Родина и патриотизм

У многих людей возникает желание быть полезным обществу.

Иоанн Златоуст:

Юношу за юность не хули,
Старика за старость не хвали.
Черен ты или согбен и сед -
Разницы особой в этом нет.
Может, борода твоя бела,
Но черны недобрые дела.
Похвалы достойны не лета,
А пристойной жизни чистота.

Если внимательно прислушаться к мнению молодых людей по поводу
патриотизма, то многие из них выражают готовность участвовать в развитии
страны.
Но не знают, как это сделать. Ходить на массовые митинги и парады
у них нет охоты. Автономные молодёжные организации в большинстве
своём занимаются профанацией.
А ребята хотят искренне участвовать с чувством сопричастности делу,
которому служат. Профессиональная работа нуждается в обрамлении
отеческой заботы.
Уставы и инструкции необходимы для качества работы, а патриотическое
отношение к отечеству – это уже качество проявления души,
её духовная сущность.
Проявление такого акта бывает спонтанно, но, порой, заставляет двигать
массы к достижению цели.
В экстремальных ситуациях такие поступки оправдывают даже поражение,
но в обыденной жизни многое остается в тени и непонимании.

ПАТРИОТИЗМ запрограммировать нельзя. Чаще всего его пытаются вызвать
воспоминаниями о войнах. Конечно, это важно, но он зарождается гораздо
раньше. Дом, семья, друзья – такие привычные слова. Но дом в городе –
это огромное многоквартирное здание с большим количеством семей.
Хозяин в квартире, порой, не может быть хозяином в подъезде
и во дворе. Даже такого чувства почти ни у кого просто не возникает.
Каждый сам по себе. Долгожительство в одном доме теперь  не модно.
Квартиры продаются, люди меняются, соседские отношения с новыми жильцами
не приветствуются.
На детской площадке утром – никого, днём – дети сами по себе, мамы на лавке
стайкой, вечером молодёжь от 14 и старше. У подъездов старушки, рядом
бездомные собачки и псы. На дорогах кругом машины. Растительности мало,
даже травы теперь невозможно увидеть, только в парках, её постоянно стригут
ревущими косилками….
Разобщённость этого многообразия не внушает патриотических чувств.
Многочасовые пробки, толчея в транспорте, очереди в магазинах, сберкассах,
в государственных учреждениях наводят жуткую тоску.
Придя, домой, не дай бог включить телевизор – где информация трагических
и драматических событий давит на психику, напоминая о том, что ты, только
что оттуда, и, с тобой, слава богу, ничего не случилось. Но потом по всем
каналам детективы с убийствами и разборками. Юмор бывает, но такой чёрный
и пёстрый, что разочарованно выключаешь ящик…. со  вздохом,
и медленным выдохом опустошённости.
Эту мрачную картину можно описывать бесконечно. Но, я её нарисовала не потому,
что мне нечем заняться, конечно же, у меня есть дела важные и нужные.
У меня ещё с детства остались тёплые воспоминания о том, что есть родина,
отчизна, которую подсознательно любишь с горечью
разочарования…
Оно навязано извне, оно пропитано зловещей диктатурой системы разделения….
Чтобы быть патриотом – нужно чувствовать себя хозяином не сверху приписанным,
а снизу рождённым.
Ни клубы, ни театры, ни общества любителей чего-то, не заменят и не восполнят
утрату чувства сопричастности тебя самого в жизни родного края.
«С чего начинается Родина?» - песня, напетая Бернесом, что улетела
и растаяла в тумане со стаей журавлей…..

Нужна сила духа объединения, единения общего дела….
Но, пока этого – нет!

