Слово о государстве русском

Вступление.
  
   На широких крыльях песни,
   Унесу вас в край приданий,
   Пусть слова мои как зерна,
   В вашем сердце прорастают,
   Есть запев у древних песен,
   Есть начало у народа.
   Сероглазые чудины,
   Жили в парме в давний век.
  
   Чудь - народное название древних обитателей Прикамья.
   Парма - лес, тайга.
  
  
   Алексей Домнин.
  
  
   Сам я не могу в точности говорить о представленных событиях так как не был их участником,
   И многое основанное на летописях, и собранных сказаниях о государстве русском.
   любой народ не знающий свое прошлое, в конце концов становится беспомощным народом. А так же могу сказать что русский народ не когда не являлся агрессором, но в большинстве случаев приходилось защищать свою территорию, как от внутренних усобиц, так и от внешнего противника. Не редко Русь была втянута во всевозможные войны по причине дружеских отношений или какими либо другими путями. В некоторых ситуациях это пограничная ситуации так как любое государство заботится о своих приграничных соседях заключающих тот или иной договор. Встал вопрос о стабильности и честности отношений как между собой в малом так и государства как системы управления и гаранта для своего народа, относительно любого государства.
  
   Былины Владимирова цикла т.е былины о Киеве и Киевском периоде истории сохранены для нас не Украинским а Великорусским народом. Они поются в бывших Архангельской, Оленечной, и Пермской губерниях, в Сибири в Волжском низовье, на Дону, Вятические леса то есть там где русскому народу жилось легче.



  
   Само сабой разумеется, что те крупные факты, с которыми нас знакомят письменные памятники, имеют свою собственную и часто очень длинную историю, о которой умалчивают эти источники. Самый характер некоторых памятников, конечно, исключает возможность требовать от них 'историчности', поскольку они часто имели целью только зафиксировать определенный, иногда очень ограниченный комплекс явлений данного момента, носящий как всякий подобный комплекс, следы отмирающих и вновь возникающих элементов, не всегда, однако, легко распознаваемых.
   Только автор 'Повести временных лет' ставил перед собой подлинную широкую историческую задачу, которая, нужно сознаться, остается не в вполне разрешенной и в настоящее время. Он хотел написать не больше не меньше как историю Киевского древнерусского государства. с древнейших времен: "Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжите и откуда Русская земля стала есть ". Летописец писал свой труд с определенной целью и в определенной политической обстановке. Ему нужно было показать в истории Киевской Руси роль княжеского рода Рюриковичей. Отсюда понятной делается и склонность его к норманизму. А. А. Шахматову удалось показать, что на первых страницах "Повести временных лет" мы имеем переделку старых приданий о начале Русской земли, освещенную сквозь призму первого русского историка - норманиста, сторонника теории варяго-руси
   Заранее можно сказать, что с летописной концепцией образования Русского государства нам придется очень значительно разойтись не только по тому, что у нас разные с автором летописи теоретические представления об обществе, государстве и историческом процессе в целом, но и потому, что, имея перед собой определенную задачу, летописец сделал соответствующий подбор фактов, для него полных смысла, для нас часто имеющих второстепенное значение, и совсем пропустил мимо своего внимания то, что для нас сейчас имело бы первостепенную ценность.(  интиресное примечание Гумилёва, то что Дир и Аскольд прямые потомки Кия, а вовсе не сбежавшие от Рюрика конунги. К счастью недавно была сделана критическая сводка фактов, наблюдений, текстов и мнений покрывающие историю вопроса, отражающего современную точку зрения и исключающею фантастическую концепцию норманизма Руси.)
 Кроме того все наши летописцы были связаны волей заказчиков каковыми обычно являлись князья. Заказчиком той летописи, которая имеется в нашем распоряжение, был Владимир Мономах.
   Летописец он же и редактор труда своего предшественника, поместил в конце своей книги заметку о самом себе: 'Игумен Силивестр святого Михаила написал книги си 'летописець', надеяся от бога милость приняти, при князе Володимере, княжещю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила в 6624. индикта 9 лета. А иже чтеть книгы сея, то буди ми в молитвах'
   Какой заказ мог сделать Владимир Мономах своему историографу, догадаться не трудно, если только мы сумеем правильно понять политическую обстановку момента.
   Для этого нам совершенно необходимо сделать небольшой экскурс в область политических отношений второй половины XI и начала XII века. Нам необходимо хотя бы очень бегло, познакомится с людьми, делавшими тогда историю, с людьми, которые писали и для которых писалась тогдашняя история. С середины XI века достаточно ясно определились черты надвигающегося нового этапа в истории Киевской Руси. Феодальные общественные общественные отношения стали господствующими. Выросло на местах крупное землевладения, Политическая роль землевладельческой знати сильно поднялась. Совершенно четко обозначились новые городские центры. В связи с этим настолько созрели и окрепли отдельные части Рюриковичей, так выросли их собственные задачи внутренней и внешней политики, что киевский центр с киевским князем во главе не только перестал быть для них условием роста их богатства и силы, но в некоторых отношениях стал даже помехой дальнейшему их развитию и выполнению их собственных политических целей, Призрак политического раздробления Киевского государства стал совершенно очевидным. Отдельные князья начинают чаще и чаще проявлять свои центробежные тенденций и в своих противоречивых по отношению друг к другу интересах сталкиваются между собой, делая, таким образом, неизбежными 'усобицы'. Но княжеские 'усобицы' - это не единственная опасность, грозившая феодалам. Это время насыщенно восстаниями народных масс в разных местах Киевского государства. Наконец это время серьезной опасности от врагов внешних.
   Летописец не склонный уделять много времени массовым выступлениям, все же отмечает движения 1068, 1071, и 1113, годах
   Последнее по видимому было особенно сильным, и растерявшейся господствующий класс Киевского общества, вынужденные считаться с настроениями и требованиями восставших, настойчиво зовут на Киевский стол самого энергичного и властного из князей. Владимира Мономаха. Мы от части знаем, что киевская делегация говорила Владимиру Мономаху: она запугивала его дальнейшим разрастанием народного движения.
   Итак, положение правящих кругов Киева, многочисленных русских князей, а так же бояр, представителей церкви, купцов и ростовщиков. оказалось сложнее и опаснее, чем они себе представляли. 'Минули лета Ярославля' 'стрелы по земле' уже были рассеяны. Во Владимире Мономахе растерянные верхи искали своего спасения. Владимир прибыл в Киев и стал действовать разнообразными средствами: в ход были пущены репрессии, компромиссы, обращения к общественному мнению.
  
