Заметки на полях. Обсуждение

Вашему вниманию предлагаются размышления Галины Ольховик.
Предлагаем высказать собственное мнение, согласиться или поспорить, развить, расширить, углубить тему.

Мнение администрации Садов Лицея может не совпадать с мнением автора полемической заметки.

Жанр этого произведения определить трудно. Скорее - это полемические заметки. Очень хочется, чтобы вы высказали своё мнение.
Нас с детства пичкали классикой - в детском саду, в школе. Смотри, учись.
Делай, как он. Он классик.
Все знают, что я филолог. Сейчас я не преподаю литературу, но на заре туманной юности работала в школе учителем русского языка и литературы. Обычная программа по литературе - Пушкин, Лермонтов, Пришвин, Гайдар, Симонов, Фадеев "Молодая гвардия"в средних классах.
Дальше вспоминаю с содроганием роман "Мать" Горького, "Разгром" Фадеева. У меня отбили интерес к литературе, к такой литературе. Мы не учили тогда Пастернака, Ахматова была под запретом вместе с Зощенко. И я всё время задавала себе вопрос, почему у нас нет писателей. Слышали, конечно, о Солженицыне, "Докторе Живаго" Пастернака.С произведениями Зощенко я познакомилась уже после института, а позже - с Аверченко, Теффи. И с поэзией Ахматовой, Гумилёва, Пастернака, Мандельштама, Бродского.
Когда я только начинала работать, в школе изучали эпизодически зарубежную литературу. Программа была составлена так, что интереса эти произведения не вызывали. И когда через много лет я, подрабатывая, читала зарубежку в лицее, я перечитала Байрона - не того, хрестоматийного, а настоящего, то поразилась - я его не знаю, совсем. В хрестоматии на полях карандашом были написаны мной какие-то фразы - анализ произведения. Неужели это писала я? А потом были Кафка, Гамсун, Бёлль, О'Генри, Эдгар По и многое другое. Путь к литературе я нашла сама. Без учителей. Были журналы "Юность", "Иностранная литература", "Новый мир", "Знамя".
Возвращаюсь к классике и к урокам литературы. А не портим ли мы детей, не отбиваем ли мы интерес к литературе? Знаю, что современные дети почти ничего не читают. Мы читали. В школе под партой я и прочитала многое из прозы. Да и с поэзией тоже так познакомилась. У нас была хорошая учительница. Она не забирала книг. Просто просила, чтобы я рассказала, о чём читаю. И хвалила.
Можно ли считать Пушкина образцом? Ведь у него полно глагольных рифм, а уже в его времена они считались бедными. Да, он был первопроходцем. Первым идти всегда трудно. Потом его обогнали. Сейчас новички так пишут. А может, просто изменилось время? И рассматривать его нужно как историю. Был, писал. Но не как образец.
Может, нужно сбросить его с парохода современности? Глубок ли он? Я никогда не была сторонницей Пушкина. Мне как-то больше Лермонтов нравился, хотя уже в зрелости я нашла у Пушкина "Телегу жизни", поразившую меня.
А может, и всю литературу преподавать как-то иначе? Был же когда-то предмет "Поэтика". Возможно, изучать изобразительные средства, стилистические фигуры, вообще - основы стихосложения, жанры поэзии и т.д. И знакомить с поэзией ненавязчиво. С её лучшими образцами. Не разбирать построчно. А что хотел сказать автор? Что хотел, он уже сказал. Он и сам иногда не знает, а что хотел сказать, а мы знаем и детей в школе учим.
Так как вы относитесь к классике? Обязаны ли мы ей? Или нам надо идти своим путём? От противного, так сказать. Нужны ли нам классики? А мы им? Я имею в виду современных, прижизненных...


Рецензии
Мне непонятно,для чего вообще кого либо считать "образцом".
Для меня литература в школе была одним из любимых уроков, потому что нам не задавали читать отсюда до сюда...нам давали возможность на уроке и после высказать свое мнение по поводу того или иного произведения.Именно для того,что бы высказаться,я читал почти все, из обязательной программы.Зато,как здорово было отстаивать свою интерпретацию закономерности Каренинского паровозика. Были конечно и произведения для обязательного чтения,например "Малая земля"Брежнева...наверное сейчас её аналог модный нынче Солженицын...
Но просмотрев на школьной линейке учительский спектакль,посвященный уходу из жизни вождя,я понял, насколько притворны и продажны чувства и книги,их пропагандирующие.
Нужны ли школьникам признанные классики...например "война и мир" подмарафеченное жизнеописание мирочувствования людей позапрошлого века? не уверен. Для того,что бы интересно писать о взаимоотношениях людей надо родиться Шишковым или Мельниковым-Печерским...
Если бы в школьную программу, как современные отечественные классики, были включены братья Стругацкие, Беляев, Ефремов, Булычев, Аверченко, Лукьяненко,которые умеют донести до школьника мир взаимоотношений людей без навязывания доставшего уже всех трагизма...именно в обязательную программу...уроки литературы только бы выиграли.
Меня кстати, во время всего изучения курса обязательной литературы, не покидало ощущение,что это женская литература,несмотря на то,что она написана мужиками.Такая передозировка чувствизма и тяжкой доли,что под конец уже тошнило от этой жвачки.
Не знаю,что глагольно-примитивного Вы нашли в Пушкине, но я хотел бы,что бы мой сын в рамках обязательной программы изучал именно бедные глагольные рифмы Пушкина, нежели слезоточивое творчество Ахматовой.

