Россия и НАТО. Миллионер из трущоб
Россия и НАТО. Миллионер из трущоб
(продолжение. Начало "Россия и НАТО.Демократия")
Чтобы побороть страх перед молниями, греки придумали Зевса. Чтобы не бояться Зевса, они же снабдили его женой Герой, от которой Зевс тайком гуляет налево и направо, как простой рабовладелец. Чтобы не снесло крышу от Гамлета, Шекспир убил Ромео и Джульетту во имя вечной любви. Чтобы читатель не впал в депрессию от «Истории Пугачевского Бунта», Пушкин написал «Капитанскую дочку». Чтобы рассказать о трущобах Бомбея, Дэнни Бойлу понадобился заслуженный народный миллионер Индии, правильного ответа которого на решающий вопрос стоимостью двадцать миллионов рупий ждет вся Индия, замерев у экранов телевизоров. Без приза в конце, который, конечно же, не проклятые деньги, но сверхдлинный и целомудренный поцелуй любящих друг друга Джамала и Латики, без красивого фантика и шоколадной облатки, британо-американский зритель не пойдет смотреть правду о язвах колониального прошлого Индии. Зато теперь он будет знать, где эта самая Индия находится, что индийцы это не индейцы и не живут в американских резервациях, и что в Индии тоже играют в американский блокбастер «Как стать миллионером», который и стал главным спонсором фильма.
Блистательная британо-голливудская работа. И я, как настоящий индиец, с замиранием сердца смотрел фильм от корки до корки, желая Джамалу финальной победы. И он победил! Как какой-нибудь Иванушка-дурачок из русской сказки, в самом начале фильма прыгнув с головой в вонючую сортирную яму, отмывшись от фекалий в самой большой в мире прачечной, в конце фильма он выныривает с кучей денег и идет под венец с красавицей верной Латикой. Венца, правда не показывают. Это я додумал сам. Но финальный поцелуй влюбленных не оставляет сомнений, что дело закончится именно свадьбой, тем более, что денег теперь на нее хватит, а также на памятник родному брату Джамала, Салиму, который пожертвовал собой во имя все той же вечной любви и во искупление грехов, коих в своей короткой жизни он совершил немало, включая, по крайней мере, два преднамеренных убийства. Все как в индийском кино. Но Болливуд отдыхает. Кукольные трагедии эпигонов «Бродяги» ничто по сравнению с этой по европейски широкомасштабной и широкоэкранной мелодрамой с небольшим, правда, бюджетом в пятнадцать миллионов долларов: индийские звезды и старлетки стоят несравнимо дешевле голливудских.
Фильм действительно хорош. Умеют снимать черти! Зависть берет. Не знаю, принадлежит ли идея переплетения эпизодов телевизионной игры с ретроспективами из трущобного прошлого Джамала, сценаристу фильма Саймону Бофою или автору романа, по которому написан сценарий, индийскому писателю Викасу Сваропу (не читал ни того, ни другого), но ход чрезвычайно выигрышный. Сюжет захватывает сразу и не отпускает до финального поцелуя, похожего на бабочку, замершую в полете.
Но никаким поцелуем, самым чистым и целомудренным, не скрыть грязное мурло политики, которое торчит и из этого замечательного фильма. Каждый видит то, что его интересует. Каюсь, это мурло мне все-таки привиделось. И, когда после фильма я ехал по невеселым грязным московским улицам, которые мне, видимо, под впечатлением фильма, очень напоминали трущобы Мумбая, только что виденные в «Каро-фильм», особенно недоуничтоженые промзоны на Красной Пресне в окружении небоскребов-скворешников, подобных индийским новостройкам, и понемногу отходя от этих самых впечатлений, я все больше предавался размышлениям о том, с какого такого перепоя, британский режиссер в американском фильме вдруг заинтересовался проблемами индийской нищеты? И это после трехсотлетнего колониального разграбления Индии? Неужели совесть заговорила? А почему она не заговорила раньше лет на семьдесят? Почему она молчала у тех британских дяденек, в детские годы несомненно читавших индийские вещи Киплинга, которые воевали против индийской независимости? Разве судьба Маугли так уж сильно отличается от судьбы Джамала, этого подкидыша из бомбейских трущоб, законы которых, судя по фильму, мало чем отличаются от законов джунглей? К тому же, Маугли тоже был награжден финальным поцелуем?