  
   В комнате на веча собрались князья чтобы обсудить некоторые вопросы об уделах.
  
   Княжение станное авторитетом бытия,
   Дел вне успенье прибывает голь,
   Кому наследовать по приcне сей престол?
   Да сели ли смиренны стали други?
   Дружины ныне сборы молодой,
   Тяните жилы бычьи на луки.
   Покуда вече держим в час ночной.
   Ратаям востро оточить наставьте плуги,
   Покуда судят о приемности иной.
  
   Подымается воевода,
  
   За дело ратное и выступить не прочь,
   А мнений больше чем сознанья речи,
   Коль не было б, не собрались с тобой,
   И не дошли свершением до сечи,
   А значит верен был глашатай чуди,
   Днесь принеся о прошлом вести.
   И с черными клобуками в узде,
   Вели как прежде лад и пели песни.
  
   Кто то высказался говоря с воеводой,
  
   Кому братанье шрамами наград,
   Кому палач клеймом ласкает плечи,
   Доверенности можно-ль пособлять,
   Коли не правдой толковать а лестью!
   Да и князьям в тех мненьях нет добра,
   Кто пресмыкается, другой полнится спесью,
   Для знати тоже не ведомы времена,
   Да кривды вычуры размешенные в мести,
   Поскольку сами отыскали ходока!
   Что бы вернуть, скрепив союзом чести!
   А дали видно будет, но пока,
   Не для того здесь нас собрал я вместе!
  
   Поднялся гам за столом послышался еще один голос,
  
   Внутри себя искать себе врага?
   С наружи поменялись времена,
   Но дрожжи видно те же в тесте.
   Как кухня шаньгами хлопочет о корнях,
   Так степь курганами доносит сказы.
   На камне не изменены фразы,
   Как и отчизны вскормлена земля,
   Лекарств любых заменит ранам,
   Коль так значима ее бытность для меня.
  
   Великий Новгород так же фактически был не зависимым государством. Это выражалось в гордой формулировке Господин Великий Новгород - это и есть Русь, причем Русь Древняя, Русь Изначальная. И если Киев - мать городов русских, то Новгород - отец .... Более скромными были псковичи. Тем немение и они рассматривали свою землю как особое государство, и порой сажали на свой престол князей, не обращаясь за их утверждением к великому князю. Но в Новгороде и Пскове, в отличие от других земель не существовало постоянных княжеских династией.
  