***

Пути решения:
1. Использование готовых ресурсов государственных систем культуры
и образования.
Эти дети далеко ездить не могут, поэтому следует создавать на базе школ,
клубов и библиотек занятия не только досуга и творчества, а профориентации
на будущее.
Нужно для инвалидов открывать специализированные магазины, где можно
купить плоды их – изделия и услуги. Самореализация – это главный критерий
их жизни.
В таком случае любая финансовая помощь будет иметь главное качество:
 оборот и увеличение от прибыли, а не растекание в песок.
2. Даже в Москве приходится записывать детей в очередь к специалисту,
ездить в специализированные центры, толпиться в коридорах. Лучше приблизить
услуги таких специалистов по месту жительства.
3. Малый бизнес – это единственный путь трудоустройства инвалидов.
Их молодые кадры хорошее подспорье для стариков. Наставничество с целью
освоения профессий важная составляющая качества обучения будущего
работника с учётом его возможностей.
4. На ТВ и Радио надо дать возможность показывать позитивные стороны
самореализации инвалидов. Сюжеты, новости, спектакли – должны больше
и дольше отражать возможности этих людей. Коротенькие информационные
зарисовки совсем не подходят. Инвалидом может стать кто угодно и в любом
возрасте, поэтому нужна ни ниша, а конкретное пространство социальной
направленности.
5. Специальные передачи обмена опытом по реализации работы с инвалидами,
передачи конкретных дел и показ в этой сфере больше принесет плодов,
информационное поле даёт возможность посмотреть на других и оценить свои
возможности.
ЕСТЬ многолетний опыт работы с инвалидами, обсуждение и демонстрация
которого, требует личного присутствия. Личные выступления на эту тему
на ТВ и радио, отклики и предложения. Всё  сказанное  не отделяет инвалидов
от общества, напротив - вытаскивает их деятельность на поверхность.

Надо уяснить  разницу позиции практиков и администраторов. Нужно искать
паритетные отношения между ними. Без тех и других дело будет мало
продвигаться.
Посмотрите: если в воду бросить камушек маленький, то кольца воды
растекаются долго, и их расширение захватывает большие участки,
что видно по кругам. Если бросить большой камень, то такого эффекта
не будет. Будет громкий «Бултых» и никаких кругов.
Нам надо начать с первого броска. Кто может, а не просто хочет –
то будет давать «духовную пищу». Этим людям нужна законодательная
установка.
Это не уход в другую ловушку – это грамотная система ведения дела.
У многих до сих пор нет этой грамотности, система прошлого просто была
другой, поэтому представления прошлого мешают разглядеть новые.
У меня есть конкретное предложение – как я уже писала. Есть место,
де можно с чистой совестью привлекать и вовлекать миссионеров. Надо
собраться и принять программу, которую предложить администрации.
Нужен МОСТ между прошлым и настоящим.
Чтобы совместить, надо создавать рабочую группу. Без этих
договорённостей не выстраиваются деловые отношения. Опыт заключения
договоров с партнёрами просто необходим. Китайцы несколько десятилетий
потратили, и надо заметить, себе на пользу, поэтому они успешно
продвинулись в бизнесе. Они не отвергали устоявшиеся веками традиции,
и вовремя поняли, что нужна паритетная система взаимных отношений
политиков, правительства и бизнесменов. Я не настаиваю перенимать их опыт,
а только ссылаюсь на разумность их оценки и решений: как жить
и что делать.
Западные системы уже вчерашний день.
                Это заметно и будет продолжаться далее.

«Горит восток зарёю новой» - пророчит нам Пушкин. Мудрость и Вера
пришли оттуда. Россия большую свою часть имеет на востоке,
этот край принесет свое время: расцвет нашей стране.
Духовное просвещение следует отнести к подвигу первопечатника
Ивана Федорова. В конечном счёте, его судьба перекликается
со многими в нашем отечестве. Надо плодить работников ответственных
и грамотных в любом деле. Россия нуждается в них. Русский мужик может
долго сидеть на печи до поры до времени. Он привык жить «всем миром»
и «умирать на миру». Такая у него установка. Поэтому он медленно
запрягает, но быстро ездит.

Вот простой пример.
Комитет по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы проводит открытое
обсуждение «Городской программы по пропаганде чтения».
«Не принуждать, но побуждать» от 11.09.2008.
«Суть городской программы по поддержке чтения - пробуждение
интереса к чтению. Мы призываем читать разнообразную и интересную
литературу и побуждать к этому подрастающее поколение.
Не принуждать, но побуждать», -
так в ходе круглого стола
«Актуальные проблемы качества массового чтения в России"»
и программу «Поддержка и пропаганда чтения в Москве» -
прокомментировал   советник председателя Комитета по телекоммуникациям
и СМИ - Геннадий Львов.
Как же всё-таки побудить к чтению не указано. Эта беда почти в
каждом доме. Электронные книги дело хорошее и новое. Мы попробовали
сделать нечто подобное, только иначе. Дети не приучены слушать.
Если в советское время на радио были замечательные театрализованные
постановки с участием талантливых артистов, то теперь, подобные
звуковые записи не похожи на живое общение со слушателем.
Исправить положение можно не обсуждением проблемы, а демонстрацией
конкретных наработок различных авторов, тогда из этого можно выбрать
и поддержать. Единственное пожелание не проводить сразу конкурсы.