Куминьянь   06.04.2009 14:57     Заявить о нарушении
Ещё лучше - включить в школьную программу детективы Донцовой, да.

Александр Ланге   06.04.2009 16:07   Заявить о нарушении
Александр, сравнивать Донцову со Стругацкими… имхо, минимум некорректно. :)
Кстати, я еще не написал о важной роли сказок в школьной литературе...если бы их рассказывали грамотно, с разъяснением этимологии русских слов и показывали глубину смысла- это было бы куда полезнее и увлекательнее, чем метания Безухова или подростковые забавы Ростовой.

Куминьянь   06.04.2009 16:43   Заявить о нарушении
А, ну да, ну да, хорошо, хоть не с Лукьяненко сравниваем. Уж он-то мастер слова, описывающий "мир взаимоотношений людей" :-)

Куминьянь, братья Стругацкие, Беляев, Ефремов, Булычев, Лукьяненко - фантасты. И взаимоотношения в их книгах - фантастические. Ровно столько же имеющие отношение к действительности, как Наташа Ростова и Пьер Безухов. Только Лев Толстой описывал реальный мир, в отличие от фантастического. И язык у него... кхм... получше, чем у Лукьяненко. Сравнивать даже Дозоры с "Войной и миром" не стоит, чесслово. Беляева и Ефремова рекомендую попытаться перечитать. Я полгода назад тихо плакал, сделав попытку перечитать "Страну багровых туч". И продолжил плакать, перечитывая "Туманность Андромеды". :-) Скучный, казённый местами язык, искусственные взаимоотношения.

Александр Ланге   06.04.2009 16:57   Заявить о нарушении
не стану перечитывать!!!...пусть останется восторг из детства :)))...я еще Казанцева с его фаэтами забыл :)))
По поводу языка Льва Толстого...конечно не мне судить, но когда я читал "Угрюм-реку" или "В лесах", я чувствовал там именно красоту русского языка...честное слово, даже Достоевский мне куда ближе и понятнее Толстого, что бы о нем сейчас не говорили...
Из произведений Л.Толстого я со школы вынес привкус лицемерия и несправедливости...

Куминьянь   06.04.2009 17:12   Заявить о нарушении
О, наконец-то начались корректные сравнения :-) Тут уже дело вкуса (или предмет для спора профессионалов) - сравнение языка Толстого с языком Шишкова, Достоевского, Чехова, Бунина...

И с восторгом из детства - тоже согласен. Пусть остаётся :-)

Александр Ланге   06.04.2009 17:30   Заявить о нарушении
Чехов вне конкуренции, Бунина прочитала где-то на 3 курсе с удовольствием. Толстой сложен, но интересен для взрослого. Достоевского оценила уже в зрелом возрасте, а в 9 классе меня потряс фильм "Братья Карамазовы" с Ульяновым, Мягковым.
Проза 2 половины 19 века замечательная. Недавно читала студентам стихотворение в прозе "Русский язык" Тургенева. Они никогда не слышали о таком произведении и даже не знают, почему говорят "великий и могучий".
Завидую сейчас и школьным учителям, и ученикам.
Программа хорошая. У нас литература 20 века вылетела, за исключением Блока, Маяковского. )))

Галина Ольховик   06.04.2009 21:23   Заявить о нарушении
Галина,а каково Ваше мнение, почему преподавание литературы акцентировано именно на трагических произведениях.Кто так решил,что школьнику или студенту необходимо проникнуться тяжкой долей бытия?..."особенно тяжка эта доля была у женщин,потому она зачастую называлась женская доля!!!!...(Петров не вертись,и не дергай за косы Аню, я же говорю, у неё и так доля тяжелая!!! Так,кто еще не хочет проникаться тяжестью женской доли?!)" (с)
Куча переживаний,интриг,любви,признаний, охи и ахи,на фоне СТРАШШШШШНОГО мезальянса и безисходной неотвратимости женских измен...почему и кто насаждает весь этот трагический бред института благородных девиц в средней школе.
Ведь есть добрые и веселые произведения не менее талантливых авторов.
Вы Галина,перед тем как пообщаться с детьми о сказке "Алиса в стране чудес" рассказываете им об авторе этой сказки?
Разбирая сказку о Винни Пухе проводите параллели с ведущими мировыми религиями?
А кто либо из Ваших студентов скажет хоть пару слов о том,кто такие русские богатыри, кто такой змей Горыныч или Соловей разбойник?
Вы проходите с ними влесову книгу или веды?
нет...этого нет в обязательной программе...потому что кто то, когда то решил, что, мечущаяся в проруби сомнений Наташа Ростова со своими женскими заморочками или скулящая от безысходности Анна Каренина,
куда важнее версий знаний о далеком прошлом наших предков.
Вы разбираете с Вашими студентами и школьниками этимологию русских слов?
Некогда? Зато время на разбор ахоф и охоф в классическом исполнении находится. Вы действительно считаете это правильным?