   " Вятская земля управлялась своими законами и фактически не кому не подчинялась. "
  
   Великие князья - сюзерены всей Руси состоявшие над другими, как - бы вассальными князьями. С начала XIV в. но уже в XIV рядом с ними титул велики князей носят рязанские и тверские князья.
  
   Сама Москва находилась в совладение великого князя с его сородичами и каждая княжья ветвь с его сородичами держала " треть Москвы."
   Московские князья, эти знаменитые " собиратели земли " захватившие в свои руки в то время большое количество земель тем немение каждый раз наделял своих младших сыновей уделами. И только чисто случайные обстоятельства? в частности, вымирание мужских представителей боковых московски княжеских линий, снова сосредотачивали московские земли в руках одного великого князя. Феодальное дробление в других земля достигло еще больших размеров.
   Нижегородские и суздальские князья делились на целый ряд княжеских родов, владевших не значительными уделами. Особенно большое дробление наблюдалось в Белозерской земле, где многочисленные князья: андомские, карголомские, и другие - порой владели одной волостью. В последствие эти бедные но отнюдь не потерявшие свою родовую гордость князья заняли первые места среди московской знати. и в Москве появилось множество дворянских фамилий с именами князей Шуйских, князей Шуйски - Горбатых, князей Ростовских, князей Буйносовых - Ростовски, - ( воевода) Немовых - Ростовских.
  
   Служебные князья т.е князья потерявшие свою политическую независимость, и служивших ( ставших в вассальную зависимость ) какому либо другому более мощному князю.
   Так же входит термин " черные люди ", так обозначаются не зависящие от частных феодалов, светских или церковных, податное население. несущее государственными повинностями и обложенное государственными налогами. крестьяне в селах и ремесленники в города это
   " черные люди " На них лежат черная работа. Они кормят страну, они сражаются в ополчениях с врагами и защищают родину. они настоящие " сеятели и кормители " Черное землевладение еще преобладает над дворянским и боярским, в особенности на суровом русском севере. Но количество
   " черных " волостей непрерывно уменьшается. Крестьяне еще ведут борьбу против своих жадных соседей, борьбу тяжкую и порой безнадежную. Ведь их споры разрешают сами феодалы: бояре, князья, " тиуны " и судьи. Недаром летописцы приводят старинные слова, о неправедных судьях, замечая как - бы в их оправдание: " где власть там и обид много. "
  
   Самое большое влияние оказал на русский язык восток, Средняя Азия и Персия. - влияние глубокое и вполне объяснимое. С этими странами Русь была связана Великим Волжским путем. Наша кормилица " Волга " уже в это время была простой и удобной водной дорогой, связавшей Восток и Запад, Русь того времени была почти что оторвана от больших морей. Но морские пути возмещали речные , которые делали доступными для торговли и культурных связей даже самые отдаленные уголки нашей страны.
  
   Авторы списка русски городов понимали русскую землю в старом духе времен Киевской Руси. Для них русскими городами являлись все города населенные русскими, украинцами и белорусами. К русским городом причисляли они и города " волошские " ( румынские и молдавские ) даже некоторые болгарские города на Дунае.
  
   Центр и Зелесская земля.
  
   Наиболее обжитые русские земли находились в междуречье Волги и Оки. Это было сердце тогдашней Руси. В научной литературе этот район носит различные названия. По традиции его часто называют Владимира - Суздальской землей, хотя для XIV веков было - бы правильно его называть Московской землей, или Московской Русью, так как уже ко второй половине XIV века. лучшие земли этого района были присоединены к Москве. Русские источники знают и другое название этой земли, которое, впрочем, не удержалось и в дальнейшем. Это название " Зелесская Земля." Мы его встретим уже в поэтическом памятнике - Задонщине,
   Там великий князь Дмитрий Донской говорит своему двоюродному брату: " Пойдем... во свою Залесскую землю к славному городу Москве. " Список русских городов объединяет под названием " Зеленских городов." большую территорию тогдашне России за исключением Рязанской, Тверской, и Смоленских земель. Название " Залесский " применялось так - же к одному из городов центральной России - к Переяславлю, находящемуся к северу от Москвы, это Переяславль - Залесский, в отличие от Переяславля - Рязанского и Переяславля - Русского на Украине.
   Происхождение названия "Залесская земля " обычно объясняют тем, что северо - восточные русские княжества находились за громадным лесом, отделявшим Киевскую землю от Владимиро - Суздальской. Возможно что название Залесская земля возникло относительно поздно, так как оно появляется только в XIV в. и держится сравнительно не долгое время. Может быть, под словом
   " Лес " надо понимать те громадные леса, кторые отделяли Московскую землю от Владимира и Суздаля. Во всяком случаи старинное название Залесская земля хорошо объединяет целый комплекс княжеств, расположенных в междуречье Волги и Оки и в дальнейшем становится как бы синонимом Московской земли. По списку русски городов в Залесской земле было 55 городов, в том числе Устюг и два городка на Белоозере.
  