Эта форма для подобных изысканий не подходит.

Чтобы изучать подлинник нужно освоить язык. А у нас туго с русским.
Я хорошо знаю латынь, частично греческий, мне, пожалуй, будет
легче это сделать. Но, не зная истории происхождения слова без применения
самой истории, событий, а слово не просто так само по себе появилось –
это очень трудно.

Потребность есть, я не только соглашаюсь, а готова, активно участвовать
в этом деле.
Есть конкретное предложение.
Обучение дело хорошее, а применить к жизни сложно. Нет достойной
площадки для реализации программы. Нужно конкретное место
на нейтральной территории.

***Ходить в народ, как я это писала в первом пункте – дело неблагодарное.
Многие работники школ, библиотек и пр. не хотят, чтобы приходили
миссионеры. Они им мешают. Поверьте, у меня в этом опыт личный имеется.
Всё, что я сумела сделать, далось немалыми усилиями.
На Радио России дети давали интервью после проведённых уроков
по истории славянской мифологии. Я потрясена была их искренностью
и благодарностью. Дети – да, а у взрослых – зависть.
Многие служители церкви испытывают те же трудности. Органы управления
на местах чинят препятствия. ***

Таким местом может быть Клуб  или библиотека.
Почему? Эти организации по роду своей деятельности отвечают всем
требованиям культуры и просвещения. Нейтральная территория
государственного сектора. У многих уже имеется достаточный опыт
в этом направлении. Нужна законодательная база для штатного согласования
сторон. Участие церковных служителей будет более продуктивным
на таком месте, потому что в церкви другой регламент.
Людям нужна духовная пища и поддержка. Беседа, как камерный оркестр,
исполнителей и слушателей мало, зато видны лица, по ним видно
как слышится слово. Тогда легче почувствовать душу, открыть сердце.

***

К миссионерству люди относятся различно.
1. Одни - в этом видят служение обществу:
Им труднее всего. Приходится стучаться в наглухо закрытые сердца,
ломиться в открытые двери, доказывать, убеждать.
Они часто выполняют бескорыстно ту работу, которую не хотят делать
на местах.
Таких людей не любят. Но пользуются их трудами.
2. Другие - хотят быть посредниками:
Организуют конкурсы, проводят мероприятия, раздают подарки.
Эта деятельность самая видимая часть благополучия.
Музыка, шарики, плакаты. Со стороны – весело, а потом – грустно.
После таких помпезных зрелищ у многих бывает депрессия. Я принимала
участие в организации форумов, поэтому имею личный опыт
и суждение о нём. Мне когда-то казалось, что эта деятельность
благое дело, но потом отошла от этого, понимая бессмыслицу,
и выбрала – первое.
3. Третья позиция самая вредная, самая пагубная. Они ничего не делают,
но все заслуги приписывают себе.
«Благими намерениями вымощена дорога в ад» - так гласит пословица.
Но у этой пословицы есть и другое толкование. Видимо, изменили
в угодное кому-то время.
Она гласит так: «Благие намерения в немощи ада».
Ад немощен перед правдою.

Предполагать и располагать разные вещи. Теоретики всегда терпят
поражение, если нет практических подтверждений. Я могу поместить
большой список миссионеров, которые бесплатно делают работу подобно
клоуну Косте (работающему в детской больнице).
 
В статье «Святая простота»  (журнал «Фома»  2008 г.) отец  Владимир
говорит:
— Чтобы изменить что-то, здесь нужны две вещи: надо, чтобы я, священник,
всегда проповедовал и терпеливо разъяснял людям их ошибки.
Но человек — свободное существо. Услышав мои слова, он сам должен
на них отреагировать. Я стараюсь делать все, что в моих силах, но пока
люди не идут в храм — я бессилен.
Порой обидно бывает, когда слышишь в городе, что сельские священники
лентяи  и мракобесы, — вздыхает отец Владимир.
— В городе нас не понимают, и прихожан наших тоже,…
Но ведь здесь все по-другому, тут нельзя по городским нормам действовать!
Да, я говорю на проповеди то же, что говорил здесь первый настоятель
двести лет назад, но ведь это до сих пор актуально, и меня понимают.
А вот мои прихожанки из города приехали, рассказывают:
«Как батюшка там красиво проповедовал! Красиво и непонятно!»…
Все должно быть на своем месте: одним нужны высокие материи,
другим — простые житейские вопросы, и это не значит, что кто-то лучше,
а кто-то хуже.
Опыт больших городов и поселков к деревням действительно не подходит.
Здесь нет смысла открывать библиотеки и миссионерские курсы,
невозможно работать с молодежью — таковой почти не осталось.
Даже вековые суеверия изжить не удается практически никому».
Видите, многие не понимают его, не понимают меня, но надо меняться
в лучшую сторону.
А в статье «Клоун Костя»  написано:
«К сожалению, в России необходимость больничной клоунады приходится
доказывать. Многие не воспринимают это новшество всерьез или смотрят
сквозь пальцы, как на забавную и недолговечную игру. Конечно,
ни о какой государственной поддержке речи пока не идет. А многие
ли дети смогут ждать момента, когда общество привыкнет
к больничным клоунам?»
Как раз о том, о чем пишу - я.


