О духовности - как основе возрождения России
В.И.Вернадский
Духовное воспитание в России должно являться важнейшим государственным вопросом. Так было и так должно быть всегда, пока существует Россия и вместе с ней русский народ. Правда, в последние годы мы всё явственнее ощущаем слабость, и даже ошибочность власти в этом направлении. Забвение духовности привело к тому, что Россия крупнейшая по численности населения и территории европейская страна, обладающая практически неистощимыми природными, людскими, интеллектуальными ресурсами, пребывает в неимоверно жалком состоянии. Сколько уже сказано, сколько написано по этому поводу, а воз и ныне там. Или мы всё ещё не пришли в себя от пережитых потрясений, от ужаса происшедшей в России геополитической катастрофы или же мы сознательно не хотим осмыслить нашу происшедшую беду.
Сегодня, в период демократического становления, игнорируются заветы, сказанные в своё время многими великими русскими философами и мудрецами. «Горит только то,- говорил в своё время русский философ Е.Н.Трубецкой, - что тленно. Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе». Слава Богу, что основа, на генном уровне, у русского народа сохранена. Только вот разрушать бы её окончательно не следовало. Семьдесят лет под гнётом марксизма и ленинизма не прошли даром. Уничтожено всё лучшее, что создавалось веками. Воинствующий атеизм коснулся трёх поколений. Это привело к тому, что хозяйство перестало быть, по определению русского философа Булгакова, «явлением духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности».
Не успели отгрохотать пушки, стрелявшие по избранному народом парламенту, как началась беспрецедентная в истории России погоня за материальным благом, за богатством. В данном случае речь не идёт о возрождении предпринимательской свободы и восстановления безусловного права человека на собственность, в котором богатство есть результат созидательного труда. Нет! Речь идёт о богатстве, которое приобретается воровством, бандитизмом и коррупцией. Опустошая и уничтожая под самый корень, всё духовное начало. В этой всеобщей погоне, не осталось места, казалось бы, вечным категориям: совести, чести, благородству, мужественности, любви, бесстрастности, сопереживанию. На смену им пришло предательство, распутство, безбожие. Всё это ослабляет волю народа, его традиции, обычаи, а значит российскую государственность
Аморальность такого подхода подтверждается всё большим числом миллионеров и миллиардеров в России. Все остальные граждане -142 млн. человек обслуживают интересы этих богачей. Из них (более 15 млн.)_ живёт за чертой бедности. При таком раскладе хочется задать один - единственный вопрос: что же нас может уберечь и сохранить в этот исторический период как нацию?
Понимаю! Вопрос непростой и вряд ли на него можно ответить в рамках этой статьи. Однако, учитывая наше историческое прошлое, нашу историю, можно с уверенностью сказать, что основополагающим принципом в деле возрождения России является духовность, исходящая своими корнями от Православия, являющегося хранителем важных высокодуховных истин.
«… Русский народ как никто другой ощущает близость Бога, что даёт ему спокойствие и чувство вечности», - пишет известный немецкий писатель и философ Ш.Вольтер. Наши враги прекрасно понимали, что Православие это не только духовный аспект, но и единство народа. Не грех напомнить, что благодаря Православию разрозненные славянские народы были собраны воедино, что и определило их судьбу. 1020 лет назад мы выбрали путь следования вечным христианским ценностям, по которому нам следует идти и сегодня, когда наша страна находится на распутье. Вот почему в последние годы сильные мира сего так настойчиво и нагло поддерживают и проталкивают идею экуменизма, способного растворить, унифицировать Православие в море различных религий и сект. Принять эту идею значит принять смертельную дозу яда. Ибо только Православие является последней носительницей Истины. Скажи мне, во что ты веруешь, и я скажу, кто ты. Таков смысл веры. Только вера определяет воззрение человека, а самое главное - его поступки.
Какую веру навязывает сегодня людям наше общество и государство? На какой выбор оно ориентирует своих граждан. Ибо жить - значит выбирать. Каким ценностям сегодня служить и во что верить? Может, верить в партийные истины? А может, в чудеса национальных проектов?
С точки зрения первичной силы - как факта – наверное, можно верить и в то и в другое. Но нужно понять, что эти истины не могут очищать, углублять человеческий характер и уж тем более не зовут к душевному раскрепощению. Однако, как уже было сказано, человеку хочется всегда во что-то верить. Такова его природа. И в этом кроется вся опасность. Поскольку именно этим пользуются, особенно в последние годы политические, религиозные и прочие проходимцы, ведущие людей в западню. Вот почему задача государства в этом вопросе является первостепенной. Заменить веру народа, придуманной политологами и пиарщиками « искусственной символикой» и новой теорией, какой бы она ни была, это значит уйти от истины и погубить истинный смысл веры, а значит, подорвать духовное состояние всего общества, а значит - государства
.Что и было успешно сделано в 90-е годы прошлого века в России, когда нам насаждалась за «сникерсы» западная мораль и новая культура, утверждающая верование не в духовное начало, а в чувственные наслаждения, являющиеся, по мнению наших горе - правителей – важнейшей частью жизни. Наслаждение и удовольствие (гедонизм), деньги и власть (маммонизм), - вот главное в жизни, говорили они, призывая личным примером к обогащению. И звучные слова, сатанистов были услышаны многими. Результат мы все хорошо знаем. Растление стало нормой жизни, а «мораль» барышников и накопителей – движущей силой общества.