  
  
   К реке Сестре приложат щеки блажь,
   В притонах монастырских ищут постулата,
   Послам верительного в пору срока.
   Где воссоздание обуза для пророков.
   Что Троице - Сергеев сыт не в прок.
   Для попустителей и это - б не терпелось.
   Аналой мерк из займа фитилек.
   Из рукописного предреченного метя.
   Потир преподнести покаявшись причастьем.
   Земля залесская а также города,
   По обоюдному укладу предвкушений,
   На поиски приемлемого нрава.
   Стыду не веровав проложена канва,
   Набитой падалью, воняющей канавы.
   Не кто не ценит человеческую жизнь,
   Но оценив приветствуют ничтожность.
   Как не отложного, в строю не осторожность,
   Повлечь к ошибкам может сдельный полк.
   И спрашивают; - что дороже денег?
   Хотя и деньги - созданный тариф,
   Вне назидание естественным обменом.
   Пернатую малюет скопом кисть.
  
   Крик раздался
  
   А ты торгаш, кого ведешь на смену?
   Наладить нам путей торговых нить.
   Да бдительность не маловажна на измену.
   Пристанища шатры невпрок раскрыть.
   Великорусское событий в переменах.
   Оповещением о том как дальше быть.
  
   Монахов бытие толкуется примером.
   Толь в книги вписано предельность притч,
   Тому и причитает люд сторожек.
  
   Экономическая пара-фения взяла обширный размах.
  
   Здесь если слушать будешь - то поймешь,
   Иметь контакты это тоже проче.
   Сейчас время вновь настало ночи.
   Вести наделам внутренний подсчет,
   Не отвлекаясь укреплять - уделы.
  
   На беспридел в зачатье сфер - прием.
   По мере выносимой мне понять,
   Что лишь себя мы этим ослабляем,
   Купец не глуп и не спешил распродавать,
   Границы защищая свои свитой.
  
   Не так се просто как указка водит пест.
   Превратности так озабоченных смущеньем,
  
   А что с того спроси приходит мне,
   Оставив измерение потребление.
   Ресурс отправленный в успех,
   Готовить полусплав забвенья.
  
   Пришли мы с челобитною к тебе
   Князь не вели на двор нас гнать холопам,
   И псам голодным выкладка жестока.
   Покуда ведали - проспали весь успех.
  
   Труд переменять - в неведомстве от дома.
  
   Скажи мне князь до нашего - ль приема,
   Брожение людского дела - на поиски,
   Спеченного стыда - кого на плаху а кого к распеву,
   Не умолкает разметавшийся хвала.
  
   Не покидая стремя во временном отличие устава,
   Приданий полнится молва у площадных.
   Проча товаров разному началу,
   Мнить в Юрьев день гребного рынка торги.
  
   Так что - ж? знать каждый выбирает палача,
   На тех же не вдомек с кем ты особенно водился,
   Приходит весть и вот уже простился,
   Приемников настойчивый урок,
  
   Глянь тот опять орет всем, чур - меня,
   Приходовать веленье дня взведенной спешки,
   В прорехе мешковины лишь насмешки,
   Вываливают челядью мирской.
  
   Чтоб допустить вопрос приемлемого спроса,
   Как в подоплеке место для опроса,
   Торговых мнений рушится стяза,
  