Василий Великий:

Коль целомудрен ты на склоне лет,
Твоей заслуги в этом вовсе нет.
Тот праведника сан не заслужил,
Кто, немощью томим, безгрешно жил.
Чтоб обрести спасение души,
Ты в возрасте цветущем не греши.


«Людям надобно прошедшее, когда они уяснят себе связь и характер
текущих явлений и начнут спрашивать, откуда эти явления пошли
и к чему могут привести. Когда, например, в обществе почувствуется,
что обычный ход дел, составляющих ежедневное содержание жизни, начинает
колебаться и расстраиваться, обнаруживать противоречия и создавать
затруднения, каких прежде не ощущали, это значит, что условия жизни
начинают приходить в новые сцепления, наступает перемена, складывается
новое положение.
Тогда рождается потребность овладеть ходом дел, возникших как-то
нечаянно, самопроизвольно, «в силу вещей», как принято выражаться
о явлениях, возникающих без участия чьей-либо сознательной воли.
Чтобы освободить свою жизнь от такого стихийного характера и дать
разумное направление складывающейся новой комбинации отношений,
люди стараются выяснить цель, к которой её желательно было бы направить,
а эта цель обыкновенно составляется из совокупности интересов,
господствующих в данную минуту.
Эта естественная потребность в целесообразности и обращает умы прошедшему,
где ищут и исторического оправдания этим интересам
и практических указаний на средства к достижению желаемой цели.
В усилении исторической любознательности всегда можно видеть признак
пробудившейся потребности общественного сознания ориентироваться
в новом положении, создавшемся помимо него или при слабом его участии,
и это пробуждение в свою очередь свидетельствует, что новое положение
уже достаточно упрочилось и раскрылось, чтобы дать почувствовать
свои последствия.
«Общественное сознание тем и отличается от «личного», что последнее
обыкновенно идёт от установленных причин к возможным последствиям,
а первое, наоборот, расположено восходить к искомым причинам
от данных последствий» - Костомаров  Н.И.

«Так из преобразовательных последствий, недостаточно предусмотренных
и направленных, сложилось положение, с которым чувствовали себя
не в силах справиться. От всех этих порывов, колебаний из стороны
в сторону, преемственных подъёмом и понижений народного духа
в общественном сознании отложилось, кажется, только одно несколько
выяснившееся историческое представление - что русская жизнь сошла
со своих прежних основ, и пробует стать новыми.

Русская история опять разделилась на две неравные части периода,
до реформы и  после, как прежде делилась на допетровскую и петровскую
или древнюю и новую, как они ещё назывались. Это представление
было вторым антиисторическим моментом общественного сознания,
вышедшим из одного источника с первым, -  из невнимания
к исторической закономерности и к наличности исторически нажитых
сил. Повторяя, что реформированная Россия сошла со старых
основ своей жизни, не хотели припомнить, что в исторической жизни
таких чудес механических перемещений не бывает».
***

Человечество во все времена испытывает одни и те же потребности:
равноправие и возможности личности с духовным содержанием.
Верующий или атеист, не важно – все хотят мира и согласия.
Развитие общественной жизни и связей по всему миру проявило потребность
в создании идеологической структуры, чем стала мировая религиозность.
Всем нам необходимо уяснить прописную истину:
жить в обществе с достоинством, а не унижением.
Поэтому следует искать пути взаимной поддержки, а не критики,
тем более «прошлого», которое уже сформировало определённый порядок
хода истории.
Применение наших знаний на деле, сделает больше, чем пассивные
рассуждения.
Опыт предков об этом вещает, что толку перемалывать?
Был избранник Авраам, Бог не просто добавил букву «А», это символ
выбора и назначения его, для дальнейшего развития общества из «лона».
Когда население Земли было малочисленным, эта задача имела больше
шансов зародиться в новой общественной формации.
Качество и количество никогда себя не компенсируют.
Или – или!
А истина подразумевает качество самого человека, его отношение
к жизненному устройству, а количество «раздирает его на части»
- слишком много проблем, которые одному не решить.


