Ахел Вокансич. Этика шопенгауэрианства

Вашему вниманию предлагается полемическая статья Ахела Вокансича. Напоминаю, что не приветствуется переход на личности дискутантов и провокационные выпады.
Юмор и легкость слога в полемичкских замечаниях придется кстати.

=========================***==============================

Этика шопенгауэрианства.

Вся этика шопенгауэрианства может быть, по сути, сведена к одной-единственной фразе, описанной Гегелем: «Реализация Абсолютной Идеи в период ее исторического созревания проходит через фазу, которую можно охарактеризовать как попытку самоубийства".

Попробуем разобраться

«Реализация»

Смысл этого термина – продажа. Но уж больно отдает народной этимологией. Копаем глубже. Реализация – процесс преобразования чего-либо мнимого в реальное. Например, – преобразование свинца в золото. Алхимия, значит. С другой стороны, режиссер, - человек, преобразовывающий мнимые фантазии сценариста в картинки, которые конечно, потрогать нельзя, но посмотреть очень даже можно. Тут же проясняется связь с торговлей. Российский торговец преобразует китайское барахло в реальные звонкие пиастры. Или, как по-бразильски – реалы.

«Абсолютная Идея»

Когда говорим «поэт» мы догадываемся, что это такое Когда говорим «Пушкин» мы даже и догадаться не можем, что это такое. Поэт – это явление. Пушкин – идентификатор частного проявления этого явления. Слово идентификатора ничего не значит. Это – кличка, товарный знак. Можно с большой уверенностью утверждать, что в образе Александра Сергеевича нет ничего, что бы напоминала артиллерийскую установку. Как отличить явление от идентификатора явления на письме? Идентификатор всегда пишется с большой буквы. Следовательно: «Абсолютная Идея» ни к абсолютизму, ни к идеализму никакого отношения не имеют. Обозначают они какое-то совершено иное понятие, о котором знает только автор этих строк, ну, может быть пара-тройка близких приятелей автора. Такое, например, как марка сливного бачка.

«период»

Математическая величина, обратно пропорциональная частоте. Перенесенная на житейскую почву, она применяется к периодическим, повторяющимся процессам, и обозначает ВЕСЬ временной промежуток, в течение которого явление зачинается, продолжается и завершается до полного исчезновения.

«исторического созревания»

Сначала были летописцы. Они были древние, глупые, и тупо писали о том, что было. Потом были переписчики летописей. Они были умней, поправляли глупых летописцев, где надо вставляли то, что они по глупости упустили, а где надо убирали явные глупости, которые они там написали. Потом появились ученые-историки. Они эти самые летописи, стали обрабатывать с научной точки зрения. А для этого науку изобрели – историю. Наука – замечательная просто. Она одним взмахом пера могла натворить такого, чего Чингисхан с его легионами пол жизни творил. А коли так, то, что с миром происходит, есть не более чем Бразильский сериал. И, значит, с исторической точки зрения, можно говорить про нечто, что росло, но до полного качества еще не доросло. Однако есть надежда, что дорастет. А что – уже не важно. Может – нация. Может – наследник престола, может – блоха за шкиркой у любимой фрейлины королевы – с исторической точки зрения эти множества – равномощны.

«проходит через фазу»

Очень тонкий момент. Синусоидальная функция имеет два параметра – амплитуду и фазу. Еще раз подчеркиваем – это – параметры. Не переменные. Они не меняются. Они никуда не проходят. И через них ничего не переходит. Проходит, например, ток, который описывается синусоидальной функцией. Но он проходит, к примеру, через конденсатор, но никак ни через фазу. А трактовать это темное место можно вот как. Когда Доливо-Добровольский изобрел трехфазный ток, то отдельные жилы трехфазной сети, сокращенно, жаргонно, стали называть «фазами». Так как каждый провод однозначно определялся фазой тока. Тогда – же ввели обозначения – первая фаза (опорный синус), вторая фаза (синус, сдвинутый относительно опорного на сто двадцать градусов вперед) и третья фаза (синус, сдвинутый относительно опорного также на сто двадцать градусов, но теперь уже назад). Следовательно: «проходит через фазу» следует трактовать как ток, проходящий через шину трехфазного напряжения, соответствующую какую либо определенной фазе.

