нежность пустоты

нежность
пусто
ты
1

сна пелена
насколько хватает глаз
1
ницы* нет

нежность
пусто
ты
1

сплин
Богу молиться?
который един?

1
ца

отсутствует

0

позволь
может быть это

О

слОвО
нОмер Один

Кол  еси**

по дороге

с

удьбы

пронеси

рыбацкую сеть

ДО

Лета
ЛИ

источник
ответа

другая река

Опус-то та
еще
нежность
под разум Ева et
безбрежность...


______________
о_дна, один, ра_3, единица

*НИЦА(низкое, земное). НИКА (В.И.Даль), ничка ж. ничей, ничек м. ничье ср. наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона; противопол. лицо, лицевая, личная сторона. Обернуть ткань никой, ничкою, ничком, ничьем, нанику, наничь, взничь, исподом кверху, изнанкою наружу, лицом вниз, навыворот. В игре в бабки, хребтик её жох, испод ничка, бок плоцка, бока. В орлянке, ника, решето, изнанка монеты; лицо, копье, орел. В бабк. и орл. говорят и никон. Ниц, ничком, ником нареч., о человеке, лицом к земле, затылком кверху, противопол. вник, взничь, навзник, навзничь.
**Кол – Полярная звезда
  Еси - 2 л. наст. вр. ед. ч. от БЫТЬ, вышедшее из употребления

ДО - Путь

Лета (греч. «забвение») — в древнегреческой мифологии источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река Забвения.

ЛИ — в китайской философии — 1) ритуал-предписание выполнения религиозных действий; 2) эгоистическая установка, противопоставляемая порядочности и духовности; 3) "абсолютные истины" на пути к абсолютному совершенству.

Опус, а, м. [латин. opus — дело, произведение] (книжн.).
Отдельное музыкальное произведение, обозначаемое номером в ряду других произведений данного композитора. Соната Бетховена, опус 57-й. || Вообще всякое произведение (разг. шутл.). Забудьте про свой про сонет да про опус. Мквскй.

et (лат.) – союз "и"


ЛИ-ПРИНЦИП. "Принцип", "закон", "правило", "атрибут", "основание", "порядок", "мотив", "резон", "теория", "истина", "правда", "идеал", "разум", "ноумен" (ли). Одна из основополагающих категорий классической китайской философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков "поле" и "почва") или прожилок на яшме, пучков волокон растений ("узорной фактуры") и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения иероглифа "ли" обусловили его терминологический смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отдельной вещи и всему сущему, в том числе явлениям духовной жизни. В китайском буддизме использовался для передачи терминов "сиддханта", "хету", "нидана", "прамана".

Как философской категории ЛИ с самого начала были присущи три основных смысла: физический, метафизический и антропологический. В физическом смысле ЛИ — это внешние чувственные свойства вещей, определяющие их "[телесные] формы" (син), чему в современном языке соответствует термин "у-ли-сюэ" — "физика" (буквально: учение о принципах вещей). В метафизическом смысле ЛИ — это внутреннее "незримое" устройство предметов и явлений, соответствующее Дао и делающее их познаваемыми. Поскольку Дао субъект-объектно, его модусу ЛИ присущ и антропологический смысл — фундаментальная трансперсональная характеристика человеческого "сердца", т. е. психики (синь), скоординированная с "должной справедливостью" (и). Как фактор познания ЛИ перестает быть чувственным атрибутом мира вещей и, напротив, становится оппозиционным всякой чувственности. Представителем антропологического смысла ЛИ в современном языке выступает термин "синь-ли-сюэ" — "психология" (буквально: учение о принципах сердца).

В философском контексте ЛИ употребляется по крайней мере с 4 в. до н.э.: так, в Ли цзи и Си цы чжуани (см. ЧЖОУ И) "небесные знаки" (тянь вэнь) коррелируют с "земными принципами" (ди ли), откуда происходит современный термин "география" (ди-ли). Важным этапом терминологизации ЛИ стали в 5-3 вв. до н.э. учения Мо Ди, поздних моистов, Мэн Кэ (Мэн-цзы), Сюнь Куана (Сюнь-цзы) и Хань Фэя. У Мо Ди ЛИ, противопоставляясь "беспорядку, хаосу" (луань), идентифицируется с "порядком" (чжи) как универсальной основой правильных "поступков" (син) и "высказываний" (цы). У поздних моистов термин "ЛИ" приобрел протологический смысл различителя "имен и реалий" (мин — ши) "истины и лжи" (ши — фэй) и стал наименованием одной из трех, наряду с "основанием, причиной" (гу) и "подобием, однородностью" (лэй), характеристик правильного высказывания — его "взращенности" (чан), то есть построенности. Мэн Кэ употреблял ЛИ как этическое понятие — критерий, правило, основание нравственности. Сюнь Куан сближал значение ЛИ с "этико-ритуальной благопристойностью" (ли): воздействием соответствующих норм "обрабатывается", "обтесывается" исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных "принципов" сущего. Хань Фэй указывал на вселенскую универсальность ЛИ как "знаков/культуры (вэнь) формирования вещей". Дальнейшая разработка данного термина связана с философией "учения о таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ), особенно у Ван Би (3 в.), который отождествил ЛИ с "отсутствием/небытием" как первичной, универсальной и законосообразной сущностью Дао. Принципы, представляющие мир отсутствия/небытия, он считал конститутивными компонентами вещей (у), т. е. мира наличия/бытия (ю), и противопоставлял делам (ши), что явилось терминологической новацией. Эта оппозиция "принципы — дела" получила развитие в учении буддийской школы хуаянь, где мир ноуменальных сущностей, сводимый к абсолюту (татхата) в виде пустоты (шуньята) или "единого сознания" (и синь), определялся термином "ЛИ", а мир феноменов — "ШИ".

Буддийская понятийная интерпретация повлияла на неоконфуцианство, в котором ЛИ стало основной категорией, определившей само его название как "учения о принципе" (ли сюэ). Специальную разработку категории ЛИ в неоконфуцианстве начали братья Чэн Хао и Чэн И (11 в.), а завершил Чжу Си (12 в.). Под ЛИ стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность всего множества "принципов" отдельных вещей образует "Великий предел" (тай цзи) — первосущность и первоисточник ЛИ, оформляющих аморфную "пневму" (ци), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. ЛИ рассматривалось как логически первичное по отношению к ЦИ начало, хотя его онтологическая первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, ЛИ и ЦИ неотделимы друг от друга и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали ЛИ также этическим началом, содержащим пять основных нравственных норм ("пять постоянств", у чан): "гуманность" (жэнь), "должную справедливость" (и), "благопристойность" (ли), "разумность" (чжи) и "благонадежность" (синь). Данный тезис и толкование ЛИ как изначальной и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этическое наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению которого цель человека — выявить в себе исходно благую природу, "небесные принципы" (тянь ли) и избавиться от пагубных "человеческих страстей" (жэнь юй). В философии другого ведущего направления в неоконфуцианстве, школы Лу Цзююаня (12 в.) — Ван Янмина (конец 15 — начало 16 в.) ЛИ считается принадлежащим сфере психики, сознания — "сердца" так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, ориентированных на эмпиризм и оппозиционных как экстравертной чжусианской ортодоксии, так и интровертному янминизму, ЛИ считалось производным от ЦИ (Ван Чуаньшань, Дай Чжэнь, Янь Юань, Ли Гyн и другие).
В синологической литературе предпринимались попытки истолковать противопоставление ЛИ — ЦИ как оппозицию соответственно идеального и материального.
(Энциклопедия «Кругосвет»)


Рецензии