Отказавшись от собственной веры, люди стали частью полевой травы, а проще говоря, духовными калеками.
К сожалению, этот процесс в России продолжает активно углубляется. Кому-то и сегодня –«на руку» слабая Россия. Сегодня, как никогда мы становимся свидетелями того, как сатанинская гидра демократии хищно охватывает своими щупальцами всю страну, кружа головы разного рода прозападным политическим извращенцам в надежде довести свою цель до логического завершения.
Поддавшись этой эйфории, многие люди «переходят» в разряд чувственных наслаждений. Этому процессу усиленно «помогает» телевидение и новоиспечённые «писатели» со своими миллионными тиражами, пропагандирующие насилие, бездуховность и безнравственность. А как же иначе! Нынешний писатель – коммерсант. Его абсолютно не волнует последствия воздействия его слова на читателя. Его волнует только одно – гонорар. Своё историческое значение воспитателя человеческих душ он просто забыл. Возможно, и такое, что ему помогли забыть
Судите сами: « Слово духовность я не люблю – это слово последнего разлива и вообще я не знаю что такое духовность»,- сказал в беседе с писателем В.Ерофеевым 23.12.06 года заведующий кафедрой художественного мастерства в Литературном институте господин Есин. Комментарии - как говорится - излишне.
Уместно напомнить, в этой связи, как понимает «духовность» В.Даль: «…все умственные и нравственные силы человека, его ум и воля».Ни много, ни мало! Слова Даля хочется дополнить словами Ф.Буслаева, русского языковеда и историка искусства: «Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути, она духовно путеводительствует нации».
С горечью приходится констатировать об очевидной деградации и большей части мастеров культуры. Где всё пространство забито одной сорной травой. Больше всего поражает факт того, что в театрах сплошь одни переделки классических произведений под своё примитивное мышление. Такое ощущение, что вместо крылатого Пегаса они оседлали хромого ишака. Выдаваемый ими на гора ширпотреб сегодня не только дискредитирует саму область творчества, но и превращает людей, что самое страшное, в чувственное существо, в наслаждающееся животное, где критерий только один – максимум удовольствия. Забывая или не думая о том, что это всё не есть мера, особенно для русского человека. А это есть инерция западной культуры, западной цивилизации направленной в первую очередь на разрушение духовности, а значит, человека как личности. Для этого враги России делают всё возможное и невозможное.
Чем же так не угодила заморским правителям традиционная русская вера? Именно своими глубокими историческими традициями, неразрывной связью с культурой, историей, самой глубинной ментальностью русского человека, недаром ещё Ф.М.Достоевский писал, что «русский и православный слова синонимы», что «русский без православия – дрянь, а не человек».
Наши политические оппоненты хорошо знают, что только благодаря русскому духу и православной вере Русь была непобедимой в веках. Россию никто так и не смог покорить, все агрессии против нашей страны неизменно заканчивались провалом. В своей книге «Смысл русской жизни» В.В.Владимиров пишет, что этот факт был осознан ещё славянофилами в середине ХIХ века. Читаем у А.С.Хомякова: «Недоброжелательность к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы, и на невольной досаде пред этой самостоятельною силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов. Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны; но и признать наши права они также не могут, потому что всякое просвещение и всякое духовное начало, не вполне ещё проникнутые человеческой любовью, имеют свою гордость и свою исключительность». Есть ли выход из подобной ситуации?
Русский философ, публицист и общественный деятель И.Ильин пишет:
«Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях,- то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого – всегда присутствующим в душе обстоянием. Узреть с очевидностью лучшее и не восхотеть его, и не осуществить его – почти невозможно для человека; но также невозможно для него осуществить это лучшее и не стать самому лучше, чем он был раньше. Веровать в Бога значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нём, стремиться к осуществлению Его роли и Его закона; от этого возрастает и усиливается божественный огонь в самом человеке, он очищает его душу и насыщает его поступки. На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее «срастание» или «растворение» от которого
душа становится «вся светом, вся-оком, вся радостью, вся упоением, вся –любовью, вся –милосердием, вся благостью и добротою».
Вот почему судьба нашей России должна отождествляться с Православием и верой, с пониманием того, что только обращение к духовности к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения народа России.
Хочется закончить словами великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева: «Государственное единство, прежде всего, больше всего определяется господствующей народностью… Русские готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами»
2008 год.
Свидетельство о публикации №109032104989