Урожай камней

1.

И корни травы, и стрекочущий мир над ними,
где каждый сверчок – местечковый орфей, философ,
они об одном: человек это тьма, не имя
не что-то ещё, он лишь смутный итог вопросов
к себе обращенных, по ним и сочтешь на пальцах
число своё зыбкое… Голос же твой пыльцовый,
и шаткий твой шаг, и лицо, и глаза скитальца,
и сбивчивый почерк, рисующий дебри слова –
всё это изнанка, которой с нуля, с зачатья
наружу ты вывернут. Вспыхнув, так быстро меркнет,
так буднично тает в непрочном и тесном платье
ветшающей плоти живой матерьял для метрик.
А впрочем, и в метриках выцвели все чернила,
пока тут стрекочет сверчок и качает остов
смешного кораблика, скрытого донным илом
истлевших времен. Ты постой и послушай просто.


2.

Ну, вот она, эта скудная summa summarum –
всё, что собрано в соре прошлого по мгновенью,
когда ты окликал себя всё же в столпотворенье
изнуряющей битвы своих скоморошьих армий,
что воюют в тебе лишь затем, что они воюют,
окликал и как будто с войны возвращался, или
это только казалось, но были мгновенья, были…
Слышишь, сыплет щегол неизбывное – фьюить, фьюить,
видишь, вязнет во облацех, тонет, качнувшись в луже,
опрокинутый город – пылинка, кораблик, птица,
часть бревенчатой речи, с которой успел сродниться,
и чем ближе предел, тем родство это глубже, глубже.
Как же ветрено, боже – столбами кромешной пыли
завихряется прошлое – тени, погосты, лица,
валтасаровы пиршества, омут, черта, больница,
и потом тишина… это было, всё это было,
это то, что ты есть, с невесомым своим, убогим
урожаем камней, но покуда ещё не вышло
время их собирать, там, во облацех, выше, выше
всё блуждает кораблик, пытаясь тягаться с богом…


3.

Надломившись, хрустнет ветка в загустевшей тишине,
и взметнется занавеска в чьем-то пристальном окне,
и замрешь во всей крамоле на миру и на ветру,
пыль – столпом краеугольным, время – пылью, подобру-
поздорову заводного не унять теперь сверчка,
что за ключик, что за слово так заводит дурачка?
Пыль глотая, он стрекочет граду, миру, муравью
всё беспамятней, всё громче жизнь мелькнувшую свою,
и каким-то чудом длится, длится эта стрекотня
тридесятую седмицу нескончаемого дня.
Что ни звук – пыльца и споры. Ну же, ври и ворожи,
видишь, как травинкой сорной прорастает снова жизнь,
как из ветки по надлому выступает млечный сок –
словом вспыхнувшим ведомый, ворожи и ври, сверчок,
выговаривай по слогу, проговаривай тщету,
что б там ни было, у бога каждый голос на счету –
бормотанье, посвист, лепет… Растворившись в стрекотне,
гаснет день, но всё теплеет свет в распахнутом окне,
всё цветет окрест цикута – горький вкус пыльцы во рту,
и легко стоять как будто на миру и на ветру…


Рецензии
Здравствуйте, Олег.

Этот Ваш текст я принимаю сразу и безоговорочно.
Музыка предъявленной речи, богатая поэтическими находками, звучит так естественно, будто это одна из завораживающих мелодий Космоса. Слушаешь и легко ведёшься… В НИКУДА.
Когда музыка нам нравится, или когда мы любуемся прекрасными образцами пейзажной, например, живописи, мы ведь и не стремимся попасть куда-то. Мы доверчиво отдаёмся /«плыви мой чёлн /по воле волн»/ охватывающим нас чувствам, а поскольку они прекрасны и приятны, то тщетно желаем остановить мгновенье и растянуть его до бесконечности: «Ты постой и послушай просто».
Примерно так действуют на меня это Ваше стихотворение, и большое спасибо Вам за это.
Но есть в нём ещё и концептуальная составляющая, и здесь уже можно порассуждать.

«человек это тьма, не имя
не что-то ещё, он лишь смутный итог вопросов
к себе обращенных, по ним и сочтешь на пальцах
число своё зыбкое…»

Суть человека двойственна: он и субъект и объект познания. Это всегда нужно иметь в виду, пытаясь избежать односторонних формулировок.

«человек это тьма»? – как объект познания, да, несомненно. Это ведь по внутреннему устройству сложнейшим образом организованная материя, и тысячелетия совместных усилий познающих не очень-то эту тьму рассеяли: физиология и психика, их взаимодействие, сознательное, подсознательное, бессознательное – долго ещё будут в этом разбираться.
Но как познающий субъект человек одновременно и единственный источник света, освещающего тьму бытия.
Внешний мир, Космос, невзирая на солнышко и свет прекрасных очей любимых нами женщин, тоже ведь Тьма, которую может рассеять и мало-помалу рассеивает лишь пытливый разумом человек.
А потому человек и тьма, и что-то ещё, даже много чего ещё: и свет, и богостроитель, и богоборец, и созидатель и погубитель всего.
Поэту вовсе не обязательно во всём этом подробно разбираться, углубляться во всякие неинтересные ему детали. Начнёшь этим заниматься, и стихи некогда будет писать.
Написать о человеке, что это «смутный итог вопросов /к себе обращенных» - до чего же это точно по смыслу и замечательно поэтически выражено!!! – на мой взгляд намного предпочтительнее, чем пускаться в сомнительные философические измышлизмы.

«Сколь ни обильны яства и питьё, Нельзя навек насытиться однажды», - писал Шекспир.
И душам нашим, чтобы не оскудеть силами, не зачахнуть, нужно обширное духовное меню. И хотя «душа человека не насыщается», но и питаться, пока жива, никогда не прекращает. Чем? В том числе и песней «сверчка».
Как трогательно это уподобление поэта сверчку, «местечковому орфею», голосом которого мировая душа, так хочется думать, подаёт нам свои вещие знаки!
«…заводного не унять теперь сверчка» --- ну и прекрасно!

«что за ключик, что за слово так заводит дурачка?
…словом вспыхнувшим ведомый» --- а это уже и о поэте, и о тех, для кого он поёт.
Я так охотно, с живительной радостью ведусь на «вспыхивающие» слова Вашего стихотворения.
И когда это происходит, то мне «легко стоять как будто на миру и на ветру…».
Спасибо за это ощущение лёгкости, пусть и недолговечное, но такое желанное.

Наилучшего.

Алексей Алейников   18.04.2015 15:05     Заявить о нарушении
Таких чутких и проницательных отзывов эссеистического замеса немного случается в жизни любого автора. Превеликое спасибо Вам за такое вот редкостное явление!

С уважением,
О.Г.

Горшков Олег   21.04.2015 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.