К. Джангиров о верлибре

http://www.stihi.ru/2009/03/22/3062


Елена Шанская:

Маэстро, если верлибр - это свободный стих, то какие же у него могут быть правила? Растолкуйте нам, пожалуйста.

К.Джангиров:

Хороший вопрос. Начну с того, что я по возможности избегаю термина «свободный стих», отдавая предпочтение слову «верлибр», хотя в переводе с французского он, как раз и означает свободный стих. Но мы то говорим на русском, что позволяет уйти от слова «свободный». Мне трудно сейчас припомнить, кто впервые ввел этот термин (vers libre) в оборот, но думаю, что это был не самый большой профи по части поэзии. Почему? Да потому что верлибр, если это действительно верлибр, а не обычная проза, графически подогнанная под верлибр, наименее свободная форма стихосложения (не считая палиндрома, но это другая тема) из всех когда-либо существовавших. Будучи свободным от того, что не только не имеет к поэзии прямого отношения, но и во многом навязывает тексту критическую массу искусственности, я имею в виду размер и рифму, он совершенно не свободен от главных составляющих высокой поэзии. Он не свободен от ритмов, которые не следует путать с размером, задающим каждой строке один и тот же ритм, коим текст можно «гонять» по кругу до бесконечности. Он не свободен от постановки дыхания (что роднит его с практикой дзен), которое и отображает ритмическую структуру текста, наиболее отвечающую всему остальному. Он не свободен от пауз, неведомых каноническому (рифмованному) стиху. Он не свободен от звука, который в верлибре, особенно в миниатюре, настолько «обнажен», что любая шероховатость становится громко «слышимой», что ломает звучание текста и, стало быть, существенно его ослабляет. Он не свободен от дистанции, которая, опять-таки в отличии от канонического текста, не может быть произвольной и должна четко уравновешиваться объемом реализуемой мысли, чувства и т.д. Он и от метафоры свободен весьма условно, да и то лишь тогда, когда работает мастер очень высокого класса, способный пройти по самой кратчайшей прямой. И, наконец, главное – это непременное наличие в тексте центра гравитации, без которого верлибр, как бы глубоко и тонко он не раскручивался, неминуемо зависает. Гравитационную составляющую верлибра я назвал бы главным генератором текста. Это, как правило, одно ключевое слово, к которому должен стекаться весь текст, многократно увеличивая его массу, которой и наносится тот самый удар (в хорошем смысле) по сознанию читателя, аккумулирующийся на протяжении всей дистанции. Дабы не вдаваться в слишком профессиональные нюансы, я останавливаюсь на перечисленном, хотя объективно присущих верлибру «несвобод» значительно больше названных.


Рецензии
http://www.stihi.ru/2016/03/13/4500

Анатолий Соколов
Русский верлибр. Антология
© Русский верлибр, 1997
© Соколов А. К., состав., вступ. статья, 1997
© Гибадулин И. В., обложка, 1997

http://www.stihi.ru/2016/03/15/6197
Анатолий Соколов
http://www.stihi.ru/2016/03/13/4365

Верлибры   16.03.2016 13:21     Заявить о нарушении
какие могут быть верлибры у Сумарокова?
может, он и хайку писал?

Верлибр-Кафе   29.04.2016 20:51   Заявить о нарушении
Вопросы к А. Соколову - его антология

Верлибры   02.05.2016 09:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.