Вопреки злой логике вещей

Служил в полку я конных егерей,
И мне тогда всего лишь двадцать было,
И, вопреки злой логике вещей,
Меня принцесса юная любила.

Но был король и алчен, и суров.
Заметив чувства доченьки, он срочно
Ей отыскал достойных женихов –
Три графа, принц и даже хан восточный.

Пришла одна из ласковых ночей,
Когда луна светила перелескам,
И, вопреки злой логике вещей,
Со мной бежала юная принцесса.

Теперь она моим детишкам мать
И спину гнёт на поле спозаранку,
И научилась прясть она и ткать,
Готовить, как заправская крестьянка.

А если тесть мой, хитрый лиходей,
Уйдя в тот мир, наследство ей оставит,
То, вопреки злой логике вещей,
Вдруг королём простой крестьянин станет.

На площадях запляшет люд простой
И зазвенят напевы старых песен,
А со своей красавицей женой
Я, как на трон, на сеновал залезу.

Зажгутся звёзды каплями огней,
Промчится ночь, как сивая кобыла…
Да, вопреки злой логике вещей,
Меня принцесса юная любила.


Рецензии
Мне очень понравилась песня. С юмором, легкая и мудрая.
Мария, у меня есть вопрос к тебе по стихосложению. Если рифма АББА, то размер должен быть 12-11-11-12, или 12-11-12-11. И может быть в двух четверостишьях разный размер, рифма, конечно, везде одна.

С теплом идружбой. Вероника.

Вероника Ткачёва   19.03.2009 13:39     Заявить о нарушении
Ты имеешь в виду сонет?
Если это просто стих, не связанный форматом сонета, то размер может быть всякий. Строго - в рифмующихся строках один размер (12-11-11-12, если ты имеешь в виду количество слогов, или 10-12-12-10, или...). Если не столь строго придерживаться классического стиха, то ритмический рисунок может быть самый разный.
У себя вспоминаю:
"А может, я моряцкая жена?..
Когда корабль исчез на горизонте,
Я развернула выгоревший зонтик,
Пошла домой и стала жить одна".
10-11-11-10.
Тут в рифмующихся строках одинаковое количество слогов и везде 5-стопный ямб. А - женская рифма, Б - мужская.
Но это у меня, я помешана на правильности стиха, за что меня кое-кто недолюбливает.

Мария Антоновна Смирнова   19.03.2009 14:39   Заявить о нарушении
Спасибо. Я имела в виду просто стих.
А в сонете какой должен быть размер? В классическом, я имею в виду. Потому что, как я понимаю, и здесь можно нарушить правила. Важен результат - гармония, а как этого добился - вопрос второй. Но интересно, как по классике?

Вероника Ткачёва   19.03.2009 14:47   Заявить о нарушении
Кстати, катрен "моряцкая жена" - супер. Где это у тебя?

Вероника Ткачёва   19.03.2009 14:48   Заявить о нарушении
То есть, если подходить строго, где рифмуем, там и должно быть одинаковое кол-во слогов? Если рифма, например, АБАБ, то размер, например, 10-11-10-11, а если АББА, то 10-11-11-10. Я правильно поняла?

Вероника Ткачёва   19.03.2009 14:56   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2008/11/10/2589
Да, именно так. И размер (я имею в виду характер стопы) тот же. Но это нарушается сплошь и рядом. Как в моей "Сказке о дожде": она существует для меня как песня, с ней связана определённая мелодия, от этого строгая норма нарушается. 3-я строка там длиннее и других, и той, с которой рифмуется.
http://www.stihi.ru/2009/03/17/2804
Сейчас глянула - там и рифмы нет.
10-8-12-8 (рифмуются только "восьмёрки").
А сонет... Много вариантов сонетов и "сонетных ересей". Классическими считаются итальянский (петраркинский) и французский сонеты, Шекспир прославил английский сонет. Самый жёсткий: АББА АББА ВВГ ДДГ (два катрена и два терцета), размер - 5-стопный ямб. Это французский, итальянский: АБАБ АБАБ ВГВ ГВГ (в терцетах возможны варианты: ВГД ВГД). В английском АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ (то есть рифмы в катренах разные). Следовательно, существует 3 базовых типа 14-строчников, но и масса отклонений - анапестные сонеты, укороченные и т.п. Я пробовала разные, но классический стандарт связывает, поэтому я использую английский и не только 5-стопный ямб, но и другие размеры. Главное - тематика (обычно тема любви, природы, философская), завершающие строки - вывод, итог.
Возьму свой "сонет":
Вернись в провинцию души,
Где мы с тобой не расставались
И где, прибоем притворяясь,
В тиши шуршали камыши.
Вернись в наш город над Окой,
Где повстречались мы когда-то,
Ещё не ведая утраты,
Ещё не оценив покой.
И окский берег в ивняке
Со створкой крупной перловицы
Пускай тебе почаще снится
В твоём далёком далеке,
И вечно будет след наш виться
На тускло-золотом песке.
АББА ВГГД ЕЖЖ ЕЖЕ, 4-стопный ямб.
Это "сонетная ересь", вариативный сонет - в нём нарушен размер (не хватает одной стопы), рифмы в катренах разные, в терцетах использована нестандартная рифмовка). Но я считаю этот стих сонетом по 14-строчности, по тематике, по логической структуре.

