Меры расширять
Учение Живой Этики: АУМ, 191
Можно Записями исчерпать все величие и беспредельность Мироздания? Конечно, нет. И сколько бы ни писать, неисчерпаемость все же останется стимулом, устремляющим дух ко все новым и новым нахождениям. В сущности говоря, нового ничего нет, но новый подход к явлениям жизни позволяет рассматривать их под совершенно другим углом зрения и находить в них новые элементы.
Расширяющееся понимание будет мерилом. Давно уже сказано, что «человек есть мера вещей». Этим мерилом и служат сознание человеческое и способность его восприятия, которое в потенциале своем не ограничено ничем.
Грани Агни Йоги, 1969 г. 411
Мерилом истины для человека остается его собственное сознание. Другого мерила нет. Вот почему так важно его расширять, чтобы можно было объять как можно больше явлений, и синтезировать его в понимании Единого Мира.
Грани Агни Йоги, 1971 г. 186
МЕРЫ РАСШИРЯТЬ
(Из Посланий Учителя Света)
Многогранность Вселенной позволяет рассматривать ее со стороны каждой грани, находя все новые и новые возможности для расширения сознания. Как бы ни был богат мир, но мерою вещей все же остается сам человек, а сознание – линзой, через которую ум получает о нем представление.
Сколь бы ни было неотрицаемо существование объективного мира, постигается он через сознание. Когда оно ограничено невежеством, ограничен и мир; когда оно расширено до пределов Беспредельности, растет вместе с ним и окружающий мир, особенно в Мире Тонком – бытие по сознанию. Открыт он для Адепта во всей своей широте и возможностях, но не существует для отрицателя. Бытие там определяется мыслью. Можно летать по просторам Незримого Мира, можно стоять истуканом.
Сознание накапливается на Земле до ступени непрерываемого сознания, когда бессмертие становится достигнутым. Дух бессмертен, но что пользы в этом бессмертии, если оно не осознано, то есть сознание не овладело последующим состоянием. Во сне тонкое тело выделяется. Но если это не осознается, если не происходит сознательного выделения, то и факт этот, столь хорошо известный по опыту Адепта, не признается и считается выдумкой. Доказать его невозможно тому, кто этого опыта не имеет. Если же даже и появится чье-то выделившееся тонкое тело и его отрицатель увидит, он скажет, что галлюцинация, хотя объяснить явление галлюцинации он не в состоянии.
Не то удивительно, что при высокой температуре больному чудится что-то, но поразительно, что двум таким же больным чудятся одновременно одни и те же вещи. Это подтверждает объективность тонкой видимости, хотя и в ненормальных условиях. Для отрицающего сознания то, что оно отрицает, не существует. Для отрицателя не существует Мир Тонкий. Он сам лишает себя жизни в нем. Когда говорится о вере в Невидимый Мир, имеется в виду не только вера в него, сколько признание, то есть допущение в сознание факта, который становится действительностью в том мире, где царствует мысль.
Велико человеческое невежество, отвергающее действительность. Но этому удивляться не будем, ибо еще совсем недавно Земля стояла на трех китах, а так называемых ведьм и колдунов живыми сжигали на кострах. За примерами далеко не надо ходить. Мученики науки надолго останутся укором для человечества. Отрицание несомненного – язва общераспространенная. Излечивается она практикой и личным опытом духа. Но для этого надо устремиться. Устремленному открыты врата познавания действительности.
Кто полагает ценность в Плотном,
который часть с иных Миров,
и эта часть – из производных,
она имеет – грани, срок...
У грани есть – конец, начало,
в Плотном – меняется состав,
и где вчера было начало –
сегодня в возраст другой став...
И став на плотную опору,
и в ней замкнувшись в беге дней, –
уходит нищим – в Мир Высокий,
который больше земных мер...
Расширять меры в Беспредельность,
и в Мирах – Тонком и Огня,
иначе малые частицы –
преградой, осыпью сюда...
16.7.2008
Итак, сперва устанавливается такое положение, когда все действия, и хорошие и плохие, совершаются только с соизволения воли и подчиняются ей. Затем, когда все подчинено воле и она распоряжается каждым действием, все, что считается плохим и не соответствующим ступени, достигнутой духом, с помощью той же воли искореняется по мере расширения сознания и несоответствия тех или иных явлений с требованием новой ступени.
