Дух - Безмолвный Свидетель. Часть - 2
Учение Живой Этики: Беспредельность, 515
Несломимость и стойкость от духа. Если в нем удержаться, твердо помня, что все в духе, то можно и устоять даже тогда, когда шатается твердь. Неуязвим дух ничем внешним, и в этом – сила его.
Дух не сломит ничто, если он не сломится сам. Явить несломимость духа во всех условиях жизни будет уявлением огненной мощи в себе.
Грани Агни Йоги, т. IV, 307, 409
ДУХ – БЕЗМОЛВНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ (2)
(Из Посланий Учителя Света)
- Зерно духа и разделение духа поясняют касательно монады. Зерно духа необходимо для жизни, но делимость духа делает возможным и обогащение и расточение Монады. Сознательно можно для пользы Мира делить дух и посылать части его на подвиг; так происходит лишь обогащение. Но невежество может расточать сокровище и оставаться при спящем зерне; так происходит бездушие. Конечно, невежественные части духа могут действовать, как одержатели, и горе сердцу спящему! Так, чтобы не возвращаться к делимости духа, запомним, что зерно духа может спать или сиять бодрствованием. Только этим Светом создается магнит сердца, который привлекает в лоно свое отпущенные части духа. Большая разница, отпускать или растерять. Так можно запомнить, что спящее зерно духа если и обуславливает жизнь, то все-таки допускает все свойства бездушия. Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. I, 375
Прими стрелы любви и заботы в преддверии Часа. Новое нечто в Общении нашем дано – это огонь всеначальный, творящий. Объединяемся им: Общение огненное. Лежать и стоять и сидеть может тонкое тело, но дух есть огонь; и действия оболочек связаны с ними, но не с духом. Он свободен от них. Мысль Посылаю, но ты должен оформить ее, влить в форму огонь. Формовщик пространственных мыслей, от Меня исходящих, – твой дух. Дух твой витает в пространстве свободный. Устремление духа приводит ко Мне, и ток единения замкнут. И действует провод тогда, огненный провод духа от Меня через дух и пространство в приемник сознания, которое уже в теле. Но главное – дух. То, что им познается в полетах, не всегда достигает земного сознания. Недостигнутое остается в духе и с духом. Сомнения оставь. Великое время се близь у дверей. Даю то, что нужно, настраивая приемник сознания на волне должной тональности. Не дух, но оболочки нуждаются в знании (обычным путем). Дух знает без них, но передать трудно, ибо оболочки затемняют знание духа.
Для духа открыты все пути. Действуйте духом. Учитесь действовать духом и в духе. Дом духа – сердце, потому Стучусь в сердце, в сердца человеческие. Дух вне времени, пространства и расстояний: вневременен и вездесущ дух, но не оболочки. Действуйте духом. Сердце сливается с сердцем любовью. Это есть действие духа. Аппарат духа – сердце, интеллекта – мозг. Действия духа исчислению временем не подлежат. Сын Мой, место твое в Сердце Моем законно, ибо «Я в вас, и во Мне вы», – по формуле древней. Сердце Мое – дом твой, единственно прочный и вечный на этой Земле. Тело в тело не может войти. Даже одержатель должен вытеснить (до известной степени) тонкое тело законного владельца, чтобы войти. Но сердца могут слиться. И Я Могу войти в чистое сердце твое, и ты в Мое можешь. Будем действовать сердцем. Сердце – орудие духа. Аппарат огненный, восходящий до Высшего Мира. «Владыка-Отец, прими любовь мою, прими устремление мое, прими преданность сердца (и готовность) и лучшие качества духа; прими почитание мое (и любовь мою)». Сын Мой, дары твои Принимаю, чтобы перелить их в жемчужины счастья в Сердце Моем.
Дом твой – Сердце Владыки – не временный, но постоянный, надежный. Ведь и тело твое – дом лишь на время. Потому не будем привязаны ни к одному, даже к телу, и ни к одной из оболочек – временны все. Привязаться нельзя ни к чему, ибо все истинное твое и неотъемлемое твое – во Мне. Так на жизнь и смотри, чтобы встать еще ближе. Беспощадно ломай все, что мешает Близость Мою осознать и становится между Мной и тобою. Дом твой, обитель твоя, убежище духа – во Мне, в Моем Сердце. Я в тебе, ты во Мне – это свобода духа от власти над ним всех тел. Освобождение в духе, потому в духе, что каждая из оболочек связана и подчиняется тому миру, к которому принадлежит: физическому, астральному, ментальному – их законам. Дух же над ними и ими не связан. Дух есть огонь, и царство это – царство огненное, царство свободы и Света в беспредельности пространства Сфер Высших. Пусть мыслью ведущей постоянное сознание будет того, что все преходяще и все не твое. Пусть мысль эта сущностью станет твоего выражения в жизни и идеей, ведущей всю жизнь. Себя Мне предав и слившись со Мною и Меня утвердивши в сознаньи своем превыше всего, уже не себя, но Меня являть будешь, и право иметь действовать силой Моею и Мной говорить, от Имени Моего, как будто бы не ты, но Я, пребывающий в тебе, твоими устами Глаголю. Все твое – от Земли и земного; все Мое – от Огня и от Света. Моим заменяя свое и земное, Огонь утвердишь. Мы близко, но как отдаляют от Нас заботы земные, если им всецело предаться. Их не избежать, и без них невозможно, но возможно вполне им отдавать свое время так, как бы забота текла не о себе, а о другом человеке. И тогда можно смотреть как бы со стороны, не отождествляя себя с тем, о ком уявляется эта забота.
Друг Мой, способность Общения мыслью предпочтительнее восприятий астральных, хотя последние и кажутся более убедительными и ощутимыми. Мысль слишком уж невесома, и слишком трудно ее уловить. Но все же Общение мыслью выше ступенью. Дальше идет Общение молчанием. Этот вид Общения применяется мало, ибо он труднее всего. Заставить чувства замолкнуть и все оболочки не легко и не просто. Требуется долгая тренировка. Но бывают моменты, когда устает человек от постоянных движений в своих оболочках, и тогда могут замолкнуть они на короткое время. Можно упражняться, приводя к молчанию сперва каждый из проводников отдельно, а потом вместе все. Полная неподвижность физического тела достигается путем длительной тренировки. Сперва побеждаются непроизвольные движения, потом так называемые нервные, потом время полной неподвижности и покоя физического тела увеличивается, начиная хотя бы с одной минуты. Эта неподвижность дает власть над физическим телом, ибо в моменты замолкания активности тела господствует ведущая мысль. Можно даже лечиться успешно в такие моменты, посылая оздоровляющие мысли в тот орган или часть тела, где нарушено равновесие. Затем следует упражнение по приведению к молчанию астрала. Это тоже непросто, ибо этот проводник находится в непрестанном движении, которым он питается и которого требует. Переживать, переживать и переживать без конца – вот его motto (Motto – девиз -англ.). Когда он замолкает, действует мысль. Ее потушить труднее всего, потому для начала избирается какая-нибудь отдельная мысль, а все остальные отбрасываются. Когда это достигнуто и сосредоточение удается, отбрасывается и эта мысль и замолкают все оболочки.