Рецензии
Уважаемая Ольга! Полностью согласен с Вашими мыслями и выводами, с Вашей зрелой мудростью!! Пора уже вылезать из спячки и что-то делать. Могу сказать, что для меня Родина начинается с мелочей, вытаскиваемых из памяти. Сейчас, ностальгично прослушивая порой любимые рок-пластинки, которые не слушал 20 и более лет, я вспоминаю не былые диссидентские настроения юности, а тот «Великий Могучий Советский Союз». Последние 20 лет я прожил в Магадане, на Колыме, объездил всю трассу с командировками. Для меня именно Магадан стал Родиной, ибо он средоточие всей России. Говорю это без стеба. Магадан, в отличие от других малых городов РФ никогда не был захолустным, тихим, патриархальным. Жизнь в нем кипела всегда!
Королев, Козин, Варпаховский, Богораз-Тан, Жженов, Шухаев, Рознер, Билибин, Цареградский, Кымытваль, Мифтахутдинов, Кохановский и Высоцкий, Бирюков, а также рокеры Шевчук, Арбенина, юморист Шифрин, список имен, принесших славу Магадану, его можно долго длить, я назвал лишь самые известные. Да, Магадан для меня – смысл и цель всей жизни, я сейчас временно нахожусь заграницей, улучшаю язык и творчески работаю, но вернусь домой, ибо НЕ эмигрант. Просто так сложились обстоятельства и потом я опровергаю устоявшееся мнение о нас, что мы-де «ленивы и нелюбопытны». Вырванная из контекста фраза классика нередко становится «неотразимым» аргументов в змеиных устах русофобов….
Вот, а вообще-то я хотел бы оказаться завтра в Москве у Большого театра. Там 31 августа ежегодно собираются магаданцы, живущие вне Колымы (бывших магаданцев НЕ бывает!) и колымчане-отпускники. Сходите туда, если будет время и желание после обеда. Конечно, кроме бутербродов с красной икрой и чая в термосах там будет и пиво с коньяком, а как же без этого. Но накачиваться алкоголем будет, в основном, молодежь, ибо приучена…
У нас в Магадане бытует шутка, что в городе НЕ пьют только 4 человека – статуи на крыше нашего театра – моего театра, я там еще числюсь в отпуску за свой счет…
Но в былые годы я встречал у Большого и пионеров Магадана, комсомольцев 30-40-х, которые осваивали край, а потом уехали, и хотя эти дедушки и бабушки с орденами и медалями, прожили полвека здесь у вас, на материке, в Москве и рядом, но они все равно себя числят МАГАДАНЦАМИ. Потому что невозможно прожить на Севере и НЕ стать его частью, всем сердцем прикипеть к Гиперборее!
Какая природа у нас, а люди какие! Жаль, что немногие могут попасть туда и оценить все наши красоты. Мне порой ТАК жаль и москвичей, и петербуржцев (не в обиду Вам, Оля, будет сказано!), которые не видали Магадана!!! Я был весной в Москве и Питере у своих, у колымчан, бродил по Тверской и Невскому, снимал дома и памятники, встречался со своими (это особая каста, особый клан, не в обиду никому иному!, мы другие, с фронтира!) и мыслями всегда улетал на Север. Магадан мне снится еженощно. И отучившись, наработавшись заграницей я приеду назад, ДОМОЙ! Магадан стал мне ближе и роднее, чем тот город, где прошло мое детство, хотя и туда мое сердце рвется, но Север все-таки – самое теплое место на Земле!!!
Умирать поеду туда…
В начале 90-х уехал на Аляску один мой коллега, фотохудожник и журналист Расул, пожил несколько лет и вернулся назад. Многие магаданцы, даже уехав на пенсию в теплые края, не выдерживают и возвращаются… Вот что такое Родина! А не соседи по площадке, которых ты не знаешь… Пообщайтесь с магаданцами у Большого театра, вот это земляки, вот это патриоты!!!
С уважением,
Игорь

Игорь Дадашев   30.08.2009 19:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.