Надо понять, что воля – это огненное достояние человека, приобретенное им в процессе длительной эволюции духа, и что огненное сокровище следует растить сознательно и планомерно. Волей Создателей творятся миры, и какова же мощь этой огненной воли, если целые системы миров приводятся в движение ею. Эволюция воли в процессе своего развития не имеет предела. Мощь воли может расти беспредельно.
Воля – это огненный атрибут человека. Люди, лишенные воли, не люди, но жалкие ничтожества, способные стать жертвой темных воздействий, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Одержание есть тоже следствие безволия. Потому Говорю, волю свою укрепляйте и не совершайте ни одного поступка ей вопреки, но делайте все лишь только тогда, когда это разрешается волей.
Наши беседы затрагивают многие слои пространства. Потому записи эти имеют и пространственное значение. Мысль существует в пространстве, как только она сошла с конвейера сознания. Оформление мысли и означает начало ее пространственного существования. Мысль – это живое существо на плане незримом. Конечно, незримость эта – только для грубого зрения. Зримо все, если аппарат духа достаточно утончен.
Когда дух приобщается к пространственной жизни сперва мыслью, а потом тонкими чувствами слуха, зрения, обоняния и так далее, то миры высших измерений становятся реальностью для сознания. Объединение миров должно произойти в сознании человека, ибо фактически миры, видимый и Невидимый, никогда не разъединялись, но всегда были связаны тесно и неразрывно между собою.
Давно надо было бы уже понять и усвоить, что Америка существовала и до открытия ее Колумбом, равно как существует и есть очень многое, о чем люди еще не знают и даже не подозревают. Незнание не есть причина небытия того, что есть в действительности. Отсюда бессмысленность отрицаний. Можно не знать, но отрицать еще не опознанное невежественно и нелогично. Беспредельность нельзя заключить в рамки человеческого ума на данной или какой бы то ни было ступени эволюции. Утверждать свое всезнайство может только ограниченное сознание.
Младенческий материализм характерен именно этим убожеством мышления, соединенным с тупой самоуверенностью и апломбом. Относительность человеческого знания необходимо понять, прежде чем двинуться дальше. Осознание возможности беспредельного познавания будет первым шагом к нему. Человек со всех сторон окружен тайнами, начиная с произрастания зерна и кончая тайной каждого живого организма. Но ведь за видимым окружением находится невидимое, тоже полное тайн.
Но самая великая тайна – это сам человек. С нее, с изучения человека и начинает мудрость свой путь. Решение всех вопросов, всех тайн мироздания – в человеке. Давно уже сказано, что человек «есть мера вещей». Размером сознания измеряется окружающий мир. Только подумать, как различны миры представления человеческого о мире.
Можно сказать без ошибки, что «сколько умов, столько и миров». И два человека, беседующие рядом, могут иметь в сознании своем представления об окружающем их мире столь же различные, как различны полюса Света и тьмы. Ибо знание – Свет, а невежество – тьма. Задача ученика – знать, знать и знать. С этой целью посылает ему мысли Учитель, расширяющие его мышление и обогащающие сознание новыми элементами. Чем сильнее контакт, тем обильнее поток посылаемых мыслей. И нет им конца.
Разделит зло – Миры на части,
невежество – будет членить,
непониманье – искажает,
и с истиною – не дружить.
Сердце подскажет – путь где правый,
что всё – едино, всё – в одном,
и переходы состояний –
в ограниченье не возьмём.
16.7.2008
Учение Живой Этики дано Владыками Мудрости. Чтобы понять его до конца, надо достичь ступени Владык. А до тех пор Учение можно читать много раз и, по мере расширения сознания, находить в нем все новые и новые мысли. Если сознание успело насколько-то расшириться с момента последнего чтения данной книги Учения, в ней будет снова найдено нечто, как бы совершенно новое.
Если сознание не продвинулось и осталось на прежней ступени, очередное чтение ничего не даст и читать будет неинтересно. Поэтому при росте духа каждое новое чтение книг Учения будет давать все новые и новые нахождения. И по их качеству можно судить о продвижении духа. Если при повторении, то есть следующем чтении, книга полна новизной, указанной выше, значит, сознание поднялось по витку спирали на следующий или выше.
Если кажется, что все уже известно и нового ничего нет, сознание за этот промежуток не успело достаточно расшириться. Кроме того, спиральное чтение книг Учения, когда книги читаются одна за другой в последовательном порядке, более плодоносно, ибо тогда сознание следует ритму нарастания и углубления даваемого материала.
