Вопреки злой логике вещей
И мне тогда всего лишь двадцать было,
И, вопреки злой логике вещей,
Меня принцесса юная любила.
Но был король и алчен, и суров.
Заметив чувства доченьки, он срочно
Ей отыскал достойных женихов –
Три графа, принц и даже хан восточный.
Пришла одна из ласковых ночей,
Когда луна светила перелескам,
И, вопреки злой логике вещей,
Со мной бежала юная принцесса.
Теперь она моим детишкам мать
И спину гнёт на поле спозаранку,
И научилась прясть она и ткать,
Готовить, как заправская крестьянка.
А если тесть мой, хитрый лиходей,
Уйдя в тот мир, наследство ей оставит,
То, вопреки злой логике вещей,
Вдруг королём простой крестьянин станет.
На площадях запляшет люд простой
И зазвенят напевы старых песен,
А со своей красавицей женой
Я, как на трон, на сеновал залезу.
Зажгутся звёзды каплями огней,
Промчится ночь, как сивая кобыла…
Да, вопреки злой логике вещей,
Меня принцесса юная любила.
Свидетельство о публикации №109031702846
Мария, у меня есть вопрос к тебе по стихосложению. Если рифма АББА, то размер должен быть 12-11-11-12, или 12-11-12-11. И может быть в двух четверостишьях разный размер, рифма, конечно, везде одна.
С теплом идружбой. Вероника.
Вероника Ткачёва 19.03.2009 13:39 Заявить о нарушении
Если это просто стих, не связанный форматом сонета, то размер может быть всякий. Строго - в рифмующихся строках один размер (12-11-11-12, если ты имеешь в виду количество слогов, или 10-12-12-10, или...). Если не столь строго придерживаться классического стиха, то ритмический рисунок может быть самый разный.
У себя вспоминаю:
"А может, я моряцкая жена?..
Когда корабль исчез на горизонте,
Я развернула выгоревший зонтик,
Пошла домой и стала жить одна".
10-11-11-10.
Тут в рифмующихся строках одинаковое количество слогов и везде 5-стопный ямб. А - женская рифма, Б - мужская.
Но это у меня, я помешана на правильности стиха, за что меня кое-кто недолюбливает.
Мария Антоновна Смирнова 19.03.2009 14:39 Заявить о нарушении
А в сонете какой должен быть размер? В классическом, я имею в виду. Потому что, как я понимаю, и здесь можно нарушить правила. Важен результат - гармония, а как этого добился - вопрос второй. Но интересно, как по классике?
Вероника Ткачёва 19.03.2009 14:47 Заявить о нарушении
Вероника Ткачёва 19.03.2009 14:48 Заявить о нарушении
Вероника Ткачёва 19.03.2009 14:56 Заявить о нарушении
Да, именно так. И размер (я имею в виду характер стопы) тот же. Но это нарушается сплошь и рядом. Как в моей "Сказке о дожде": она существует для меня как песня, с ней связана определённая мелодия, от этого строгая норма нарушается. 3-я строка там длиннее и других, и той, с которой рифмуется.
http://www.stihi.ru/2009/03/17/2804
Сейчас глянула - там и рифмы нет.
10-8-12-8 (рифмуются только "восьмёрки").
А сонет... Много вариантов сонетов и "сонетных ересей". Классическими считаются итальянский (петраркинский) и французский сонеты, Шекспир прославил английский сонет. Самый жёсткий: АББА АББА ВВГ ДДГ (два катрена и два терцета), размер - 5-стопный ямб. Это французский, итальянский: АБАБ АБАБ ВГВ ГВГ (в терцетах возможны варианты: ВГД ВГД). В английском АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ (то есть рифмы в катренах разные). Следовательно, существует 3 базовых типа 14-строчников, но и масса отклонений - анапестные сонеты, укороченные и т.п. Я пробовала разные, но классический стандарт связывает, поэтому я использую английский и не только 5-стопный ямб, но и другие размеры. Главное - тематика (обычно тема любви, природы, философская), завершающие строки - вывод, итог.
Возьму свой "сонет":
Вернись в провинцию души,
Где мы с тобой не расставались
И где, прибоем притворяясь,
В тиши шуршали камыши.
Вернись в наш город над Окой,
Где повстречались мы когда-то,
Ещё не ведая утраты,
Ещё не оценив покой.
И окский берег в ивняке
Со створкой крупной перловицы
Пускай тебе почаще снится
В твоём далёком далеке,
И вечно будет след наш виться
На тускло-золотом песке.
АББА ВГГД ЕЖЖ ЕЖЕ, 4-стопный ямб.
Это "сонетная ересь", вариативный сонет - в нём нарушен размер (не хватает одной стопы), рифмы в катренах разные, в терцетах использована нестандартная рифмовка). Но я считаю этот стих сонетом по 14-строчности, по тематике, по логической структуре.
Мария Антоновна Смирнова 19.03.2009 15:45 Заявить о нарушении
С теплом и благодарностью. Вероника.
Вероника Ткачёва 19.03.2009 15:51 Заявить о нарушении
Кстати, любимое хулиганство моих студенческих лет заключалось в том, что я писала от лица своей подруги письма онегинской строфой, и бедный юноша, которого мы морочили, долгое время не подозревал об этом. Было это очень весело, но и служило хорошей школой. У Юли Поляковой есть интересная переписка в форме сонета с её собеседником на Стихире.
Мария Антоновна Смирнова 19.03.2009 16:03 Заявить о нарушении
Вероника Ткачёва 19.03.2009 16:18 Заявить о нарушении
А если правда... онегинской строфой?
"Весна - такое время года,
Когда распахнута душа,
Когда не мучает невзгода,
И жизнь светла и хороша.
Но как мучительно весною
Знать, что любимый не со мною,
Что там, вдали, он не меня
Встречает на исходе дня"...
Так размышляла героиня
Романа, что напишем мы,
Ещё не выйдя из зимы,
А между тем почти богиня
По гордости и красоте,
По соответствию мечте.
Вот такая чепуховина! Но строфа соблюдена - и ритм, и характер рифмовки, и (здесь это принципиально) соотношение мужских и женских рифм (мужская - последний слог ударный, женская - предпоследний, то есть
жмжмжжммжммжмм). Попробуй! Это жёстче сонета, но упражнение на стихосложение - классное!
Мария Антоновна Смирнова 20.03.2009 17:20 Заявить о нарушении
Жди. С теплом. Вероника.
Вероника Ткачёва 20.03.2009 18:23 Заявить о нарушении
Таис Макс 25.03.2009 14:47 Заявить о нарушении
Вероника Ткачёва 25.03.2009 16:21 Заявить о нарушении