  
   Борьба за великое княжение Всея Руси фактически окончилась победой уже в первой половине XIV в. московских князей. Со времени когда у власти был Иван Калита. ( 1328 - 1340 гг) великое княжение уже не выходило из рук его потомков. Тогда же в Москве утвердилась позиция митрополитов всея Руси. Здесь можно добавить Таким образом, уже в это время Москва была средоточием политической и церковной власти, распространившейся на все тогдашние русские земли.
   Для средневекового времени когда речные пути имели решающее значение для торговли, Москва занимала исключительно выгодное положение по Москве реке и Оке шел путь на Восток, и Москва стояла как бы на одной из ветвей колоссального Волжского пути. причем на ветви далеко выдвинутой на запад. Москва и Ока соединяли город с Переяславлем - Рязанским, от которого на колесах везли суда к верховьям дона. Отсюда начался один из важнейших путей средневековья - Донской путь, выводивший к Азовскому морю. В дальнейшем мы увидим значение этого пути, "окна" в Средиземноморье. Северным портом Москвы был в это время Дмитров. Не широкая не полноводная Яхрома соединялась с Волгой системой небольших рек: Сестрой и Дубной. От устья Дубны начинался большой речной путь к Белоозеру, дальше по Сухоне в Двинскую землю и к Печере, областям богатым пушным зверем. Таким образом Москва стояла в центре путей связывавших черное море с далеким севером.
   Замечательной особенностью Московской земли была ее заселенность. Москву окружали старинные села, существование которых восходило уже к началу XIV в. Это были те самые "красные ( красивые) села", которые принадлежали полулегендарному владельцу Москвы - боярину Степану Кучке. Многие из них сейчас вошли уже в черту города, дав название уже современным улицам: Красносельская улица - от Красного села, с большим прудом, Сущевский вал - от села Сущево и т. д В относительной близи от столицы располагалась цепь городов. Наиболее значительными из них были; Дмитров - на севере, Коломна - при впадение Москвы - реки в Оку, Можайск - на верховьях Москвы реки и Волоколамск. Городки и города окружали Москву с трех сторон, образуя как бы полу замкнутый круг, Родонеж, Дмитров, Волоколамск, Звенигород, Руза, Верея, Боровск, Серпухов, Коломна были передовыми фортами Москвы. Из 55 городов Залесской земли в московском округе находилось 10 городов. И это само по себе уже указывает на особое развитие городской жизни в Московской земле. Нечего похожего мы не имеем ни в одной другой русской земле того времени.
   С востока Москва вместе с Подмосковными городами были окружены со всех сторон цепью лесов а многочисленные реки служили дополнительным препятствием, для татарской конницы во время ее внезапных набегов на Москву. ( О татарах можно обратить так же внимание до распада династия Тамерлана информация о ком до наших дней хранится в архивах по тому факту что сам Тамерлан был скифским королем до принятия каганата к примеру династией Чингиз Ханом кто уже был другой ветвью татара - монголов) Это создавало некоторые военные удобства для Московской земли, северные области которой в XIV - XV вв. почти не знали татарских разорений.
   Почва Московской земли не отличалась особым плодородием, но под московский район нельзя назвать малоплодородным, и Московское княжество обеспечивало себя своим хлебом. В Московское княжество с давнего времени входила Переяславская земля, представляя собой как бы Московскую житницу. Даже в начале нашего века крестьяне Дмитревского уезда почтительно называли Переяславщину Украиной, желая тем самым подчеркнуть плодородие ее почвы. Переяславль стоит на реке Трубеже, впадающей в обширное Переяславское, или Клещино, озеро. Связи Переяславского княжества с Москвой были не разрывными с самого начала XIV в. и существовал даже обычай подавать к торжественному столу московских государей знаменитые преяславские сельди в знак того, что Переяславль не когда не отделялся от московской монархии.
  
   Стоит хотя - бы обратить внимание , что в свое время отмечал уже Ключевский: областное деление русской земли при первых русских князьях далеко не совпадало с племенным, как его описывает "Повесть". "Не было не одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени: большинство областей составилось из разных племен или частей; в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племен "
   П. Н Третьяковский этот вопрос рассматривает на основе археологического материала. Автор, изучая районы распространения женского убора ( набора украшений) XI - XIV веков приходит к выводу, что они укладываются в границы " не древних племенных образований, а в границы формирующихся феодальных областей" " По мнению автора, к XI - XIII векам племенных образований уже не существовало. " Судьба различных этнических компонентов была не одинакова, так как сами они далеко не равноценны.
  
   Древнее упоминание о восточнославянском роде мы имеем в "Повести временных лет" в не датированной ее части, т. е. в части, для самого автора представлявшей наиболее непреодолимые трудности, так как он не имел об этом периоде точных данных. О полянах, лучше ему известных, он мог сказать только очень глухо.
  
  
   Сейчас я отвлекусь от контекста и обращу внимание на такой интересный момент происходит, когда Олеговичи черниговские в союзе с Изеславом и его братом Святополком Мстиславичами, и Половцами, выступили против Ярополка, Борьба закончилась торжеством Олеговичей, Они утвердились в Черниговщине, а в 1139 году, после смерти Ярополка, Всеволод Ольговичь даже занял и Киев, прогнав от туда ране попытавшегося там утвердится Вячислава, родного брата умершего Ярополка.
  