Попытки приведения к молчанию оболочек можно повторять бесчисленное количество раз, ибо сразу это достигнуто быть не может. Но упражнения много дадут и во многом помогут. Ведь это всё тот же путь овладения собою. Поддержано будет усилие каждое на этом пути. Распущенны оболочки двуногих, и властвуют яро они над волею их, оболочками порабощенной. Забыл человек, что дана ему власть над всеми, и превратился в раба их и слугу. Владыка своего микрокосма в раба превратился и волю утратил. Стоит понаблюдать хотя бы недолго, чтобы увидеть это неизбежное и безнадежное рабство во всех его видах и формах у оболочек своих. Вот кто-то обиделся... Раб. Кто-то раздражился... Раб. Кто-то дрыгает рукою, ногою, головою... Это раб тоже. Кто-то болтает без меры. Кто-то боится. Кого-то терзает недобрая мысль. Рабы, все рабы подневольные, жалкие, темные, слепые рабы своих собственных тел. Осознать свою власть и свое первородство – значит сделать шаг первый. Свою власть осознать над всеми телами, в которых обитает дух, – значит начать утверждать эту власть над низшими началами в себе постоянно, упорно, настойчиво, твердо, неумолимо по космическому праву примата духа.
Дух есть огонь, высшее начало в человеке. Все подчинено ему, и власть эта уже уявляется в человеке, но, неосознанная, превращается в рабство и подчинение высшего низшему. Мысль господствует над астралом. Она приводит его в движение и заставляет вибрировать его в унисон со своей тональностью и напряжением. Но породитель и творец мысли, человек, мысль создающий, не понимает и не осознает, что он, творящий, верховный владыка ее, но не раб своего порождения. В действительности же происходит наоборот, и сознание, породившее мысль, становится ей подчиненным. То же самое происходит и в области чувств и эмоций. Перевернуто все, и низшее главенствует над высшим, и понимание затемнено. Наша задача – освободить дух и вывести его из тупика, в который завело его собственное недомыслие. Надо лишь только понять, что утраченная власть, захваченная оболочками, принадлежит духу и отнята от него быть не может, если он не допустит того, что власть эту можно вернуть и утвердить непреложно и все тела подчинить воле духа. Раб боится хозяина, тело – духа, а также и все оболочки. В наследство свое и владение над всеми телами надо войти и власть утвердить бесповоротно. Овладение собою Пошлю, но полное желание и полное понимание приложите.
Пусть неустойчивость земного окружения служит постоянным напоминанием о краткости земного пребывания и невозможности утвердиться на нем. Утвердиться возможно лишь на духе в себе, который непреходящ. Преходимость всего внешнего явствует яро хотя бы из того, что перед сознанием уже столько прошло даже в одной этой жизни, прошло, промелькнув словно сон и заменившись другим, уже новым, уже захватившим и чувства и мысли кажущейся реальности настоящего момента. Можно ли утверждаться на том, что неизбежно заменяется постоянно все новым и новым, как нов каждый день новым оборотом спирали. Цитадель духа зиждется на непреходящем. Непреходящ тот, кто смотрит на все происходящее с человеком внутри и вовне. Текут мысли и чувства и события жизни, все течет. Неизменен только Смотрящий. И отождествляя себя с Ним, с Безмолвно Смотрящим, утверждает свой дух человек на Камне Вечного Основания Жизни.
Где бы ни находился дух, покинувший тело, он существует, он есть. Соприкоснуться с ним можно через форму его бывшей физической оболочки, если представить ее достаточно ярко, удерживая при этом в сознании мысль, что контакт устанавливается не с оболочкой, но духом, который она облекала. Нити связи, будучи явлением не плотного порядка, достигают тогда субъекта устремления, и соединение проводов дает искру, которая выражается уже в форме конкретной мысли, являющейся результатом замыкания тока устремленной энергии духа. Общение с ушедшими возможно, но надо подняться до них и к ним устремляться, не ожидая и не стремясь притянуть их к себе.
Ты – в Беспредельности стоишь,
Сын Солнц, рождённый Высоко,
стоишь, не ведая ни прошлого, ни завтра.
Рабы, вассалы – страсти и желанья,
что молят милости твоей,
им благоволить или нет –
в твоей лишь власти.
Трижды Рождённый!
В Мир Плотный, Тонкий,
в Высшие Миры идёшь,
твоя нога на возвышеньи Трона.
Трона Отца, там – коронация на Власть!
В Царстве Отца – раба нет жалкого как ты,
когда от Веры отступаешь,
Заостри меч, коль ржавчиной покрылся,
за Троном встань Отца,
за Трон твой – на грядущих днях,
где Вера, Истина, Любовь и Благо.
Из осознания собственного несовершенства еще не следует, что совершенство недостижимо и совершенствоваться не надо. Достижимо все, также и любое качество духа. Каждое из них может расти и развиваться. Хорошо вообразить себя актером на сцене и выявлять желаемое качество, представляя себе, что жизнь – это сцена. Если делать это настойчиво и упорно, утверждая таким образом любое желаемое качество, то оно начнет как бы врастать в характер и проявляться в нем уже без нарочных усилий, и надо лишь время найти для исполнения намеченной роли. Сутратма – актер, но роли ему можно давать сознательно и в соответствии с намеченным планом. Тогда и развитие духа становится планомерным и будет зависеть уже от воли самого человека. Хуже всего предоставить его самотеку и поставить в зависимость от случайностей внешних условий. Космическая эволюция планомерна, и развивается она по схеме, намечаемой Волею Космического Магнита. Следуя этому примеру, можно планировать и эволюцию своего духа, зная конечную цель и ступени восхождения. Или человек берет судьбу свою в свои руки, или же остается быть игрушкой ее. Игрушкою перестает быть только тот, кто решает эволюцией своего духа руководить сам своей волей. Для этого надо понять, что жизнь – это сцена, и Сутратма – актер, и прилагать это знание на практике, поручая Сутратме выполнять роли, определяемые и выбираемые по своему усмотрению. Внешние условия и мир окружающий являются только подмостками, на которых, каковы бы они ни были, исполняется определенная волею роль.