«которую можно охарактеризовать»

Характеристика. Наука психология зародилась подобно науке истории, с той лишь разницей, что объектом рассмотрения был не весь мир, а отдельно взятый человек. Но, как говорится, какая, собственно, разница. Человек – есть космос. В конце концов, можем же мы вполне конформно отобразить интервал от нуля до единицы на бесконечность. В этом плане, что ноль, что бесконечность – одно и тоже. А в качестве терминов, психология изобрела – характеры. Они породили характерные черты, и, - вершина человеческой мысли, – Характеристики. Особо в этом преуспели канцелярия НСДАП и советские отделы кадров. После их блестящей деятельности, действительно, «можно охарактеризовать» чего угодно.

«попытка самоубийства»

Попытка переводится через близкие синонимы – опыт, эксперимент, эссе. Причем, с легким налетом неудачи. Даже так скажем – ожидаемой неудачи. Даже так скажем – запланированной неудачи. Фарс, в общем. Комедия. «Самоубийца положил голову на рельсы и долго глядел вслед уходящего поезда»

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в свете его системы на каком-то этапе творческого генезиса фазы пессимизма Шопенгауэра и Толстого совпали, но это неизбежность, так было бы, даже если бы Толстой вовсе никогда не читал Шопенгауэра, он бы все равно терзался необходимостью прийти к мысли, что благополучие преступно. Разум, как Абсолютный, так и праздно-человеческий неизбежно проходит стадию, когда Воля Жизни ставится под сомнение. Другими словами, по-бразильски – реалы, как марка сливного бачка до полного исчезновения равномощны какой либо определенной фазе чего угодно вслед уходящего поезда.

Литература
http://www.mv.moswriter.ru/archiv/06_2004/16.htm


Рецензии
Летописцы совсем не были глупыми. Взять хотя бы Нестора. Скорее переписчики были глупее, потому что не могли справиться с языком и вносили ошибки, т.е. то, что они исправляли,они считали ошибкой. Но, живя в другую эпоху, они не могли знать особенностей ушедшего языка, поэтому в текст проникал язык того времени.
Наука - это констатация факта, обработка материала. Наука ничего не может натворить. Она обладает поступательной силой и двигает мир вперёд, к прогрессу. Редко, ну, очень редко отбрасывает назад.
Наука психология - замечательная штука, а характеристики изобрели люди, а не наука. )))

Галина Ольховик   11.04.2009 15:28     Заявить о нарушении
наука - это построение математической модели явления - представление фактов в их взаимосвязи

Степ   11.04.2009 15:33   Заявить о нарушении
Ну, смотря какая наука, Слава. Наука - это прежде всего систематизация -да. Математическая модель? А литературоведение? Стилистика? История языка? Вообще гуманитарные науки. Это тоже науки. Но они построены по другому принципу.
Может быть, по принципу описательности, сравнения, сопоставления, изучения функций явления, которые используются как методы.
Математическая модель - это касается точных наук, хотя в языке тоже применимы алгоритмы. Правила построены как алгоритмы. )))

Галина Ольховик   11.04.2009 16:00   Заявить о нарушении
не, Галь, Вы рассуждаете на уровне Диалектики Природы, там по-моему написано, что в биологии применение математики - ноль... с тех пор кое что во взглядах на науку и роль математики в ней поменялась.

