стилистики, образного ряда, звучания, смысла, чувства...
Это вещь недостижимая для компьютера ни сейчас ни в каком обозримом будущем.
И именно это и есть настоящая поэзия.
А подобрать необычную рифму или сочетание слов - вполне по плечу компу.

Взять ту же рифму. Дело не том, чтобы ее впихнуть. А в том, чтобы она смотрелась там органично. Чтобы слово не казалось притянутым только ради рифмы. Чтобы она не выбивалась ни по грамматике, ни по стилю, ни по смыслу, ни по общему духу стиха. Чтобы она работала на стих, а не стих на нее.
А вот это компу не по силам.

С уважением
С уважением

Тимофей Бондаренко   14.04.2009 06:21   Заявить о нарушении
Тимофей, Пушкин тоже когда-то маленьким был. И даже не женатым. :)
С уважением.

Вадим Волков   15.04.2009 11:35   Заявить о нарушении
И про Пушкина согласен :)

Игорь Царев   15.04.2009 15:01   Заявить о нарушении
Если Вы не против, Игорь, я от обиженных в моём лице представителей Британии (бумажку дали ещё одну) и про финансирование поэзии скажу - как иметь дело с россиянами, ново-Пушкиными. :( :)

Вадим Волков   15.04.2009 17:58   Заявить о нарушении
Я не в курсе о чем речь, но почему бы и не сказать :)

Игорь Царев   15.04.2009 18:11   Заявить о нарушении
Ну дело в том, что с моей точки зрения Игорь Царёв - замечательный поэт. Я считаю, что оценки стихов экспертами и специалистами должны быть вознаграждены. Игорю за обзор переведены мои личные 2600 (не ошибаюсь? там старый счёт :)) стихобаллов. Я, конечно, ожидал ещё и более подробного разбора стихов и хотя бы сравнительных оценок - как оценки судей совпадают с мнением независимого эксперта.
Но вполне удовлетворён и написанным. :) :(
Мне кажется, что совет авторам - просто жить насыщенной событиями жизнью - несколько тривиален и банален. Что бы можно им ещё порекомендовать? Кого почитать, что сделать, если они будут и дальше стихи писать.
С уважением.

Вадим Волков   15.04.2009 18:26   Заявить о нарушении
Хэ, давать советы как писать стихи - гиблое дело. Рецептов-то нет. А обобщенные советы хотя и справедливы, но, как вы правильно заметили, смертельно скучны и банальны :)
Вообще я иногда практически верю шутливому афоризму, что критики - это люди, которые объясняют как бы они написали стихи, если бы умели. А если серьезно - критика (не критиканство!)это и тяжкий труд и особое искусство. Сегодня им мало кто владеет.
А еще в ваших словах есть верное зерно. Надо большечитать хороших стихов. У тех авторов, кто лучше тебя. И классику. И современных. И рождается сила притяжения, которая толкает тебя вперед и вверх. А когда читаешь слабых авторов все происходит с точностью до наоборот.
Ну, а кого читать - тут совета не дашь - авторов хороших много, но все индивидульно, одним нравится модерн, другим иное :)

Игорь Царев   15.04.2009 19:43   Заявить о нарушении
Ну, вот, скажем, сейчас читаю сижу потрясающий стих:

В январе на улицах вода,
темень с чадом.
Не увижу неба никогда
сердцем сжатым.

У меня из горла — не слова—
боли комья.
В жизни так еще не тосковал
ни по ком я.

Ты стоишь, как Золушка, в снегу,
ножки мочишь.
Улыбнись мне уголками губ,
если можешь.

В январе не разыскать следов.
Сны холонут.
Отпусти меня, моя любовь,
камнем в омут.

Мне не надо больше смут и бед,
славы, лени.
Тихо душу выдохну тебе
на колени.

Упаду на них горячим лбом.
Ох, как больно!
Вся земля — не как родильный дом,
а как бойня.

В первый раз приходит Рождество
в черной роли.
Не осталось в мире ничего,
кроме боли.

И в тоске, и в смерти сохраню
отсвет тайны.
Мы с тобой увидимся в раю.
До свиданья.
Не узнали? Борис Чичибабин. Текст 1968 года. Вечное не стареет.

Игорь Царев   15.04.2009 20:43   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо. В том смысле мне больше везёт - мне нравятся Ваши стихи. Можно встретиться в смысле и увидеть автора. :)
Вот такие стихи нравятся:
http://stihi.ru/2009/01/30/4981
http://stihi.ru/2008/08/30/1799
http://stihi.ru/2008/04/20/3663
А такое не очень:
http://stihi.ru/2009/01/20/3102 :) А как бы Вы распределили места среди финальных стихов? :)

Вадим Волков   15.04.2009 22:15   Заявить о нарушении
Ох, не люблю я места обозначать. Ведь они так условны. Как распределить по местам собаку, кошку и бурундука?
Но, попробую :))

Игорь Царев   15.04.2009 23:37   Заявить о нарушении
Ну можно по весу, по пушистости, по цвету носа. :) Можно, что больше всего нравится собака, потом выбирать лучшее из оставшегося. Лучшее же можно выбрать? И худшее, потом применять процедуру к оставшемуся. Я бы тоже так попробовал, если бы так хорошо, как Вы, умел стихи писать... :)))

Вадим Волков   16.04.2009 03:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.