Язык муравьев - 1
http://www.photosight.ru/users/273965/
БЕСЕДЫ ПТИЦ - 2000
ШИХАБ-АД-ДИН СУХРАВАРДИ
(1155-1191) - иранский теолог-мистик, развил учение о мистическом озарении (ишрак), положившее начало особому направлению в суфизме, использовал в своем учении также мотивы зороастризма и герметизма.
«ЯЗЫК МУРАВЬЕВ»
Вариации Феано - 11.12.00.
Хвала Аллаху, Милосердному Творцу,
В Котором все тела и души! Мир Отцу!
((()))
Высокочтимый Шейх, чье имя Сухраварди,
Своим вниманием почтил меня – песчинку
Земного брега бытия, даря росинку
Писания древнего, загадочного Вар-ди…
Здесь - наставление идущим по Пути.
От глаз чужих оно само себя хранит.
Для непонятливого сказка, что гранит,
А понимающему - свет, дабы идти…
Речь муравьев слышна повсюду, все века.
Но эта сказка - русло притчb, разговоров
О неожиданных, простых, как будто, спорах,
Приоткрывающих завесу… иногда…
Шейх Сухраварди мне позволил отклоненье
От слов, написанных когда-то им самим.
Века как реки утекли путем своим…
Читатель русский вновь прочтет его творенье.
Я слов нерусских постараюсь избежать,
Но с Божьей помощью ту суть отобразить,
Что и без слов моих живет и будет жить.
Но… так чудесно все стихами описать.
ЧАСТЬ 1 ЯЗЫК МУРАВЬЕВ
Часть быстроногих Муравьев, что преуспели,
В пределах низших царств достигли положенья,
Не только в обществе своем, но в окруженье
Зверей и птиц, которых слышать уж умели…
Решились новые Поля отвоевать!
И на пути своем заметили побеги,
В которых капельки росы, как в гнездах неги,
Осели утром… - Красота - не описать!
Один из умных Муравьев спросил: - Откуда?
Собрат ответил: - Им начало на Земле!
Другой вмешался: - Да от Моря капли те!
И разгорелся спор: ну, где берется чудо?
Умнейший самый так сказал: - Да погодите,
Ведь вещь любая тяготеет лишь к началу,
Желая страстно возвратиться вновь к причалу!
В какую сторону влечет их, посмотрите!
Коль ком подбросить, он на Землю упадет,
Поскольку ком земной стремится к мраку, к дому.
Его начало, всем известно - дань земному.
А свет Божественный ко свету и уйдет!
Необходимость не равняй с воображеньем.
Желанье сущности - не сущность, а желанье.
Соединение с исходным - тайна Знанья…
Коль кто без крыл, не увлекайтесь же движеньем!
- А саранча? - раздались тут же голоса.
- Лишь отрываться научилась от Земли…
Но говорили о росе мы, Муравьи!
Согрело Солнце воздух… В пар ушла роса!
Тогда и поняли они, что свет - ко свету!
Кого захочет Бог, того ведет в чертог,
И вразумляет всех сравнениями Бог!
Господь - предел наш. Слово, доброе от веку.
((()))
В качестве подстрочника был использован текст перевода - http://horosan.sufism.ru/t_syhravardi.htm
Несколько быстроногих муравьёв из низших пределов мрака возможно (II), утвердившихся в своём положении, препоясалось и направилось в сторону поля, чтобы найти себе пищу. Вдруг они увидели пару побегов зелени, на поверхность которых утром осели капли росы (III). Один из муравьёв спросил у своего спутника, что это за капли. Тот ответил, что начало этих капель — в земле. Другой же, вмешавшись, сказал, что они — от моря, и таким образом начался спор. (Умнейший из муравьёв) сказал: «Подождите немного (чтобы увидеть), в какую сторону направлено влечение их! Ведь всякая вещь имеет влечение к своему началу и страстно желает возвратиться к своему источнику. Разве не видели вы, как ком земли, когда его бросают вверх, — поскольку начало его — низкое, и правило «всякая вещь возвращается к своему началу» подчиняет себе все вещи — падает (опять) вниз на землю. То, что стремится к полному мраку, от него и произошло. И, относительно Света Божественности, есть посылка о необходимо-желанной сущности (2); воображаемое соединение (с нею) невозможно, (если только) всякий, кто ищет свет, сам не принадлежит к миру света».
И, пока муравьи были увлечены этим спором, солнце согрело воздух и роса на побегах стала (испаряться и) подниматься вверх. И муравьи поняли, что она — не от земли, и, поскольку выпала она от воздуха, то и испарилась в нём — «Свет к свету! Бог ведёт к своему свету, кого хочет. Бог вразумляет людей сравнениями» (24:35); «Господь твой есть крайний предел» (53:43), «к которому восходит и благое слово, и доброе дело» (35:11) (3).
((()))
Следует напомнить, что каждая суфийская притча содержит несколько уровней смысла. Поэтому не нужно торопиться при осмыслении подтекста.
Обсудить притчу можно на форуме "Галактический Ковчег"
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/79-1634
Свидетельство о публикации №109040203899