Праздник. А. Далманский

Шумит старинная столица,
Народ гуляет, веселится
За радость Господа хваля –
Родился сын у короля.

Шлют для наследника подарки
Аристократы и монархи,
И во дворец среди гонцов
Спешат и трое мудрецов.

Один – надменный, злой, богатый –
Везет для принца меч и латы,
В какой бы ни был он стране –
Там все готовятся к войне,

Там жаждет громкой, грозной славы
Король безумный и кровавый,
Там одурманенный народ
На смерть с улыбкою идет.

Второй мудрец – печальный, кроткий
Его богатство – только четки,
Везет он принцу во дворец
Терновый высохший венец,

Кого тем тернием венчают –
Тех никогда не величают,
И за прощающий их суд
Потом прощенные плюют.

А третий – бледный и безликий,
И конь его – костлявый, дикий,
Подарок принцу – та страна,
Где вечно мрак и тишина.

Шуми же, древняя столица –
Пока что можно веселиться,
Кто знает ведь, какой мудрец
Приедет первым во дворец…


Рецензии
Приступим. Поверю другим критикам, что форма не имеет дыр, просмотрю содержание.
Шумит старинная столица,
Народ гуляет, веселится
За радость Господа хваля –
Родился сын у короля. - о, коротко и ясно. Вот такие строки я люблю, всё понятно. И красивостей не надо. От первой строфы прочно осталось приятное впечатление, хороший и композиционно обособленный зачин.

Шлют для наследника подарки
Аристократы и монархи, - что то меня смущает, но не могу объяснить, так что нормально.
И во дворец среди гонцов
Спешат и трое мудрецов. - согласен с Тимофеем, звучит, как буд-то они идут средь толпы гонцов. Всё портит слово средь в данном контексте, а так нормально в остальном.

Один – надменный, злой, богатый – странно для мудреца, но пусть, почему бы и нет.
Везет для принца меч и латы,
В какой бы ни был он стране –
Там все готовятся к войне, - это апофеоз, как и третий мудрец? Или просто такой вот щедрый король гномов? Вот этого не понял. Образ символичен или нет? Поясните.

Там жаждет громкой, грозной славы
Король безумный и кровавый, - не самое, то. Нужно подчеркнуть, что король стал таким, что-то типа обезумевший, а то кажется, что мудрец здесь ни причём.
Там одурманенный народ
На смерть с улыбкою идет. - о, вот это самое то.

Второй мудрец – печальный, кроткий
Его богатство – только четки, - я не понял образа и важности чёток. Тимофей пояснил в своей рецке, но мне образ мудреца показался не раскрытым.
Везет он принцу во дворец - я не считаю это пустой затычкой, конечно, особо эта строка не удивляет, но и вид не портит.
Терновый высохший венец, - не знаю, с чего высохший - паразит, нормально, на мой взгляд. Аллюзия прозрачна.

Кого тем тернием венчают –
Тех никогда не величают, - вот здесь строфа корявая. Как это, не величают? Не возвеличивают? Или по имени не зовут? Не ясно.
И за прощающий их суд - лексическо-синтаскиционный ляп, кажется, что их - того, кого венчают. Инверсия породила этот ляп, а значит она не к месту.
Потом прощенные плюют.

А третий – бледный и безликий,
И конь его – костлявый, дикий, - я не увидел здесь ляпов образа, вряд ли конь смерти - пародистый.
Подарок принцу – та страна,
Где вечно мрак и тишина. - здесь всё ясно, а вот образ второго мудреца - загадка для меня.

Шуми же, древняя столица –
Пока что можно веселиться,
Кто знает ведь, какой мудрец - коряво звучит, согласен с Тимофеем.
Приедет первым во дворец…
1) Стилистика (плоть стиха) - нормально, всё в прицепе грамотно и выдержано в едином духе, стих довольно крепко сложен в этом отношении, хотя терновый венец - уже из другой оперы.
2) Фонетика (кровь стиха) - нормально, пульс устойчив, весь стих одинаково хорошо наполнен ритмом, омертвевших участков нет.
3) Композиция (скелет стиха) - хорошая, всё с сюжетом ясно, есть рефрен. Осанку стих держит твердо, кости крепкие.
4) Эйдолология (нервная сеть стиха) - ясно, сюжет не нов, далеко не нов, но выдержан в духе сказки, да ещё и интрижка в конце есть. В общем, стих - не маразматик, с его идеями всё в порядке, нервы в норме.
в общем, вполне заслуженная 4, не ново, но зато крепко сделано, хотя есть недочёт в одном месте, как я уже и сказал. С уважением,

Иоанн Августов   27.03.2009 15:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иоанн!

Спасибо Вам за позитивную оценку.

По Вашим вопросам.
По поводу первого мудреца – ничего странного в том, что он надменный и злой не вижу. Мудрость это (увы) не синоним доброты.
Конечно же этот образ символичен. Как и все остальные образы.
Его Тимофей Степанович правильно понял – мудрец№1 – это судьба воинственного садиста.

По «величают» – конечно же имеется ввиду не возвеличивают. «Величать» в значении «звать по имени» сюда явно не вписывается ни по содеранию, ни по стилистике.

Что касается второго мудреца – то он антипод первому.

Спасибо за замечания!

С уважением,

Длмнск

Александр Далманский   27.03.2009 22:34   Заявить о нарушении
Вот и претенденты на вступления нарисовываются. Работает прокламашка! Так что сегодня должно быть вливание в ряды. С уважением,

Иоанн Августов   28.03.2009 10:40   Заявить о нарушении
Человека три уже вступить могут сегодня под вечер. Кстати, Александр, посмотрите на статью "Читатель" Н.Гумилёва, которую я вывесил, меня поразило то, как там точно описывается критический подход среднестатистического стихирского читателя, хотя этой статье около ста лет, с уважением,

Иоанн Августов   28.03.2009 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.