Сергей Лузан - Китайской стеной до погоста
Сергей Лузан
http://www.stihi.ru/2005/03/22-490
Это плохое стихотворение. В нем хороша только одна строчка, которая никак не сообразуется с остальным текстом:
«...Два километра всего до погоста -
Слышишь?...»
Да еще ее неожиданная мутация:
«…Тридцать минут нам всегда до погоста
Знаешь?…»
Но начнем сначала:
«Зёрнами риса рассыпаны звёзды
В бархат вонзившись ночи.»
Энергетика любого стиха такова, что одна строчка стихотворения - это страница, ну, пол-страницы, ну, не меньше абзаца прозы. Причем, читая стихотворение, за каждым словом слышишь, эхо сказавших это слово ранее.
Что мы слышим, прочитав две эти строки? То, что нам предлагается романтическая, немного сказочная тема, где не следует ждать грубой точности - будет эстетезированная поэтичнось - вот сколько стоит за сменой ударения - за "ночИ".
Дальше звезды сравниваются с рисинками. Какой флер окружает слово рис? Бедные крестьяне, в широких шляпах работающие тяжелыми мотыгами на затопленных полях, великая китайская стена, Шао Линь...
«Два километра всего до погоста -
Слышишь? Кричи не кричи.»
Странно... думает читатель, неужели и китайских монахов, сдохших на рисовых плантациях, хоронят на погостах? То есть их, китайское кладбище тоже зовется "погостом"?
«Щёки едучим морозом румянит
Снег под ногами хрустит
Верю, что скоро Россия воспрянет
Слышишь? Отчизна молчит.»
Стоп! Почему Россия?! А где Китай с его великой стеной и Шао Линем?
Конечно, я преувеличиваю, но почему в качестве вступления к теме о бедах России вы использовали рис, а не пшеницу, картошку или репу? Или почему рис, а не плоды манго, ананасы и собачек чау-чау? Тем более, что к ночИ и подходят именно ананасы, шампанское и чау-чау.
И это самое "в ночИ" пройдет рефреном по всему стихотворению. Одной и той же фальшивой визжащей нотой. Нет, не визжащей - кокетливо-томной. Поджав губки и потупив наклеенные реснички.
«Всё в нашей жизни, конечно, не просто -
Даже в беззвучной ночи...
Два километра всего до погоста -
Видишь? Молчи не молчи.»
"Всё в нашей жизни, конечно, не просто" – банальность, которую, если уж ее впустили в стихотворение, требуется сразу же загладить, расцветить, скрыть, оправдать – и вы "оправдываете" – "Даже в беззвучной ночИ..."
То есть Вы идете с... другом? сыном? женой? – на кладбище и убеждаете ее: " ДАЖЕ здесь все не так просто..." – ужасно... ни складу, ни ладу – то есть ни логики, ни искусства – абсолютно пустое, фальшивое четверостишие
"Часто я нёсся на свет, ошибаясь,
Как мотылёк на свечу...
Зато теперь на тропе улыбаюсь
Просто вперёд - и молчу..."
То же самое только еще хуже. Такой же банальный, нелогичный, взятый с потолка образ, но помимо того... О чем Вы, (лирический герой, лг) улыбаетесь, идя на кладбище? Может, ему (лг) вспомнилась собачка чау-чау? На другие поводы для тихой радости в стихотворении не указано, ни на что более не намёкнуто.
Но помимо того: глагольные рифмы и те не очень приветствуются, а уж глагол с деепричастием...
И странное слово "зАто".
"Даже с высот обычного роста
Многое видно бывает самим
Тридцать минут нам всегда до погоста
Знаешь? Давай помолчим..."
Чем это четверостишие отличается от предыдущих, почему оно не вызывает ощущения фальши? Именно тем же. То есть НЕТ в нем "ночИ" и нет в нем "мотыльков". Зато есть неожиданный НЕБАНАЛЬНЫЙ поворот: "Тридцать минут нам всегда до погоста"
К сожалению последнее четверостишие аналогично тем, что выше, а не предпоследнему: опять "ночИ", опять сбой ритма (прИ свете дня), опять не отмытый от банальности образ:
"Много тропинок открыто пред нами/ При свете дня и в ночи"
но в довершении ко всему еще и новая путаница:
"Лучше - один, чем как все - с дураками...
Понял?..."
Не понял. Так... Так это он один шел на кладбИще?! А как же "Тридцать минут НАМ всегда до погоста". Или это "Мы, Николай Второй?"
Эти строфы неплохо петь под гитару в кругу милых девушек, когда больше слушаешь переборы гитары и больше следишь за чьими-то глазками… или чьими-то коленками, чем за текстом – немного многозначительности, немного про нищую Россию, немного про Шао Линь…
Ладно, я смягчу... (смягчу...?) оценку: это стихотворение не хорошее...
20.05.2005 11:39
Свидетельство о публикации №109040304118
Поправьте и опечатку, которая может снизить удовольствие от прочтения этого небесспорного труда -
"на кла*Д*бИще?!"
Отвечаю на ряд Ваших вопросов, справедливо поставленных в критическом эссе. Цитирую Вас же, если не возражаете.
"Конечно, я преувеличиваю, но почему в качестве вступления к теме о бедах России вы использовали рис, а не пшеницу, картошку или репу? Или почему рис, а не плоды манго, ананасы и собачек чау-чау?"
Каждый поэт - хороший или плохой, сильный или слабый - это совсем неважно - может быть пророком. Обычному поэту свойственно сводить счёты с критикам вследствии присущей стихотворцам пассионарности. Что бы Вы хотели получить в голову, столкнувшись в тёмном переулке с раскритикованным Вами поэтом? Горсть риса? Или "пшеницу, картошку или репу/ плоды манго, ананасы и собачек чау-чау?"
С наилучшими, всегда к Вашим услугам "румяный критик мой" (есть у меня стих и на эту тему, но не знаю рода Ваших занятий - Вы вряд ли из милиции :)
Сергей Лузан 22.04.2009 11:31 Заявить о нарушении
Сергей Вы меня удивляете. Это статья 2005 года... И дай Бог память, едва ли по Вашей просьбе. Кажется, у меня тогда был какой-то юбилей, типа 7000-читателя, и я на форуме выбросил предложение отрецензировать 7 стихотворений семи авторов. Или 6-ти?
"На мой взгляд, критика у Вас получается интереснее, чем стихи." -
я вам не верю
""на кла*Д*бИще?!"" -
спасибо, исправляю
"не знаю рода Ваших занятий" -
самый популярный на стихи.ру - программист
Виталий Литвин 23.04.2009 09:53 Заявить о нарушении