Мысль о Высочайшем прободает высокие сферы и приносит их отзвук. И тогда касание Высшего Мира становится ощутимым. Сознание постоянно наполнено целым роем различных мыслей и образов, связанных с ними. Все это сборище непроизвольных мыслеобразований можно заменить одним, все вытесняющим Ликом Владыки и наполнить Им все сознание. Но мысль магнетична, каждая связывает его с той сферой, к которой она принадлежит, устанавливая канал поступления мыслей созвучных. Когда Образ Владыки занимает все поле сознания, магнетическая связь устанавливает и соответствующее ему притяжение и открывает возможность поступления мыслей высоких, связанных с Миром Владыки. Нелегко удерживать сознание на Высочайшем, но плодоносно такое сосредоточение.
Рой мыслей земных – это личный мир человека. Его преодолеть можно лишь отрешением от самого себя и принятием к исполнению давнего Завета: «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Вот дается ключ к Мирам Высшим. Стоит его повернуть, и открывается вход в заповедное царство. Но осколки личного мышления дороже мыслей сверхличных, и тогда улетают они, легкокрылые, опаленные шершавым касанием самости. Но если дух в себе силы находит от нее отрешиться, доступ пространственных мыслей становится легко достижимым. Если человек отождествляет себя со своей преходящей личностью и считает, что в ней заключено все, то он не найдет в себе сил от нее отрешиться. Но, расчленив оболочки в сознании и отделив Бессмертную Триаду свою от этих облекающих ее оболочек, сможет он стать как бы от них в стороне и смотреть на себя, на земного себя, как на сцене актер смотрит на себя, исполняющего данную ему роль. Исполнитель, Сутратма, актер – и есть тот, кто стоит за спиною представляемого персонажа и заставляет его играть взятую на себя роль. За спиною Стоящий и Знающий, что все это только игра, временная и ограниченная пределом исполняемой роли, и есть Тот, Кто смотрит, Смотрящий Безмолвно, Свидетель, Рекордер всего, что творит человек и через что он проходит. Эта идея не нова, но сколько же раз надо ее повторять, чтобы стала она реальностью жизни и вырвала дух человека из тисков одной личности малой, личный мирок которой застилает космический горизонт духа и лишает его возможности черпать беспредельно из океана пространственной мысли. Более или менее ясное осознание сущности Безмолвного Свидетеля придет лишь на последней ступени завершения земной эволюции духа.
Избавление придет через Владыку, избавление от того, что тяготит сознание и мешает свободному полету духа. Дух хочет, но не хотят оболочки, и потому тяжек путь восхождения. Ведущий поможет преодолеть сопротивление проводников. Сила сопротивления сосредоточена в накоплениях прошлого. Ведь столько надо преодолеть: условий, представлений, привычек, понятий, суеверий, и от столького отрешиться. За примерами не будем ходить далеко. Сознание привязано к месту, где находится тело. Где тело, там и сознание. Но дух – не тело. Дух там, где мысль. Дух вездесущ, то есть может силою мысли носиться, где хочет. И когда оболочки будут беспрекословно подчиняться тому, чего хочет дух, тогда будет преодолено и пространство, то есть привязанность сознания к месту пребывания тела.
В духе можно носиться по просторам планеты, если сознание освободилось от власти над ним окружающего. Сопротивление окружающей среды велико. Влияют и мысли сферы ближайшей, преодолеть надо все. Осознание, что все сосредоточено в духе, но не оболочках и теле, духу свободу дает. Но как трудно достигается эта свобода. Нельзя думать, что то, что нагромождалось веками и даже тысячелетиями, может быть преодолено в одночасье. Может и в одночасье, если накопления велики. Но это не часто бывает. Обычный же путь восхождения духа тяжел и тернист. Все сводится к той работе, которую ведет над собой человек. Многие предпочитают безвольно плыть по течению жизни. Значение воли Отметим – оно велико. Вечная борьба и вечное преодоление – так обозначен путь духа. И там, где видите явление этой борьбы, там путь верен, в какой бы форме она ни проявлялась. Безвольных страдальцев в ученики не Берем. Воле Отводим должное место в общей схеме вещей. Ведь это огонь духа, явленный в действии. А действие – это то, что с Нами Сближает, если направление правильно. Явите действие волевое, ведущее к цели, и приблизится цель. Дальностью цели не будем смущаться, ибо время – элемент относительный. Огонь духа преодолевает иллюзию времени и далекое делает близким. Каждый взрыв огненного устремления служит тому доказательством. Только не стойте на месте. Застой и спокой – смерть духа. Чем напряженнее, тем труднее, чем невозможнее, тем лучше. Истинно, чем хуже, тем лучше, лучше застоя спокоя. Приветствуем борьбу и преодоление, Приветствуем отсутствие дома земного, Приветствуем каждую попытку сломить сопротивление внешней среды, Приветствуем дух, к Нам идущий в ненастье, средь мрака и бури земной. Кто к Нам идет, тот уже с Нами, в духе тот с Нами. Кто с Нами в условиях Земли, тот с Нами и в Мире Надземном. Я с вами всегда, и вы всегда будьте со Мною, чтобы сознания наши слились в этой близости в духе, ибо Я с вами всегда ...
Можно постоянно усовершенствовать все, касающееся связи с Владыкою, и можно постоянно углублять Общение. Также можно и расширять применение психотехники: например, преодоление чувства пространства и расстояний и утверждение мира духа. Где мысль, там и дух; где дух, там и «Я». Это ощущение дается только длительной тренировкой, но зато и перенесение сознания в любое место становится доступным. Легко осознавать себя лежащим на постели, но, лежа на постели, трудно представить себя стоящим у противоположной стены и смотрящим на самого себя, лежащего на постели. Лежит тело, но не дух. Дух может быть вне тела, если найти силу в себе оторваться от представления себя в том месте, где находится тело. Мысленные полеты по пространству планеты этим полезны. Понятия «вверху» и «внизу», «впереди» и «позади», «здесь» и «там» тесно связаны с телом. Надо учиться отрываться от этих чисто физических ощущений. Если окно за спиною, то надо научиться видеть или представлять его не позади, а прямо перед собою, как бы перемещая в мысли положение сознания по отношению к окну, то есть преодолеть обычные пространственные соотношения окружающих вещей и предметов. Очень трудно, находясь в комнате, представить себя вне ее, на улице, стоящим за окном и смотрящим на эту комнату со стороны. Трудно представить себя за тысячи километров, смотрящим на себя и дом свой издалека. Трудно научиться переносить сознание свое в мыслях, ярко ощущая себя не здесь, где тело, а там, далеко, где его нет.