Нет, фильм это снят не с перепоя. Скорее с перепугу. Британская политика только на первый взгляд способна выделывать непонятные зигзаги. Она всегда последовательна. И всегда корыстна. Бойтесь британцев, дары приносящих! Если бы Британия существовала в те мифические времена, то эта крылатая фраза дошла бы до нас именно в таком виде.
Когда в соответствии с резолюцией ООН, было образовано государство Израиль, Великобритания зачем-то вовлекла арабов в войну против нового государства, и оказывала арабам всю необходимую помощь, включая военную. Зачем они это делали становится понятным, если сравнить карту сегодняшнего Израиля с той, которая была узаконена ООН: Израиль не мог существовать в ООНовских границах, они сильно отличались от тех, которые известны исторически и в которых Израиль существует сегодня. Эти границы можно было бы изменить только в результате войны с арабами. Но чтобы Израиль не выступал агрессором, агрессором сделали арабов. Помощь англичан Египту в той войне была, на самом деле, троянским конем. Великобритания и не думала отстаивать интересы арабов, а потому помощь свою они сделали платной. Двойная выгода! Великобритания своего никогда не упустит. Я понимаю англичан. Трудно смириться с тем, что Иерусалим, хотя бы частично, может быть арабским городом, а на священной храмовой горе, на развалинах храма Давида, стоит мечеть. Потом СССР сменил Британию. Вот так арабо-израильский конфликт получил современное продолжение.
Фильм Бойла – это победа индийского народа. Это британское признание этой победы.
Индия стала, как говорит Салим, брат Джамала, центром мира, еще одним центром. Пройдя, через колониальное рабство, борьбу за независимость, индустриализацию, Индия сегодня на глазах становится мощнейшей державой, от которой начинают зависеть Европа и США. Видимо в НАТО решили включить Индию в свои схемы стратегического партнерства: если конкурента нельзя убить, с ним надо дружить. Индия нужна как противовес Китаю, без Индии нельзя будет решить проблему Пакистана, которая становится все более острой и вообще проблему исламского фундаментализма, который и для Индии представляет серьезную угрозу. Не случайно вся тройка главных героев фильма представляет индийский ислам. Политические реверансы Индии, декларации политкорректности, вот что такое «Миллионер из трущоб», а вовсе не знаки покаяния.
Поэтому «Мерседес-Бенц» потребовал убрать свои логотипы из трущобных картин, нет в фильме и вездесущей «Кока-Колы», хотя ею отпаивают братьев, и телевизоры, в которые смотрят индийцы, безымянные, без шильдика «Sony»: не хотят бывшие колонизаторы мараться об трущобную грязь. Зато всемирный бренд «Как стать миллионером» раскручивается на всю катушку: как же – ведь он осчастливил «о-счастливчика».
Как только в НАТО решают включить кого-то в список друзей, сразу же начинается информационная поддержка по всем фронтам. Американское Информационное агентство прекрасно владеет необходимыми технологиями, и денежки сразу находятся. Так было и с Японией, и с Корей, и с Китаем. Они прекрасно умеют создавать не только образ врага, но и образ друга. Пока не дадут команды из Белого Дома, не найдется ни одного Бойла, который бы снял кино о любви и дружбе, а если и найдется, то никто такого фильма не увидит. Такова американская свобода слова в действии: там писателей не высылают, их просто не печатают, если пишут не то, что надо. Гонорар, деньги - главное и достаточное средство.
После такого фильма за Индию можно быть спокойным: сигнал дан, теперь таких фильмом будет множество. И денег на развитие Индии дадут много, и рынки откроют.
И чем сильнее будет становиться Индия, тем слабее будет Британия и США. Это процесс, который нельзя остановить. Пока в Голливуде снимают кино только про русскую мафию, с Америкой нам не дружить. Снимут ли мелодрамы про мытарства русских в Чечне, или в умирающей вологодской деревне, не знаю. Остается утешать себя тем, что в этой индийской победе есть и наш, российский, весьма существенный вклад, о чем все забыли, о чем в фильме нет, конечно, и слова: что с него возьмешь – мелодрама. Политкорректность однобокая получается. Надо было бы нашего Галкина снять в роли телеведущего шоу, хотя бы для российского проката. А так что-то грустно как-то.
Хочется поздравить Индию с победой! Это ее Оскары. Восемь штук кажется?
(продолжение следует)
21.03.2009 03:17
Свидетельство о публикации №109032100878
Вадим Соколов-Прост 25.03.2009 09:17 Заявить о нарушении