   В итоге эта борьбы укрепила свою независимость от Киева, не только Черниговская земля, но и Галицкая и Полотская, и Ростова -Суздальская.
   Ольговичи выросли в большую силу, И новый порядок стал явно, торжествовать, энергичный политик, прекрасно умевший использовать с выгодой для себя, очень трудные и запутанные положения и побеждать одних своих врагов с помощью других. Всеволод Ольговичь (1139 - 1146) достиг очень больших успехов.
  
   Считаю уместным напомнить отмеченную в свое время акад. Ф.И. Успенским практику выведения византийским правительством славянских колоний в Малую Азию. Под 687 г., например, упоминается выведение славян из Македонии в Вифинию, в область Опсикий; около середины VIII века в Малую Азию было выведено около 208 000 славян.
  
   Заоцкие или Верховные княжества.
  
   К русским городам XIV - XV вв. мы должны были бы отнести и так называемые Верховные княжества, расположенные по верхнему течению Оки. По их местоположению, преимущественно за Окой, их называли так - же "заотцкими городами". Это ну большой район, заселенный с давнего времени русскими. характеризуется обширными лесами, изрезанными долинами рек и речушек. Татарская конница предпочитала обходить эти районы из-за большого количества естественных препятствий. Верховные княжества долго жили своей обособленной жизнью, полной тревог и опасностей. Феодальная раздробленность достигла здесь своего кульминационного пункта, на сравнительно небольшой территории здесь теснилось несколько самостоятельных удельных княжеств, сохранивших видимость своей призрачной независимости и в XVI в. Воротынские, Мосальские, Мезицкие и другие князья в XIV в. отошли к Литовским великим князьям и только в начале XVI в. сделались вассалами московских князей.
  
  
   Смиренен тот кто недостоин славы!
   А тот кто ищет, у Мурены кров находит,
   И оставляет идеалы откровений,
   Для поколений прорубив дорогу в завтра!
  
   На то знамение луну затмило!
   Но не торопятся собраться воедино,
   Словена - ль племя так - же позволяет,
   Задуматься любого перед силой!
  
   Соглядай.
  
   Глаголишь истинно,
   Я донесу послание народу!
   Хотя на Руссов нет надежд,
   Они гортанны,
   И только навредить нам могут в планах,
   Так как не думают порой о главном.
  
   Кто власть имет,
   Тот чаще склонен ошибаться.
   Так как теряет, чувство быть наказан.
   Усобицей полнятся чрево.
  
   Он говорит о кланах чуть проснувшись,
   Обельных здесь холопов покрывая,
   А осподарю несть свою вину.
   От закупного - ли наймита благосклонность?
   Сыскных хамитов потчевать казну.
  
   Москаль совсем не чует произвольства,
   И супротив нас всех затеял сечу.
   Верь, Русам не в угод "изгоев" трогать.
  
   Подозревал что Славы облажают,
   Кого послушали? добить вас всех не проча.
   Покуда ущемлением понукают.
   Тех кто покрепче вас себя упрочил.
  
   Лишь на друг - друга порчу навлекаем.
   Лазы в корнях стругает древоточец.
   Как были недалеки, так и дале,
  
   И нам ли их спасения пророчить.
   Когда своих, они на ненависть меняли.
   Но и помиловать не в иск, взыскавшем к ночи,
   Иначе так и буде гнать влиянье.
  
   Ты в планах не далек щенок,
   И этим оскверняешь свое место.
   Пренебрегли мы здесь достаточно собою.
   А он мне до сих пор твердит о воле.
  
   Ты слышишь?
   В нем ли крови наших предков?
   Такой как он продаст при первом бое!
   Если уже не получил свою награду,
   Хотя не этим я теперь обеспокоен.
  
   А впрочем выглядит достойным воин,
   И Радегаст нас на ровне с ним примет.
   По мере снисхождения нам с выше.
  
   Наверно гордость позволила смолян,
   Словенские ручьи оплачут "Кром",
   И если все - же я не ошибаюсь,
   Они друг - друга перебьют до выхода Ярилы.
   Союзникам сената это в руку.
  
   Трувор не княжил, но предполагал.
   Как Володар теснил приязней клок.
   Прибыть возложено в надеждах на бояр.
   Я сам не опекун стал, а холоп!
  
   Против Словенов всем объединиться!
   Пока здесь каждый ихней крови не издох!
   Для многи кланов поправляв исод.
   В размежевание их земель межу собой.
   На пушку птичку, под прицелом брать.
   Оправиться не вмеру русым поощряешь.
  