Прежде, чем научиться летать в тонком теле, следует научиться летать мыслью, отрываясь от насиженного гнезда и отделяясь в сознании от обычных и привычных условий. Человек так крепко связан через свои внешние чувства с окружающим, что преодолеть эти ощущения возможно только путем долгой тренировки. Расчленение сперва сознания, а потом проводников требует длительной подготовки. Делимость духа осознается далеко не всегда, когда она происходит, и лишь свидетельства далеких лиц, видевших и ощутивших незримое телесно присутствие, укажут на то, что имела место именно делимость духа. Каждодневное устремление к далекому Учителю Света дает опыт сознанию и позволяет его более легко сосредоточивать на желаемом лице, независимо от расстояний. В той или иной мере, но воздействие устремленного и отделившегося таким образом сознания, мысли или духа всегда происходит, принося известные следствия. И здесь, как нигде, нужны умение и навык мгновенно отрешаться от себя, перенося все сознание к желаемому месту или к определенному человеку. Касание других людей на расстоянии возможно. Оно происходит очень часто у всех людей, только никто не желает думать об этом и отдать себе отчет в том, что происходит.
Мысль, устремленная к другому человеку, обязательно коснется его. Не нужно при этом никакой магии и никаких знаний, но когда это делается сознательно и с применением известных законов, то действие касания усиливается по степени осознания явления и силе сосредоточения посылаемой мысли. Ответственность за такие мысленные посылки велика, ибо они всегда очень действенны. Потому должна быть благая посылка. Освобождение сознания от привязанности к определенному месту и положению, занимаемому телом, достигается путем упорной тренировки. Когда едете, скажем, в поезде или трамвае или авто, то всегда представляете себя в определенном месте, через которое проезжаете. Но можно, закрыв глаза, с равным успехом представить себя едущим в направлении, совершенно противоположном, или в начале пути, или в конце его, или в другом городе, или за тысячи километров. Все эти представления очень относительны и преодолеваются волей и воображением.
Слишком уж приковано сознание, а вместе с ним и мысль, к телу и положению, которое оно занимает. Но свободен дух. Нет для него ни верха, ни низа, ни здесь, ни там – все здесь и ныне, где дух и где его мысль. Тем же путем производится отрыв и от настоящего момента времени и перенесение сознания в прошлое или будущее. Люди и так часто погружаются в прошлое, но без сознательного отрыва от настоящего момента. Психотехника требует тренировки и опыта, что достигается лишь во времени. Трудно оторваться от ощущений тела, но и это возможно. Надо понять ощущения духа, для которого нет верха и низа, впереди или позади, здесь или там. Если, лежа в постели или сидя на стуле, научитесь ощущать себя за окном, то будете в состоянии ощущать себя где угодно в любом уголке земного шара и даже за пределами его. «Я – дух свободный от тела и всех его ощущений пространства и места» – говорит себе ученик, утверждающий меры духа. Для начала ощущение тела можно переносить с собой через пространство, ибо ощущения тонкого тела очень близки физическим. Человек ощущает себя все же в теле, но только тело это уже иное, не связанное тягостью плоти.
Приду, Зов хорош тем, что устремляет энергию мысли. Приму меры к тому, чтобы Общение состоялось. Ядовитое время. Но несокрушим дух и нерушим. Ничто не может уничтожить его. Его субстанция выше всего того, что его окружает. Из мира иного она. В воде он не тонет, в огне не горит, не стареет и не молодеет. Всегда неизменен. Изменчиво окружающее, изменчивы наслоения, но дух среди них – как стержень спирали. Невидима ось земная, однако вокруг нее вращается огромное тело планеты. И от наклона ее зависит вся жизнь на Земле. Так и жизнь оболочек зависит от духа. Если бы дух даже Петра Великого облекал бы оболочку одного из правителей недавнего прошлого, участь планеты была бы иной.
Прах – человек и в землю отойдет. Это утверждение обычно относят к физическому телу. Физическое тело после оставления его своим обладателем распадается на составляющие его элементы и становится частью тела планеты. Но то же самое происходит и с тонким телом, оставляемым человеком. Оно распадается также на элементы той материи, из которой оно состоит, и владелец его, оставивший тонкое тело, поднимается выше. Когда приходит срок, точно так же сбрасывается и ментальная оболочка и дух облекается в бессмертное, несменяемое тело свое, которое изменяет весь состав, утончается, растет и развивается, но не сбрасывается уже человеком. Элементы Высшей Триады смерти формы и распадению не подлежат. Изменению – да, но не смерти и распаду. Смертны: физическое, тонкое и ментальное тело, хотя относительный срок жизни каждого из них может длиться весьма различное время, причем тонкое живет дольше плотного, а ментальное – тонкого. К смерти физического тела быть надо готовым. Точно так же быть надо готовым и к смерти тонкого и ментального тел.
Форма должна умереть и разложиться на свои составные элементы на соответствующем каждой плане существования, чтобы дух, почерпнув от каждого то, что он может дать человеку, мог перейти уже выше, чтобы, собрав там последнюю жатву, снова вернуться на Землю для нового опыта и новых нахождений. Так, каждое тело отойдет в сферу свою и в ней распадется, ибо состоит из ее элементов, то есть материи данного плана. Старую изношенную одежду выбрасываем за ненадобностью, точно так же и изношенные оболочки, отслужившие свою службу, свой срок. Не мудро о них горевать. Кому нужно старое, дряхлое, изношенное тело? Новая одежда каждому приятна, равно как и новое тело. Одежду приобретаем, а тело строим сами, кармически притягивая родственные частицы из каждого плана. Труднее с телом физическим, ибо вначале создается оно в теле матери. Но тут кармические связи и сродство играют особо важную роль: после рождения магнетизм духа выявляется уже более сильно, и рост плотного тела идет по линиям магнитного притяжения элементов Земли. Физическое здоровье в значительной мере зависит от духа, облекающего данное тело. Нельзя изменить цвет волос или глаз, или рост, но многое можно. Сильный дух в сравнительно слабом теле может многое сделать, чтобы его укрепить и сделать здоровым. В этом отношении йога может много помочь. Когда-то и где-то физическое тело будет совершенно здоровым и совершенно прекрасным, то есть достигнет ступени физического совершенства и красоты. Но это зависит от ступени эволюции духа. На Дальних Мирах эта ступень эволюции достигнута. На Земле – в случаях редких, когда завершающий дух достигает последней ступени земной.
Свет материален. Дух материален. Нематериально только ничто, то есть то, чего в природе не существует. Для своего проявления, на каком бы плане оно ни осуществлялось, дух нуждается в соответствующей степени материи. Материальны самые высочайшие проявления духа. И самые Высокие Духи на даже буддхическом плане облечены тончайшей материей. Для всех ее видов на плане духовном Имеем особые наименования. Деление на дух и материю можно принять только в таком понимании. Слишком уж много искажений образовалось от неправильного представления как о духе, так и о материи, как о духовном мире, так и о материальном. Нельзя более противопоставлять материю и дух, ибо оба эти явления всего-навсего только противоположные полюса вещи единой, неотделимые друг от друга, как два конца одной палки. От одного полюса до другого идет соединительная линия, представляющая собою различные градации материи от самых плотных до утонченнейших, невидимых глазу земному и неизвестных еще науке. Все видимые и Невидимые миры находятся в пределах этих двух полюсов, и говорить о нематериальных явлениях так же нелепо, как говорить о «ничто». Итак, чудес нет и не было никогда; смерти нет и не было никогда – есть смены лишь формы, облекающей зерно жизни; и нет ничего, чего не облекла бы материя той или иной степени плотности или разрежения. Тела Духов Планетных, даже Наивысочайших, тоже облечены материей Света. Также и материалистам старого мира надо сказать, что бедно представление их о богатстве, многообразии и беспредельности выявлений материальной шкалы, которая настолько же шире и настолько же превосходит их бедное воображение, насколько Вечность превосходит краткий момент настоящего часа.