Степ   11.04.2009 16:19   Заявить о нарушении
Может быть... Я в математике и в прочих точных науках не сильна.
Просто знаю, что любая формализация, например, составление тех же тестов, не может быть применима к некоторым гуманитарным наукам.
Тесты по языку - да. По литературе и, например, по истории языка - профанация, потому что науки описательные.
Соглашаюсь, что я неглубоко копаю. Меня как-то практика больше теории волнует.
Существует ли, например, алгоритм приготовления борща или пирога с яблоками? )))

Галина Ольховик   11.04.2009 16:26   Заявить о нарушении
Кулинария - это ведь тоже наука. А когда в выходной все дома,
то приходится составлять другие алгоритмы. )))

Галина Ольховик   11.04.2009 16:29   Заявить о нарушении
да, существует, любое действие, любой процесс можно рассматривать, как эксперимент, а эксперимент планируется, существвует целая наука (отрасль математики) как это делать. если я Вам скажу, что помимо теории вероятностей и матстатстики там еще группы Галуа участвуют (чтобы борщ хорошо и экономно на 1000 человек сварить) - это Вас не впечатлит, но тем не менее, факт, а любая классификация сводится к теории графов, целый ряд полезных задач ею и решаются. А в литературоведении - самый простой пример - это контроль текстов в ворде, скажем - там же тоже математическая модель, определение авторства по частотности употребляемых слов и др параметрам. И вообще, все, что Вы делаете с компутером - математика, а с компутером можно все, как Вы убедились.

Степ   11.04.2009 18:27   Заявить о нарушении
Слава, я верю вам. Хвала математике как науке. Компьютер - это сила.
А теорией алгоритмизации я интересовалась серьёзно.
У нас даже тема была такая на практическом занятии - алгоритмы на уроках русского языка. Мы не только разбирали, что такое алгоритм, но и определяли типы алгоритмов применительно к языку. И я даже пыталась научить составлению алгоритмов как неких схем рассуждения по правилу. Очень интересная штука. Так что в огромные возможности математики как универсальной науки я верю. )))

Галина Ольховик   11.04.2009 19:24   Заявить о нарушении
все, что не подчиняется законам и не описывается формулами - не наука. Описательной наука быть не может. Более того, помимо объяснения существующих фактов, задача науки состоит в прогнозировании возможных будущих процессов. Наука обязательно структурирована. Все остальное - не наука.
Если говорить о языке, то существуют структурная математическая лингвистика. Методами математической логики возможно проанализировать любой содержательный текст на неизвестном языке. Помнится, в летней школе для одаренных "Диалог" в Дубне ребятам предлагались несколько фраз на языке непоймикаком, давались корни других слов и надо было написать правильно фразы, поставив в нужной форме все слова. Это лекго просчитывается и структурируется.

Более того, знаменитая фраза про глокую куздру как раз служит примером точных закономерностей в языке. Вплоть до того, что можно утверждать, что бокр - это одушевленное существительное.

Кстати, меня всегда радовало, что "труп" - неодуш., а "мертвец" - одуш. существительное :)))) Велик могучая русского языка, однако

Еще один пример - эсперанто. Этот язык - как младенцы из пробирки! но он же живет!

Наталия Юрьевна Иванова   11.04.2009 19:35   Заявить о нарушении
Да, еще момент. На информатике детям при изучении темы "Алгоритмы" как раз приводится пример линейного алгоритма - рецепт приготовления чего бы то ни было. На входе - данные для обработки (продукты) - затем строго определенная последовательность действий, на выходе - новый продукт. К тому же, профессиональный рецепт часто предполагает выход определенной массы продукта, а пропорциональное увеличение данных на входе ведет к соответствующему увеличению результата. При этом существует определенный алгоритм расчета расхода воды, например. Если для выпечки 300 граммов хлеба необходимо взять 200 мл воды, то при выпечке 600 граммов - никак не 400 мл, а, к примеру, 350 или 370. (За точность чисел не ручаюсь, но если нужно, сбегаю глянуть на рецепты для хлебопечки). Так что... любая практика обязательно основана на теории. И в любом случае применяется математический аппарат плюс логические связи

