Ахел Вокансич. Этика шопенгауэрианства
Юмор и легкость слога в полемичкских замечаниях придется кстати.
=========================***==============================
Этика шопенгауэрианства.
Вся этика шопенгауэрианства может быть, по сути, сведена к одной-единственной фразе, описанной Гегелем: «Реализация Абсолютной Идеи в период ее исторического созревания проходит через фазу, которую можно охарактеризовать как попытку самоубийства".
Попробуем разобраться
«Реализация»
Смысл этого термина – продажа. Но уж больно отдает народной этимологией. Копаем глубже. Реализация – процесс преобразования чего-либо мнимого в реальное. Например, – преобразование свинца в золото. Алхимия, значит. С другой стороны, режиссер, - человек, преобразовывающий мнимые фантазии сценариста в картинки, которые конечно, потрогать нельзя, но посмотреть очень даже можно. Тут же проясняется связь с торговлей. Российский торговец преобразует китайское барахло в реальные звонкие пиастры. Или, как по-бразильски – реалы.
«Абсолютная Идея»
Когда говорим «поэт» мы догадываемся, что это такое Когда говорим «Пушкин» мы даже и догадаться не можем, что это такое. Поэт – это явление. Пушкин – идентификатор частного проявления этого явления. Слово идентификатора ничего не значит. Это – кличка, товарный знак. Можно с большой уверенностью утверждать, что в образе Александра Сергеевича нет ничего, что бы напоминала артиллерийскую установку. Как отличить явление от идентификатора явления на письме? Идентификатор всегда пишется с большой буквы. Следовательно: «Абсолютная Идея» ни к абсолютизму, ни к идеализму никакого отношения не имеют. Обозначают они какое-то совершено иное понятие, о котором знает только автор этих строк, ну, может быть пара-тройка близких приятелей автора. Такое, например, как марка сливного бачка.
«период»
Математическая величина, обратно пропорциональная частоте. Перенесенная на житейскую почву, она применяется к периодическим, повторяющимся процессам, и обозначает ВЕСЬ временной промежуток, в течение которого явление зачинается, продолжается и завершается до полного исчезновения.
«исторического созревания»
Сначала были летописцы. Они были древние, глупые, и тупо писали о том, что было. Потом были переписчики летописей. Они были умней, поправляли глупых летописцев, где надо вставляли то, что они по глупости упустили, а где надо убирали явные глупости, которые они там написали. Потом появились ученые-историки. Они эти самые летописи, стали обрабатывать с научной точки зрения. А для этого науку изобрели – историю. Наука – замечательная просто. Она одним взмахом пера могла натворить такого, чего Чингисхан с его легионами пол жизни творил. А коли так, то, что с миром происходит, есть не более чем Бразильский сериал. И, значит, с исторической точки зрения, можно говорить про нечто, что росло, но до полного качества еще не доросло. Однако есть надежда, что дорастет. А что – уже не важно. Может – нация. Может – наследник престола, может – блоха за шкиркой у любимой фрейлины королевы – с исторической точки зрения эти множества – равномощны.
«проходит через фазу»
Очень тонкий момент. Синусоидальная функция имеет два параметра – амплитуду и фазу. Еще раз подчеркиваем – это – параметры. Не переменные. Они не меняются. Они никуда не проходят. И через них ничего не переходит. Проходит, например, ток, который описывается синусоидальной функцией. Но он проходит, к примеру, через конденсатор, но никак ни через фазу. А трактовать это темное место можно вот как. Когда Доливо-Добровольский изобрел трехфазный ток, то отдельные жилы трехфазной сети, сокращенно, жаргонно, стали называть «фазами». Так как каждый провод однозначно определялся фазой тока. Тогда – же ввели обозначения – первая фаза (опорный синус), вторая фаза (синус, сдвинутый относительно опорного на сто двадцать градусов вперед) и третья фаза (синус, сдвинутый относительно опорного также на сто двадцать градусов, но теперь уже назад). Следовательно: «проходит через фазу» следует трактовать как ток, проходящий через шину трехфазного напряжения, соответствующую какую либо определенной фазе.
«которую можно охарактеризовать»
Характеристика. Наука психология зародилась подобно науке истории, с той лишь разницей, что объектом рассмотрения был не весь мир, а отдельно взятый человек. Но, как говорится, какая, собственно, разница. Человек – есть космос. В конце концов, можем же мы вполне конформно отобразить интервал от нуля до единицы на бесконечность. В этом плане, что ноль, что бесконечность – одно и тоже. А в качестве терминов, психология изобрела – характеры. Они породили характерные черты, и, - вершина человеческой мысли, – Характеристики. Особо в этом преуспели канцелярия НСДАП и советские отделы кадров. После их блестящей деятельности, действительно, «можно охарактеризовать» чего угодно.
«попытка самоубийства»
Попытка переводится через близкие синонимы – опыт, эксперимент, эссе. Причем, с легким налетом неудачи. Даже так скажем – ожидаемой неудачи. Даже так скажем – запланированной неудачи. Фарс, в общем. Комедия. «Самоубийца положил голову на рельсы и долго глядел вслед уходящего поезда»
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в свете его системы на каком-то этапе творческого генезиса фазы пессимизма Шопенгауэра и Толстого совпали, но это неизбежность, так было бы, даже если бы Толстой вовсе никогда не читал Шопенгауэра, он бы все равно терзался необходимостью прийти к мысли, что благополучие преступно. Разум, как Абсолютный, так и праздно-человеческий неизбежно проходит стадию, когда Воля Жизни ставится под сомнение. Другими словами, по-бразильски – реалы, как марка сливного бачка до полного исчезновения равномощны какой либо определенной фазе чего угодно вслед уходящего поезда.