Нет конца потоку Космической Мысли. Поступает на досягаемом выражении. Земное представление пространства, времени и расстояний – иллюзия Майи. Для духа их нет. Есть пространство, но нет расстояний земных и земных ограничений. Перейдены их границы. Форма своего последнего (то есть текущего) воплощения и формы других воплощений своих, а дух, их принявший и стоявший за ними, он формы своей не меняет, ибо ее не имеет, ибо без формы (или вне формы) и принадлежит к миру без форм. Свет существует, но формы Свет не имеет, разве что в форме лучей и фокуса излучения Света, которым является дух, сбросивший форму. Дух формы уже не имеет. Это невыразимо в словах на языках человеческих. Тайна из Тайн.
Не Могу Придать иного толкования колеблющимся состояниям сознания, считая их острой реакцией его на явления внешнего мира. Необычны они и неспокойны, и нет им конца. Так и пройдет вся жизнь земная в сменах одних явлений другими. И когда ей наступает конец, смысл их вдруг станет другим, не тем, каким кажется в настоящее время. Если взять самое острое событие, скажем, сорокалетней давности, былого впечатления на сознание оно уже не произведет. Время изъяло из него элементы личной заинтересованности, и смотрится оно уже со стороны. Так же точно со стороны смотрит Архат на все, происходящее с ним и касающееся его лично, как бы из настоящего в прошлое или из будущего в настоящее. Эта точка зрения позволяет ему отойти от себя и не заслоняться суетою текущего дня. Не все ли равно, что мелькает на экране сознания текущего часа. Лента идет, не прерываясь, отмечая бег времени. Только Смотрящий недвижим, фиксируя на фильме памяти все, идущее мимо. Все идет мимо, остается недвижим Рекордер. Суть в том, чтобы в себе Его отделить от всего, что проходит, и к Нему прикрепиться. За жизнью одной начнется другая, за планетой – другая звезда, за звездою – система иная миров, за одной Манвантарой – другая. Но Безмолвный Рекордер все так же будет смотреть, отмечая на фильме бесконечной памяти природы бег новых явлений в Беспредельности Новых Миров.
Оболочки живут, каждая на своем плане в им созвучных слоях каждого плана, высших, средних, низших. Сознание живет в оболочках, а Молчаливый Рекордер – Свидетель происходящего в них. Что же Видит Смотрящий и что Рекордирует в них. Достойно ли происходящее в оболочках того, чтобы быть запечатленным и явиться причинами последующих накоплений, созвучных их породившим причинам. Как в физическом теле, так и в тонком человек может жить высшими или низшими центрами. Привычки создают устойчивые огни в центрах, например, привычка раздражаться или злобствовать. Огни привычных вожделений особенно устойчивы. Человек должен владеть всеми своими огнями, в особенности же невысокого порядка. Темные шептуны упорно стараются раздувать низшее пламя. Каждая обузданная вспышка – победа. Нельзя допускать безудержного пылания даже высших огней, ибо сожжет даже плотную оболочку. Нужен контроль над всеми огнями, всеми центрами, как высшими, так и низшими, – высшими, чтобы не оторваться от Земли; низшими, чтобы не быть связанными и порабощенными ею.
Сколько в различных условиях, в совершенно различных окружениях новых людей, связанных прошлою кармой, пришлось пройти за одну эту жизнь. Каждый этап дал свой опыт и развязал и укрепил кармические узы. Словно за одно воплощение прожито несколько. Так и в жизнях личностей. Помнить все может только Рекордер. Личность в Нем не живет, живет в низших оболочках. Смотрящий Безмолвно – Бессмертен, бесстрастен и не привязан ни к чему и свободен от всего. Духовная Сущность, память в ней и рекордах Акаши. Nosce te ipsum (Познай самого себя - латынь) путем отрешения от 4 1/2 низших принципов. Пусть замолкнут они. Контроль над ними нужен для овладения ими и отрешения от них. В сегодняшних записях указывается на перенесение сознания внутрь, в молчание. Полнота Молчания со Мною плодоносна.
Много раз Говорилось о том, что жизнь духа идет поверх и над жизнью обычной: поверх жизни тела, ибо тело не дух; поверх жизни астрала, ибо его переживания, какими бы сильными ни были они, всегда временны и конечны; поверх мыслей текущих, ибо их калейдоскоп и быстрая смена духа собой не являет. Надо отделить сферу жизни духа от всего, в чем он вынужден быть, пребывая в своих оболочках. Оболочки, подобно одежде, духа собой не являют, но лишь покровы, или проводники, его энергией. Можно тело убрать, но дух остается нерушимым. Можно тело на время оставить, и все же остаться вне тела собою самим, то есть духом. Можно оставить астрал и действовать только в ментале, все же оставаясь все тем же духом, независимо от своих оболочек. Они инструменты орудия духа, и только, но не сам дух. Будем учиться отделять свой дух от его оболочек и того, что непрерывно и постоянно в них происходит.
Когда дух, хотя бы на время, покидает ту или иную оболочку, активность ее затухает. Когда покидает совсем, оболочка тогда умирает и начинает разлагаться. Физическая – быстро, астральная – медленнее, ментальная – тоже. Но все они без духа – трупы. Если в момент самых бурных переживаний астрала дух изъять из него, астрал замолкнет мгновенно. Так, изъятие сознания и духа из любой из своих оболочек накладывает узду на движения, происходящие в них. Сознание усиливает тот пункт, на котором сосредоточивается. Любую вспышку астрала можно в себе потушить, перенеся сознание на что-то другое или вложив его в какую-либо стороннюю мысль. Непрерываемое сознание – атрибут духа Архата. Дух и сознание связаны. Только у обычных людей нет непрерываемости сознания. Сознание личное уже по одному лишь тому, что оно личное, ограничено сроком жизни данной личности. Даже во время сна оно прерывается. Сон Архата и сон обычного человека различен. Сон смерти подобен, и Архат как во время сна, так и в состоянии смерти сохраняет непрерываемость сознания, то есть является и победителем сна, и победителем смерти. Но сознание свое он не приписывает ни одной из своих оболочек и не отождествляет себя с ними, всегда памятуя, что его оболочки – это не он, но лишь одеяние духа, временное, как всякая одежда. Дух же – вне их, то есть не являет собой свои оболочки и не является ими, а только лишь проявляется в них и через них, сам же пребывая поверх и над ними.