Ива Новая   11.04.2009 19:42   Заявить о нарушении
Летописец был глупый. Он писал:… "Взят был Киев месяца марта 8, на второй неделе поста в среду, и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы… И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные."
Он не догадывался, что все это проделал Основатель Великороссии Андрей Боголюбский, который заложил основы русского централизованного государства
Поэтому переписчик все изложил куда более умно:
Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 войска Андрея Боголюбского взяли Киев. Андрей Боголюбский добился права получать дань с населения Двинской земли. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей перенёс столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри.(БСЭ)

Ахел Вокансич   11.04.2009 22:05   Заявить о нарушении
Нет, Ахел, с глупостью древних летописцев не согласна.
Вообще на Руси глупых не было. Иначе бы её не было.
Но ведь она была. )))

Галина Ольховик   11.04.2009 22:22   Заявить о нарушении
О структурной лингвистике я немного знаю. Интересовалась когда-то. Всё начиналось с пражского лингвистического кружка, а потом была школа дескриптивной лингвистики в США, гипотеза относительности Сепира-Уорфа. Структуралистов здорово осуждали в 60-е, кажется, а потом признали. Я этими вопросами в институте интересовалась, читала "Прикладную лингвистику" Звегинцева, ещё что-то. У меня даже есть такой сборник структурных лингвистических задач.
Там как раз то, о чём ты говорила, Наташа. Даются задания, способствующие овладению разными языками. Там фразы легко переводятся по схемам и даже дан морфологический анализ незнакомого языка.
Я верю в союз математики и языка. Литература не всегда поддаётся. )))

Галина Ольховик   12.04.2009 02:17   Заявить о нарушении
кстати, в мое время математические олимпиады назывались: олимпиада по языковедению и математике.
вот много определений математики, мне кажется, математика - это наука о том, как устроен язык, может быть, это у меня от программирования идет, но как-то так получается...

Степ   12.04.2009 02:30   Заявить о нарушении
Да, Слава, я всю жизнь преподаю язык.
Вот несколько последних лет - иностранцам. И там грамматические модели, типовые конструкции, схемы.
А в моём любимом словообразовании есть просто понятие
словообразовательного типа, который строится по схеме:
1. значение
2. часть речи
3. аффикс (префикс, суффикс)
Выключатель и учитель - разные типы, отличаются 1 пунктом
и понятие словообразовательной модели как образца построения слова:
Москва - москвич
Одесса - одессит
Курск - курянин
Тула - туляк и т.д.
Наташа, Слава! Я рада, что мы нашли точки соприкосновения. Мне всё это, правда, интересно.
Может, поэтому я и предпочла в своё время язык литературе. Наверное, во мне умер математик или не родился. (((

Галина Ольховик   12.04.2009 02:57   Заявить о нарушении
это, кстати, бывает, у меня жена - математик от рождения, но в школе выше 3 не получала - учителя сумели привить любовь к пердмету...
Кстати, как-то на родительском собрании у нас учителя спросили, а как определить, ребенок математик или нет, он ответил: первый признак - если он все делает очень быстро - то скорее всего да, если медленно - нет. Вот и протестируйте себя, Галя.
Кстати, а Ива и Одиссей очень быстро пишут стихи, Влада Зизак еще...

Степ   12.04.2009 10:59   Заявить о нарушении
Интересная мысль. Не знала. Я тоже пишу стихи быстро. На блице минут 15 на обдумывание и минут 10 на стих. И всё делаю быстро.
Кстати, когда готовлюсь к лекции, я пишу её. Весь описательный материал структурирую на пункты, подпункты. Мне так легче, и это моя фишка. )))

Галина Ольховик   12.04.2009 11:52   Заявить о нарушении
А литература - это наука????

Ива Новая   12.04.2009 23:06   Заявить о нарушении
Я имела в виду литературоведение. )))

Галина Ольховик   13.04.2009 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.