   Показался кам великий,
   Завывал свои камланья
   До князей доносит слухи,
   Лепитал ( тай суй) в истоме,
   Опираясь на смекалку,
   свой период превосходит.
   Был Пань - гу, для нас соратник,
   ай о юна глас доводит,
   вне конечного начала.
   у согани шкуры дремлят.
  
  
   Особое положение Смоленской земли.
  
   Давая описание земель и княжеств России XIV - XV вв.,
   я сознательно опустил Смоленскую землю. Вопрос о Смоленской земле представляет собой значительный интерес и некоторую загадку нашей исторической литературе. В настоящее время не кто не будет сомневаться в том, что жители Смоленска и его области Русские, как по языку, так и по своим нравам и обычаям. Но в смоленской земле есть и некоторые черты, связывающие смолян с соседними белорусами.
   Смоленская земля сохраняла свою свою обособленность только до начала XV в после чего она надолго вошла в состав Литовского Великого княжества. Следовательно предполагать что Смоленская область сделалась русской задолго до XV в.
  
   Смоленская земля или Смоленские города выделялись в особую группу. По списку всего в земле было 10 городов, из которых крупнейшие были Смоленск, Вязьма, и Мстиславец. Некоторые из городов, упомянутых в числе смоленских, видимо, рано запустели, и нам даже затруднительно установить их место расположения.
  
  
  
   Ситра ахра, раскусим килиппот,
   Явление пренебрежений параллелей.
   В ( цунь сян ) восстановление знамений.
   Рубеж вернется в прежние рубцы.
  
   Предаться полагаю отчуждению,
   Приязни воспитать не яростью а миром.
   Противоборство лишь ускорит стимул,
   Блюсти как расцветает слива,
   ( и синь ),
   Не сделает моложе.
  
   Миг в ( шоу и ) погружен безгранично.
   Башаньлу наставленье поднеси,
   Шрути расходится и нет уже дороже,
   Хираньягарбхе чрево превзойти.
   Из шимиттота маха кальпу провести.
   Опять спросить кому все это нужно?
  
  
   Кам завывает
  
   Приемы пополняет Нитирэн
   Ты озабочиваешь головы бездумных,
   Своими чтеньями почета Ге Сюане.
   Я в ритуалах сомы расторможу.
   Обилие вселенской красоты,
  
   Пусть распыляются о долгожданной так свободе,
   Хотя на смеренном пути к зачатью мненья,
   Мы от рождения со многими взаимны,
   На то и кровь дана, клянусь вам Дидом!
  
   Хотя свобода лишь незримое значенье,
   Для двоедушников и душ была напиток,
   После того как получая отпущение,
   Они в гармонию приходят с миром.
  
   А мы лишь сводня, между пробуждением и мифом,
   Мое почтенье безграничное к Волхвам,
   Заверю вас курганам Озема,
   И поклонюсь Зари восходом в суе!
   Дзедов не опорочь кощунством,
   Для нас добытые трудом святыни!
  
   Я не пытался у тебя украсть и гроша!
   Что наше здесь, то нам принадлежит по праву,
   А что мое, твое, таков обычай,
   Страна достаточно волнений повидала,
  
   Довольно жизней мы сложили за державу!
   Предупреди что б были осторожны,
   Дабы не сгинуть угодивши в сети порчи,
   Лесная девка в этом пусть поможет.
   Излечит всех от Лихорадочной холеры,
  
   Что изменит лишь часть от ритуала,
   По воле бога, если Сумерла не напророчит.
   Клянусь на рунах начертаю что случилось!
  
   Я предлагаю заключить союз тебе как с братом,
   По праву выбора, а не мечом и болью,
   Земля и так здесь много повидала,
   Чтоб отпускать страдание на волю!
  
   Мы кто когда -то слыл лихим наммадом!
   А ныне племя рода Демиурга!
   Не уж - то позабыли Радегаста!
   И будите гнести свой быт напрасно!
   Как крысы падалью себя питая!
  
   Белбог велик помощник для народа!
   И пусть Палметта будет ему крышей,
   И да продляться дни правления и жизни!
   Так как он начал думать о отчизне
   И да в единое прибудут братьев кланы.
  
   Пускай Дидилия огородят всех тех кто страждет,
   А нет, тогда их в Пекло отведите,
   Чтобы Кощноя снять оковы попросили,
   Пусть мертвые смешаются с живыми!
  