Явим большую суровость и спокойствие в действии, спокойствие среди вихрей, спокойствие в мыслях и чувствах и теле своем. Направим мысли на преодоление иллюзии пространства. Дух вездесущ, не тело, но дух. Атрибуты духа от Огня, и сам он Огонь. Объединение на расстоянии – тоже в духе, но через сердце, ибо сердце есть огненный аппарат духа. Дух вечен, ибо зажжен от вечного пламени жизни. Сущность материи тоже вечна. Сущность материи – тоже Огонь. Живем в мире Огня, прикрытого внешнею формой вещей. Атомная энергия есть энергия огненная. Стихия Огня всепроникающая. Общение на расстоянии идет Огнем. Называем его Общением Огненным. Овладение всеми чувствами необходимо потому, что приводит к спокойствию, то есть уравновешиванию всех энергий организма, то есть к равновесию. Явление астральных течений и вихри мешают обузданию тех же явлений внутри человеческого микрокосма, но дух, овладевший собою и их обуздавший в себе, тем самым, при выходе из тела в пространство, в спокойствии и равновесии полном, становится их властелином и не подчиняется им.
Повелителем стихий становится победитель. Вот почему настаиваю на победе в себе над всем, что не созвучно достоинству духа, что непристойно явлению пути в Беспредельность, над всем, что не согласуется с Великим Служением. Пусть это будет даже мелочь, но значение малого в великом часто совершенно упускается из вида, и гигант духа подскальзывается на апельсиновой корке. Именно на мелочах обихода испытуется огненность духа, того самого обихода, который угасил столько огней. Сохранить необычность в обычном и огненность духа в сумерках обыденности будет победой над нею. Сколько людей начинало жизнь в огнях устремлений, и сколько их угасало, удушаемых обыденностью. В духе преодолевается тягость и ограниченность плотного мира. Огненные атрибуты духа утверждаются вопреки и перед лицом самой ярой, самой убедительной, самой неотрицаемой очевидности. Дух остается верен до конца светоносной сущности своего Первородства, и осознание Его несет через жизнь, какова бы она ни была и что бы с ним, с оболочками его ни происходило. Он отделяет себя от четырех низших, зная, что временны они все, его облекающие только на срок. Спокойствие духа, равновесие духа дает спокойствие телу и всем оболочкам. Признавая огненное начало духа в себе, атрибуты его утверждаем для проявления их и в облекающих его проводниках.
Отдавая земному земное и людям то, о чем они просят, следует не забывать, что каждое соприкосновение с земным, подобно воронке, стремится затянуть сознание в свою сферу. Аппарат же духа требует для успешности восприятий особой настроенности, которую люди и нарушают, сохранить ее можно только при условии, если в момент соприкосновения не позволять сознанию выходить из своей сферы, рассматривая все происходящее как бы со стороны и не позволяя себе вибрировать астрально в унисон с происходящим. Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму. Если погрузиться в малый личный мирок чьей-то ограниченности, свой, утвержденный трудами, будет нарушен. Именно здесь, как нигде, применяется древнее правило жизни духа: быть в мире, но быть «не от мира сего». Сердечное участие еще не означает растворение своего мира в чужом сознании и его суеты. И, помогая людям, следует заботливо отгородить от них «святилище духа», ибо войдут, и растопчут святыню, и священное пламя, зажженное в нем, погасят. Можно душу свою отдать «за други своя», но не дух; дух предается Владыке. Эти две сферы разграничиваются. Можно душу свою потерять, чтобы обрести дух. Душа остается на распятии в мире земном вместе с телом, но дух и царствие его не от мира сего, и цель всех страданий земных имеет в виду лишь одно – освобождение духа от всего, чем он связан и прикован, Прометею подобно, к Земле.
Развернем новую страницу жизни духа. Духом будем считать то, что облекается оболочками. Да, дух – материален, хотя и незрим. Градации материи восходят в Беспредельность. Тело духа есть тело Света. У разных духов степени светоносности тела духа различны – это зависит от накоплений. Ибо в светоносности возрастает дух, утончая с собой и оболочки. Оболочки преображают дух. Когда сознание всецело переносится в область духа, преображение оболочек идет быстро. Даже обычный духовный подъем часто озаряет лицо человека. Но Нам нужна необычность и именно необычность постоянства духовного подъема или восхищения духа. Конечно, преображает огонь. Эволюция духа – это процесс утончения его огней. Мы Считаем большим достижением, когда человек начинает сознательно утончать свои огни, заменяя низшие их проявления высшими. Порадуемся, если сможем отметить, как отношения земного порядка заменяются близостью высшей духовности и поверх уявления оболочек. Именно духовность, освобожденная от влияния четырех, сближает людей навсегда. Потому приходящие к Нам и перешедшие черту, когда назад нет возврата, приходят к Нам навсегда. Итак, сближение – навсегда, во всех мирах, на всех планах и во всех оболочках и навсегда, ибо сближается дух и сближение идет духом, который вечен, неразрушим и неуничтожаем. Бытие переносится в мысль, а мысль в сферу духа.
Жизнь – в духе. Жизнь бедна и убога, если дух скудоумен, ибо у неимущего отнимается и то, что имеет. В тюрьмах, заточениях, изгнаниях жили Высокие Духи жизнью яркой и полной. Жизнью чудесной, в уединении горном, отшельники-йоги живут. Не от внешнего зависит богатство внутренней жизни. Если пусто внутри, пуста и бессмысленна жизнь. Знаете нередкие случаи миллионеров-самоубийц. Внешне есть все, а внутри – ничего. Потому во главу угла ставим жизнь духа. Не пожалеет тот, кто время свое посвятил устремлениям духа: каждое насыщено будет и даст плод. Если бы те, кто кверху стремится, смогли бы понять, какого богатства лишает их привязанность в духе к явлениям малых привычек и склонностей чисто земного порядка. Ведь все это уносится с духом в Мир Тонкий, отягощая его. Скажем, привязанность к пище, желание сладко и вкусно поесть. Не пища вредна, но привязанность к пище и рабство у ней. Вожделения пищи в Мире Надземном подобны тяжелым цепям. Земные привычки, как ядро на ногах, мешают движениям духа.