Куминьянь   07.04.2009 10:24   Заявить о нарушении
Уважаемый или уважаемая Куминьянь!
Я не разбираю охи-ахи по той причине, что не читаю литературу. Работаю на кафедре общего и славянского языкознания.
Читаю историю языка. И о Велесовой книге, и об этимологии слов мы как раз и говорим.
По возможности и о нашей истории говорим, например, о том, что всё мировое пространство у наших предков делилось на три сферы: землю, древо и подоблачье. Меня интересует язычество, кое-что в этой области мной сделано. Всем этим я делюсь со студентами, они работают в тандеме со мной. Если интересно, то можно в почте пообщаться - olha887@mail.ru
А насчёт литературы - да согласна, её можно так засушить, что потом ничего не захочется читать. Говорят, что всё зависит от учителя. Но он подневольная личность. Некоторая свобода есть в вузе. )))

Галина Ольховик   07.04.2009 14:45   Заявить о нарушении
Поспешил с выводами.
Галина,шляпу в пыль...
Сам совсем недавно стал интересоваться русским языком,лет пять-семь назад...загорелся после книг С.Алексеева и подостыл после статей Чудинова. :)
Мне отрадно осознавать,что в среде преподавателей литературы есть люди радеющие за всестороннее отображение исторических фактов в обучающих программах.
спасибо Вам. :)

Куминьянь   07.04.2009 15:17   Заявить о нарушении
А об истории слов и о наших предках есть интересная, сравнительно новая книга:
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. – СПб.: Филол. фак. СПб. гос. ун., 2000.– 326 с.
Там мне нравится мысль о том, что слова в древних памятниках имели другое значение, потому что логика у наших предкой была другая, восприятие мира другое. А мы читаем с наших позиций.
И у меня есть работа, если интересно, могу выслать
Вербальные формулы язычества в "Слове о полку Игореве".
Удачи вам!

Галина Ольховик   07.04.2009 22:30   Заявить о нарушении
Благодарю, Галина.:)
Мне интересно прочитать ваш труд.Свой адрес я сброшу на Ваш почтовый ящик.
Вам тоже удачи.:)

Куминьянь   08.04.2009 11:43   Заявить о нарушении
В рецензии Николая Переяслова к стихотворению
http://stihi.ru/2003/11/10-431
есть ссылка на очень любопытную статью.

Че   08.04.2009 14:08   Заявить о нарушении
Вечером посмотрю, но меня уже что-то напрягло.
Я не люблю, когда пересматривают историю, да ещё,
как левой ноге захочется. )))

Галина Ольховик   08.04.2009 14:56   Заявить о нарушении
Куминьянь, я с вами согласна! Я закончила школу года три назад и ДО СИХ ПОР не прочитала Войну и Мир, это было самой ненавистной книгой программы не только у меня - почти у всего класса, я даже четверть первого тома не прочитала - и при этом по ней еще заставляют писать сочинения! Вообще, надо поднять вопрос сочинений - почему бы не дать в этом волю - писать сочинения по выбору - о любом писателе проходимого времени, ведь сколько бы классики в учеников ни пихали - любить ее этим не заставишь, у каждого свой вкус, и заставлять писать сочинение по непонравившейся книге - издевательство, кроме того,если написать все, что думаешь об этой книге, как бы ни было хорошо твое сочинение - легко схлопотать пару чисто за идеологию. Лично я стала писать "вольнодумские" сочинения только где-то на рубеже 10-11 класса, раньше - просто побаивалась и по сути дела получала пятерки за знание психологии преподавателя. Включить фантастов в программу? Этого мало! Нужно еще раз в десять расширить программу по зарубежке и поэзии вообще, включить рок-поэзию например. Если так подумать, школьная программа ЖУТКО отстает от литературного процесса. А что мы знаем о поэзии ближнего зарубежья? Да почти ничего! А фольклор? Даже русский нормально не изучают, что уж говорить о мировом. Вообще, слово "изучают" сюда не подходит, "проходят" - вот нужное слово, именно этим и занимаются.
ps^ я очень хорошо помню, как где-то в одно время с Войной и Миром мне в руки попали Отверженные - прочитала взахлеб за несколко дней, а ведь объем - почти одинаковый. И есть желание перечитать...
А Пушкина все-таки не надо за борт, ибо Женька Онегин и Песни западных славян дюже хороши. хотя и я Лермонтова больше люблю

Артемона Иллахо   11.04.2009 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.