Многое Имею Сказать. Мудрость Сокровенного Знания неисчерпаема. Многие ли имеют к ней доступ? Но имеющий получает в размере вместимости сознания. Вмещение есть мерило получения. Расширение сознания углубляет вместимость. Значит – забота о том, как расширить сознание. Процесс происходит на жизни, то есть на самой жизни и ее явлениях вдумчивый ученик получает нужные возможности.
Нераздробленность устремления быстрее всего приводит к цели. Можно ли идти вперед, совершая один шаг вперед, а другой назад, и можно ли двигаться вперед, обращаясь назад, или стремиться в будущее и жить им, вперив взор в прошлое и погружаясь в тину личных воспоминаний. Положение «все в прошлом» не для Нас. Для Нас все в будущем. Так же и для Наших учеников в будущем – все.
Настоящее ценно ровно настолько, насколько оно служит трамплином для будущего. Для кого-то настоящее – только отрыжка прошлого, а для кого-то – кузница будущих достижений и нахождений. Настоящее – ради будущего, но не ради чего-либо другого. Каждый шаг и каждое действие в настоящем осмыслено и оправдано постольку, поскольку они утверждают сужденное будущее. Подчеркиваю, сужденное, сужденное Нами и задачею эволюции Сущего, но не личными желаниями и эгоистическими стремлениями ограниченных, малых сознаний.
Наша Помощь широко течет, когда действия совершаются во имя Общего Блага, ибо личное благо – враг Общего, если находится в противоречии с ним. И когда чего-либо просите во Имя Мое, то есть для и ради Общего Блага, просимое будет дано. Слишком часто и слишком много просит человек лишь для себя, забывая, что он – часть Целого, и отделить себя от него – значит перерезать корни, питающие его и дающие ему жизнь. Чашу Общего Блага примите. Найдете в ней и для себя.
Утверждение огненной действительности приводит к победе, если стойкость духа уявляется до конца. Очевидность не будет мерилом действительности. А последнюю не понять, если сознание недостаточно расширено. Самый главный враг расширения – самость, и малые мысли, и мелкие чувства, и переживания, связанные с нею. Личность только тогда свободно может служить Индивидуальности, когда она не связана самостью. Индивидуальность проявляет себя через личность данного воплощения, поэтому главная задача воплощенного в том, чтобы сделать личность послушным орудием ее высшего «Я». Это выполнить легче, когда осознано подслужебное, временное значение своего малого, личного «я», даваемого воплощенному духу на короткий период земного существования.
Страница жизни личности, не выполнившей своего назначения, вырывается из Книги Жизни, если она не принесла никаких плодов для роста и обогащения Индивидуальности, и особенно, если эта жизнь была преступной и низкой. И тогда от такой личности после ее уничтожения не остается ничего, даже воспоминания.
Жемчужины Сокровенного Знания собираются и накапливаются постепенно, по мере роста и расширения сознания. Дать сразу все – значит разрушить. Кроме того, каждая ступенька требует закрепления. Знание незакрепленное не дает кристаллов отложений в Чаше. Неотъемлемо то, что утверждено по формуле «рукой и ногой человеческой». Надо проходить через все для утверждения получаемого Знания.
Жизнь, проведенная в благополучии спокоя, ничего не дает для накоплений. Обычно люди хотят получить, не заплативши, или – иметь, не заработав трудом. Участь должника незавидна. Дающий получает законно. Раздаче духовных даров помешать ничто не может. Раздача незримо и мыслью – высокая ступень даяния. Излучениями своими благо миру несущий является Служителем Света. Воздаяние приходит всегда, но не в мерах обычных. И кто же из Служителей Света думает о награде. Луч Учителя и пребывание в Нем не будет ли высшей наградой.
Мы Настаиваем на расширении сознания. Почему? Сказано было, что «Мир Тонкий – по сознанию». Но ведь по сознанию и мир плотный. И велико различие между сознанием содержателя притона и сознанием высочайшего философа. Если представить себе все разнообразие условий земных и народов и племен, разбросанных по лицу Земли, то нетрудно понять и своеобразие их сознаний и то, как индивидуально воспринимается мир каждым человеком.
Даже живущие в одном доме порою столь различно смотрят на мир. Поэтому нас не должно удивлять еще большее разнообразие в восприятии Тонкого Мира. Он подвижнее земного, он доступнее во многих отношениях, и жители его ограничены в своей активности не внешними условиями, но состоянием сознания. Для некоторых Тонкий Мир открыт и доступен в очень широких пределах, для других ограничен темным подвалом. Для одних он светел и радостен, для других – сер и тягостен невыносимо.