Утончение организма сопровождается бронированием огненным. Но на это требуется время. Вот приходится ставить в условия изолированности. Иначе не выдержать. Кроме того, каждое достижение нуждается в закреплении. В противном случае оно не будет служить, а будет действием случайных энергий, как незакрепленный парус под ветром. И еще одно обстоятельство следует всегда помнить – это постоянная активность и настороженность темных, чтобы вредить. Спокою нет и не будет. И бесцельно стремиться к нему. Да и смысл земного пребывания не в спокое, а в том, чтобы приобрести опыт. Спокой же несостоятелен тем, что ничего не дает. Если гнетет неуверенность в завтрашнем дне и неустойчивость окружающих условий, то ведь в жизни земной человека ее и не может не быть. Тот, кто считает себя обеспеченным, утопает в иллюзиях Майи, которые разлетаются брызгами, сметая кажущееся благополучие. Мудрый довольствуется тем количеством счастья, которое ему дано, зная, что никакие перемены внешних условий его не умножат. Не будем обманывать себя, полагая, что вот если случится то-то и то-то, то я буду спокоен и счастлив. Это тоже иллюзия. Когда судьба дает желаемое, общее ощущение счастья остается прежним. Иначе откуда же столько разбитых неосуществленных надежд и мечтаний. Не там ищут счастье. В духе оно, но кто же ставит дух превыше всех прочих явлений? Для этого даже и времени не хватает. Хватает на все, но не для наинужнейшего. А потом, когда дух загнан на задворки, удивляются, почему так душно и тесно сознанию в темнице, самосложенной своими собственными руками.
Желай того – что в сердце носишь,
недостижимого желай!
В тебе – Свет Мира первозданный,
где Путь Богов – из края в край…
Свет вне себя достигнув – потеряешь,
Он отступает каждый раз,
и вновь и вновь его теряешь,
и та же даль – как в прошлый час.
Прозреть в себе – Свет в Мира данность,
и отдавать его другим,
и он – вернётся ещё ярче; –
мрак – с себялюбия посыл.
Не утаи от сердца Света,
и озаряй им всё вокруг,
и, себялюбие отставив,
не к пеплу никнуть, а к Огню.
Много печали о том, что ее не заслуживает, и много забот об усовершенствовании того, что не может быть совершенным, и много напрасных трудов. Ото всех дел, которые были прежде, от забот и печалей остался лишь опыт, а кроме него – ничего, что бы взять можно было дальше с собою. Смена жизненных условий очень полезна и именно тем, что показывает всю их быстротекучесть, а также и то, что отдавать им во власть свое сознание нецелесообразно ввиду именно этой причины. Незыблема лишь Иерархия Света. На ней утвердившийся не знает этой тягостной зависимости от внешнего мира, ибо внутренне он свободен. Право, стоит претерпеть самые тяжкие испытания, лишь бы только достичь этой внутренней свободы духа. Зачем же привязывать сознание к тому, что столь непрочно и неустойчиво и непременно подлежит изменениям? Цель этой переменчивости и быстротечности внешних условий – научить устойчивости и осознанию, что все, на что можно опереться, сосредоточено внутри, ибо внешнее, изменяясь, уходит, а внутреннее остается всегда с нами. И не только внутреннее остается, которое движется перед духовным оком созерцателя, но сам Смотрящий, ибо движение происходит в оболочках, тоже меняющихся постоянно. В какой бы то ни было форме, но это основание внутри надо найти. Без него нет устоя, нет опоры, нет фундамента, на котором можно было бы возводить дом духа.
На песке строят все, но рушатся построения эти. Смерть тела служит свидетельством такого рушения у большинства воплощенных. Следовательно, дом духа должен строиться на фундаменте более прочном и длительности непреходящей. Этим фундаментом будет Беспредельность, в сферы которой устремляются и притягиваются энергии человеческого микрокосма. Строительство ведется для вечности и навсегда. В оболочках нет и не могут откладываться элементы непреходящего. Собираться могут, но отложения накапливаются лишь в Чаше – вечном хранилище всех накоплений. Именно оболочками и через посредство оболочек собираются эти накопления, причем оболочки являются только орудиями процесса. Очень нужно понять временность оболочек и постоянство того, кто в них пребывает и проявляется через них. Вечен он, но не его оболочки. Этот «он» и есть «Я» в человеке, его высшее «Я», то есть он сам. Отделить «Я» от оболочек, его облекающих, будет задачей путь свой нашедшего духа. Жизнь земная дает много к тому возможностей, ибо постоянно изобилует множеством явлений, текущих мимо сознания. Не отождествляя с ним своего «Я», можно их отделить от себя и смотреть на них со стороны, как в театре на сцене смотрит зритель на игру актеров, проходящую перед его глазами, или даже – как сам актер, хороший актер, смотрит на самого себя, исполняющего роль, выпавшую на его долю. Жизнь – это сцена, а Сутратма – актер, и роль его, какова бы она ни была, – временна, но сам исполняющий – вечен.
Человек может быть очень силен телом, но слаб духом. Может быть силен духом, но слаб телом. Может быть силен и духом и телом или слабым быть и тем и другим. Слабость или сила тела временна, но слабость или сила духа идут, ослабевая или возрастая из жизни в жизнь. При овладении телом немощи его подчиняются воле и лишаются возможности господствовать над жизнью духа. Цель эволюции – создать совершенное физическое тело – оболочку духа – и достичь возможной степени совершенства духа. Эволюция физической оболочки состоит в ее утончении и разрежении. Параллельно с эволюцией планеты и утончением ее материи будет утончаться и плотное тело. Утонченный астрал – новая оболочка духа. В седьмом круге в седьмой расе тела человеческие и тело планеты достигнут степени утонченности незримого мира. Много населенных миров пребывают, невидимые физическому глазу, в состоянии той или иной степени разреженности. И там, где глазу чудится пустое пространство, там идет своя жизнь, недоступная наблюдению обычных чувств. Много обителей в Космосе для человека.
Видимый мир – только бесконечно малая часть миров невидимых. Видимая Вселенная только как бы разрез, как бы плоскость бесконечных миров других измерений. Да! Материя вечна, да, количество ее неизменно, да, одна форма энергии переходит в другую – все это верно, но трансформация одного вида материи в другие и утончение ее по шкале огненности в направлении материи matrix (Светоносная) беспредельно почти расширяют ее градации, а также и возможности. Область материи считается более или менее изученной наукой, но это глубочайшее заблуждение. Тайна материи столь же велика и глубока, как и тайна человека, и только на бесконечном пути в Беспредельность раскрывается и развертывается она перед постигающим ее духом шаг за шагом, ступень за ступенью. Дух и материя – только полюса Вещи Единой: познаваемое и Познающий, творимое и Творящий, изменяющееся и Свидетель этих изменений – одно без другого проявиться не может. Дух без материи, хотя бы самой утонченнейшей, – ничто. Дух есть Огонь. Материя без Огня, без огненной основы своей тоже ничто.