   Суденицы доносят крик младенцев,
   Медведко кров что б бдел для детворы.
   Псиглавци натерают вымя,
   На Вырий поместив плоды стихий.
  
   А мне кричат скорее уходи,
   Забудь кто есть, и спрячь на долго имя.
    
      Из истории; Когда Киев властным распоряжением князя Олега был обявлен "Матерью городов русских" Русь уже имела богатое прошлое. Она могла рассказть и о новгородских славянах, и о не славянских народах Прибалтики, о постоянно общение славян с арабами и соседним скандинавскими странами, то мирными, то враждебными. Еще больше можно было рассказать о Киеве, одном из старейших городов русских, (Не чита нынешниму) о его международных отношениях на путях с высококультурного тогда Востока на Запад, о его связях с Византией, Кавказом и Средней Азией, о первых его князьях, о попытках варягов овладеть этим крупным центром на Днепре и т.п. Но все эти интиресные и важные факты в глазах наших первых историков летописцев отошли на второй план по сравнению с фактом объединения отдельных частей Руси в единое государство под главенством новой династии Рюриковичей, вернее Игоревичей, по скольку династическая связь с Рюриком в " Повести" установлена очень сбивчего и искусственно, а метрополитом Илларионом игнорируется совсем. Событие это настолько подчеркнуто в трудах наших первых историков - летописцев, работавших под непосредственным наблюдением этой самой династии и в ее интиресах, в это время неодолимых, по убеждению летописцев, от интиресов всей Руси, что на долго загипнотизировало и последующих историков, без всякого оправдания забывших дорюриковский периуд истории русского народа. Такова сили " Повести временных лет" - сила традиции. Успехи архиологии, этнографии, языкознания и критике письменных источников эту "традицию" разбили окончательно. Читая ту же " Повесть временных лет" мы открываем сечас в ней новый смысл, понимем ее не так как понимал ее А. Шлецер, Н. М. Карамзин, даже С. М. Соловьев. "Повесть" не только не противоречит нашему современному предстовлению о ходе истории России, но несомненно его потверждает. Сознание блестяще пройденного длительного пути, неизменные и заметные успехи в облости культуры и политики не могли не вызвать чувства законной гордости за свою страну и свой народ. От VI до XII веков у русских и нерусских авторов, у друзей и врагов славянства и Руси мы слышим о славянах, а затем о русских людях и Русской земле в сущности одно и тоже: это народ ( тоесть мы, наш народ) (был) многочисленный, могучий, с огромными возможностями и такими же великими достижениями. Способность русского народа творить свою собственную культуру, обноружается в процессе истории.  Ариал диргемов с куфичкескими надписями в 883 - 900 г. доходил до восточной границы русской земли, т.е. ими пользовались северяне, находившиеся в сфере влияния хазарии. После 900 г диргемы появились в кладах Русской земли, что показывает на включение её в экономическую систему хазарии. Эти диргемы не военная добыча, потому что победы всегда бывают отражены в летописях. Это оплата за услуги на Каспийском море в 909 г. - 910 г. т.е за кровь славяно - русских богатырей, пролитую ради чужих интересов,  за подавление древлян в 914. г за войну с печенегами в 920 г. за предательство, совершенное царём Вениамином в 913 г.  которое осталось безнаказанным, и за многое такое, что современники постарались не заметить, а потомки забыть. Повода для восхваления Олега Вещего нет. Само сабой понятно, что варяжское правительство не могло быть популярным среди славянского населения Поднепровья. Это подметил С.М. Соловьев, хотя он и не располагал сведеньями, ныне вошедшими в арсенал науки. Олег рассматривается им не как храбрый воитель, а как хитрый политик и сборщик дани с беззащитных славянских племён [Соловьев С.М. История России с древних времён ]. Так оно и было. Если верить летописи, не отмечающей с 920 по 914 г. ни одного события отечественной истории, то надо признать русичей трусами и обывателями, неспособных не отомстить за преданных и убитых соотечественников,  не отстоять свое добро от сборщиков дани, переправлявших награбленное имущество в Итиль

( от автора, для "слишком умных" любящих из всего создовать неприятности, места фраз и их положения не имеют и не имели не кокого отношения по отношению как к рукам так и к людям и их традициям с этим дебилизмом больше я не нахожу подходящего слова, прошу прощения в исскустве и повседневке нужно заканчивать. Хотя если кому - то нравится это уже личное дело каждого) некоторые приведенные матирьялы источники Б.Д. Греков, Гумилев, Акад. М.Н Тихомиров и другие


Рецензии