Литература
http://www.mv.moswriter.ru/archiv/06_2004/16.htm
Свидетельство о публикации №109041101366
Наука - это констатация факта, обработка материала. Наука ничего не может натворить. Она обладает поступательной силой и двигает мир вперёд, к прогрессу. Редко, ну, очень редко отбрасывает назад.
Наука психология - замечательная штука, а характеристики изобрели люди, а не наука. )))
Галина Ольховик 11.04.2009 15:28 Заявить о нарушении
Степ 11.04.2009 15:33 Заявить о нарушении
Может быть, по принципу описательности, сравнения, сопоставления, изучения функций явления, которые используются как методы.
Математическая модель - это касается точных наук, хотя в языке тоже применимы алгоритмы. Правила построены как алгоритмы. )))
Галина Ольховик 11.04.2009 16:00 Заявить о нарушении
Степ 11.04.2009 16:19 Заявить о нарушении
Просто знаю, что любая формализация, например, составление тех же тестов, не может быть применима к некоторым гуманитарным наукам.
Тесты по языку - да. По литературе и, например, по истории языка - профанация, потому что науки описательные.
Соглашаюсь, что я неглубоко копаю. Меня как-то практика больше теории волнует.
Существует ли, например, алгоритм приготовления борща или пирога с яблоками? )))
Галина Ольховик 11.04.2009 16:26 Заявить о нарушении
то приходится составлять другие алгоритмы. )))
Галина Ольховик 11.04.2009 16:29 Заявить о нарушении
Степ 11.04.2009 18:27 Заявить о нарушении
А теорией алгоритмизации я интересовалась серьёзно.
У нас даже тема была такая на практическом занятии - алгоритмы на уроках русского языка. Мы не только разбирали, что такое алгоритм, но и определяли типы алгоритмов применительно к языку. И я даже пыталась научить составлению алгоритмов как неких схем рассуждения по правилу. Очень интересная штука. Так что в огромные возможности математики как универсальной науки я верю. )))
Галина Ольховик 11.04.2009 19:24 Заявить о нарушении
Если говорить о языке, то существуют структурная математическая лингвистика. Методами математической логики возможно проанализировать любой содержательный текст на неизвестном языке. Помнится, в летней школе для одаренных "Диалог" в Дубне ребятам предлагались несколько фраз на языке непоймикаком, давались корни других слов и надо было написать правильно фразы, поставив в нужной форме все слова. Это лекго просчитывается и структурируется.
Более того, знаменитая фраза про глокую куздру как раз служит примером точных закономерностей в языке. Вплоть до того, что можно утверждать, что бокр - это одушевленное существительное.
Кстати, меня всегда радовало, что "труп" - неодуш., а "мертвец" - одуш. существительное :)))) Велик могучая русского языка, однако
Еще один пример - эсперанто. Этот язык - как младенцы из пробирки! но он же живет!
Наталия Юрьевна Иванова 11.04.2009 19:35 Заявить о нарушении
Ива Новая 11.04.2009 19:42 Заявить о нарушении
Он не догадывался, что все это проделал Основатель Великороссии Андрей Боголюбский, который заложил основы русского централизованного государства
Поэтому переписчик все изложил куда более умно:
Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 войска Андрея Боголюбского взяли Киев. Андрей Боголюбский добился права получать дань с населения Двинской земли. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей перенёс столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри.(БСЭ)
Ахел Вокансич 11.04.2009 22:05 Заявить о нарушении
Вообще на Руси глупых не было. Иначе бы её не было.
Но ведь она была. )))
Галина Ольховик 11.04.2009 22:22 Заявить о нарушении
Там как раз то, о чём ты говорила, Наташа. Даются задания, способствующие овладению разными языками. Там фразы легко переводятся по схемам и даже дан морфологический анализ незнакомого языка.
Я верю в союз математики и языка. Литература не всегда поддаётся. )))
Галина Ольховик 12.04.2009 02:17 Заявить о нарушении
вот много определений математики, мне кажется, математика - это наука о том, как устроен язык, может быть, это у меня от программирования идет, но как-то так получается...
Степ 12.04.2009 02:30 Заявить о нарушении
Вот несколько последних лет - иностранцам. И там грамматические модели, типовые конструкции, схемы.
А в моём любимом словообразовании есть просто понятие
словообразовательного типа, который строится по схеме:
1. значение
2. часть речи
3. аффикс (префикс, суффикс)
Выключатель и учитель - разные типы, отличаются 1 пунктом
и понятие словообразовательной модели как образца построения слова:
Москва - москвич
Одесса - одессит
Курск - курянин
Тула - туляк и т.д.
Наташа, Слава! Я рада, что мы нашли точки соприкосновения. Мне всё это, правда, интересно.
Может, поэтому я и предпочла в своё время язык литературе. Наверное, во мне умер математик или не родился. (((
Галина Ольховик 12.04.2009 02:57 Заявить о нарушении
Кстати, как-то на родительском собрании у нас учителя спросили, а как определить, ребенок математик или нет, он ответил: первый признак - если он все делает очень быстро - то скорее всего да, если медленно - нет. Вот и протестируйте себя, Галя.
Кстати, а Ива и Одиссей очень быстро пишут стихи, Влада Зизак еще...
Степ 12.04.2009 10:59 Заявить о нарушении
Кстати, когда готовлюсь к лекции, я пишу её. Весь описательный материал структурирую на пункты, подпункты. Мне так легче, и это моя фишка. )))
Галина Ольховик 12.04.2009 11:52 Заявить о нарушении