Вот Говорим о контроле над мыслью, но кто же ее контролирует? Воля. А кто контролирует и направляет волю? Кто обитает в теле и оболочках? Кто помнит и рекордирует все, что течет перед сознанием? Кто рекордирует жизнь бедняка и владыки земного? Кто собирает опыт и знание в Чаше? Кто Чаши владелец? Кто? Кто? Так отделяя происходящее от того, кто его наблюдает и складывает в архивах памяти, можно подойти к центру в себе, вокруг которого, как планеты вокруг Солнца, вращается мир человека. Тело отбросим – это не «Я». Тонкое тоже отбросим, это тоже не «Я». Сегодня ум занят одними мыслями, завтра другими. Мысли текут, как воды потока, постоянно сменяясь. Мысль – это тоже не «Я». Но часто «Я» отождествляет себя с оболочками своими и считает, что «Я» – это они. Но не может созерцаемое и созерцатель, видимое и видящий, ощущаемое и ощущающий, мыслимое и мыслитель быть одним и тем же. Назовем это «Я» в человеке духом, облеченным внешними оболочками, или проводниками.
Оболочки – его орудия, для сношения и сообщения с внешними, по отношению к духу, мирами. Тела эти, физическое, тонкое и ментальное, строит он сам, облекая себя материей соответствующих планов и определенного состава, в зависимости от своих устремлений. Следует помнить и знать, что два физических тела, скажем, отшельника-йога и пьяницы и обжоры, различны по своему составу, что материя их в одном случае разрежена и очищена от грубых и тяжких земных элементов, в другом случае заражена ими до такой степени, что разложение ее иногда начинается уже при жизни, задолго до смерти тела. Очищение физического тела от тяжких земных флюидов, вызывающих преждевременное разложение, болезни и старость, является задачей того, кто хочет телом своим овладеть и разредить и утончить его состав.
Тело физическое может легко отемняться или, наоборот, осветляться. Это зависит от состояния духа и состояния других оболочек. Отемнение мысли и тонкого тела тотчас же отражается и на плотном теле. Говорят: «Он был мрачнее тучи», «На его лицо набежала тень». Много выражений свидетельствует о том, как реагирует плотное тело на мысли и чувства своего обладателя. Одни возвышают его, другие отемняют. Вот над тем, что возвышает, то есть осветляет и к Свету влечет, и над тем, что отемняет, то есть погружает во тьму, и нужен постоянный и твердый контроль. Контролирует тот, кто над ними, над всеми этими меняющимися и проходящими состояниями всех своих оболочек. Не малое «я», не малая личность, умирающая в каждом воплощении, но Бессмертная Индивидуальность человека, накапливающая в Чаше опыты жизней всех личностей, через которые Она проявлялась, только Она может овладеть личностью смертной и ограниченной малым кругом одного воплощения.
Сознание малого «я» поднимается до осознания большого и через него начинает смотреть на все, происходящее с ним. Так постепенно, поднимая покровы, можно приблизиться к сфере Молчаливого Рекордера, Вечно Смотрящего и переживающего все оболочки, в которые облекается временно дух, чтобы в их соответствующих мирах извлекать для себя нужный опыт. Ладья без руля уподобляется смертной, не знающей цели своего воплощения. Но, когда ведома цель, известно направление и руль в твердой руке устремленного в Беспредельность духа, тогда можно достичь, как бы далеки они ни были, берегов Огненного Мира, уже непреходящего в вечности, и, сбросив все оболочки, облечься огненной, тоже непреходящей, оформив ее в постоянном устремлении к Свету.
При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности ее, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. Спокойствие восприятия внешних явлений обуславливается именно их проходимостью и текучестью. То, что пройдет и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом – свобода от власти внешних условий над духом. Настойчиво и упорно внедряются в сознание мысли, что временно все, и только лишь опыт и знание, извлекаемые из жизни, остаются достоянием человека. Трудно представить себе, что все окружающее только лишь сон, но если вспомнить всю прошедшую жизнь и все, что прошло перед сознанием и кануло в Лету, не сном ли покажется пребывание духа в физическом теле. Именно преходящность плотных условий является как бы противопоставлением их материальности и незыблемости. Непрочно и неустойчиво все, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течет, меняется окружение человека.
Нет в человеке ничего, утвердившегося прочно и неизменно, кроме зерна духа, вокруг которого образуются оболочки, соответствующие накоплениям духа. Все остальное, кроме зерна, находится в процессе постоянного видоизменения. Будда Сказал: Человек – это процесс. Но процесс этот может быть сознательным и бессознательным, – идти под воздействием его воли или идти самотеком, быть целеустремленным или автоматически рефлекторным. Человек или берет эволюцию своего микрокосма в свои собственные руки, или подчиняется потоку внешних воздействий. Что же ведет человека при волевом устремлении? Мысль. Какая? Отлитая в четкую форму кристаллизованного огня. Чем ярче, устойчивее и определеннее эта форма, тем сильнее ее воздействие. Такую форму может создать каждый, если начнет думать упорно, настойчиво и постоянно, а главное – ритмически о том, каким хочет он видеть себя в будущем и каким хочет стать. Этот идеальный, то есть выраженный в форме идеи, или мысли, образ себя будет ведущей звездой устремленного духа. Редко кто думает о создании такого ведущего магнита. Большинство слепо бредут неизвестно куда и во что. Ритму уплотнения утверждаемой мысли можно посвятить достаточно времени. Трансмутация ветхого человека в себе требует много сил и быстро совершиться не может. Ведь расплавляются тысячелетия наслоения кристаллизованных отложений. Но ведущий магнит, будучи создан, будет вести уже сам, незаметно, но верно и постоянно воздействуй на своего творца.
Человек создает мысль, вкладывая в нее волю, а затем уже действует мысль, действует самостоятельно, не требуя новых затрат волевых усилий. Причина порождается волей, следствие следует автоматически. Каждый знает, сколько усилий надо, чтобы освободиться от неудачно порожденных мыслей. Но не нужно никаких усилий для мыслей удачных, мыслей Света, ибо мысли Света – друзья человека. И эти друзья его и спутники жизни творятся им волей его. Создав прообраз своего выражения, можно каждодневно его укреплять, насыщая все новыми и новыми качествами духа, соответствующими очередной ступени восхождения. В молчании, тишине и тайно творится это делание преображения ветхого человека в себе. Назовем это делание Великим, ибо творится оно не для себя, но для людей и для мира, и не на сегодня или завтра, но на все время, которое есть, для будущего, для Беспредельности, ибо плоды достижений духа остаются с ним навсегда.
Дух превыше всего, и решение духа определяет направление сознания. Не оболочки и движения в них обуславливают психическую жизнь человека, но решение духа. И когда дух утверждает право свое на то или иное решение, не оболочки, но дух становится как бы над ними, ими владея. Потому никакие уклонения от пути не могут пресечь поступательного движения духа, если понять до конца, что судия в себе и верховный решатель в себе не оболочки, но дух.
Безмолвный Свидетель. Части 3 и 4 - размешены в "Проза.ру"
Свидетельство о публикации №109040201099