К многообразию и широте нужно привыкать и усвоить положение, что сознание есть мера вещей. От него и зависит широта понимания окружающего человека в данный момент мира. Запастись сознанием – цель ученика. Луч посылается с целью расширить сознание. Главным условием будет приятие, или приемлемость, того, что посылается. Восприимчивость легко омертвить – и прежде всего отрицанием.
Зло и вред отрицаний понимаются теми, кто коснулся Знания, но не понимаются самими отрицателями. Сколько бедствий причиняется человечеству отрицанием Тонкого Мира и чередующихся смен жизни. Это родит и безответственность, и кажущуюся безнаказанность, и нелепую идею, что следствий собственных поступков и деяний можно избежать. Много зла происходит именно от невежества. И если Кали Юга была веком невежества, то Сатиа Юга будет веком просвещения, Знания и Света. И знающие о непреложности ее наступления будут готовить сознание свое, его расширяя, чтобы встретить идущую Эпоху Огня и Света во всеоружии понимания Великой Перемены.
Сокровища духа нельзя собрать сразу, ибо препятствием служит степень вместимости сознания. А оно растет и расширяется медленно. Поэтому собирание ценностей духа происходит по мере роста и расширения сознания. Даже Учитель не Может дать поверх его вместимости, то есть больше того, чем оно может понять и воспринять. Но каждую крупицу знания, вновь обретенную, следует отмечать и сознательно откладывать в хранилище Чаши. Именно сознательное откладывание, или накапливание, особенно ценно.
Много ценностей может пройти мимо неосознанными, и не столько из-за невозможности сознания вместить, сколько из-за неумения усмотреть и удержать усмотренное. Все таким образом пропущенное бесследно проходит мимо. Вот почему каждодневные записи столь полезны. Пользуясь расширением сознания, Учитель Посылает новые мысли и новое понимание явлений. Их уловивши, хорошо записать, и не столько для себя, сколько для тех, кто пойдет после.
Человек фактически живет в трех мирах, но этого не осознает. Если он направит внимание на то, чтобы замечать знаки Тонкого и Огненного Миров, они постепенно будут становиться для него реальностью. Войдут в его сознание и станут столь же естественными и привычными, как и мир плотный. Слишком уж долго отрывалось человечество от Высших двух Миров и отрицало их, чтобы можно было быстро восстановить нарушенное равновесие. Все же знаки Незримых Миров можно подмечать. Правда, они забываются необычайно быстро. Поэтому их полезно записывать.
Тонка граница между естественным их восприятием и насильственными и искусственными упражнениями, невежественными и вредными. При естественном процессе завеса приподнимается постепенно, по мере расширения сознания и очищения сердца. Велика опасность, когда явления низших слоев астрального мира станут проникать в неочищенное сознание, которое не в силах от них защититься, ибо они притягиваются по соответствию с тем, что имеется в неочищенном приемнике. Вот почему так настоятельно указывается на необходимость овладения мыслью. Мысль служит каналом, и от ее природы зависят новые поступления. Ключ от характера получаемых тонких восприятий заключается в мысли.
К чему касались – рукой, взглядом –
во времени след понесёт,
в письме – энергия касаний,
и чувств, и мыслей там оплот.
Оплот – из радужных сияний,
из сочетания тонов,
из ароматов, звукоряда –
где тайнопись сверх чувств идёт...
И все слова, все чувства – в время,
и их оттенки – в далеко,
и их касания – во благо,
если от Света – в свет пошло...
Касания – о вас всё скажут,
и кто-то – сможет их прочесть,
а кто – почувствует отраду,
и – дале в мир отправит весть...
16.7.2008
Каждый человек живет на своем пятачке, не зная беспредельности окружающего его мира. Ученик пятачок расширяет и выходит за его границы и мыслью уже касается Беспредельности. По крайней мере, начинает думать о ней. Архат уже Живет в ней сознательно. От пятачка до Беспредельности путь немалый.
В Беспредельности живут все, но это не осознается. Задача ученика – вырваться на Космический простор, сперва на планетный, потом на Космический. Богатства пространственной жизни можно коснуться при устремлении. Но надо устремляться. «Только устремитесь, и зальет вас сияние Беспредельности».
Свидетельство о публикации №109031903979