Мария Антоновна Смирнова   19.03.2009 15:45   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Мария! И я согласна, что твои стихи звучат прекрасным сонетом. И потом, кто-то же первый изобрел жесткую форму, почему нельзя изобрести еще и другие формы? Скопирую себе твои ответы, чтобы внимательнее изучить.

С теплом и благодарностью. Вероника.

Вероника Ткачёва   19.03.2009 15:51   Заявить о нарушении
Об этом я спорила уже с несколькими на Стихире, с моим уважаемым Юкой Куарским, мастером сонета и сонетных ересей. Он и онегинскую строфу (пушкинский 14-строчник, применённый в "Евгении Онегине") склонен считать сонетом, а весь этот роман - сонетной ересью. У Пушкина и ямб не тот (4-стопный), и рифмовка своя, ни в какую классику не вписывающаяся (АБАБВВГГДЕЕДЖЖ), но вот логическая структура прослеживается. Но с натяжкой - почему бы и нет? С него, великого, не убудет!
Кстати, любимое хулиганство моих студенческих лет заключалось в том, что я писала от лица своей подруги письма онегинской строфой, и бедный юноша, которого мы морочили, долгое время не подозревал об этом. Было это очень весело, но и служило хорошей школой. У Юли Поляковой есть интересная переписка в форме сонета с её собеседником на Стихире.

Мария Антоновна Смирнова   19.03.2009 16:03   Заявить о нарушении
Да, я читала эту переписку у Юли. Здорово! Может и нам после "Парижа" так "похулиганить"? Я, правда, в сонетах еще не мастер, но очень их люблю. "Евгений Онегин" сплошной сонет? Я, все таки, на твоей стороне. Слишком большая натяжка, а, главное, не воспринимается сонетом совсем.

Вероника Ткачёва   19.03.2009 16:18   Заявить о нарушении
Есть понятие "венок сонетов" - обычно 15, соединённых по какому-то принципу. Если иметь в виду сюжетную связь, то роман Пушкина можно представить как очень большой венок еретических сонетов.
А если правда... онегинской строфой?

"Весна - такое время года,
Когда распахнута душа,
Когда не мучает невзгода,
И жизнь светла и хороша.
Но как мучительно весною
Знать, что любимый не со мною,
Что там, вдали, он не меня
Встречает на исходе дня"...
Так размышляла героиня
Романа, что напишем мы,
Ещё не выйдя из зимы,
А между тем почти богиня
По гордости и красоте,
По соответствию мечте.

Вот такая чепуховина! Но строфа соблюдена - и ритм, и характер рифмовки, и (здесь это принципиально) соотношение мужских и женских рифм (мужская - последний слог ударный, женская - предпоследний, то есть
жмжмжжммжммжмм). Попробуй! Это жёстче сонета, но упражнение на стихосложение - классное!

Мария Антоновна Смирнова   20.03.2009 17:20   Заявить о нарушении
Ну, ты и задания задаёшь! Но интересно! Мне понадобится какое-то время. С налёту, как предыдущие, не получится.

Жди. С теплом. Вероника.

Вероника Ткачёва   20.03.2009 18:23   Заявить о нарушении
Ой,как всё сложно и мудрЁно... Я пишу ,как господь диктует...

Таис Макс   25.03.2009 14:47   Заявить о нарушении
Надежда, это как в музыке, есть блюз, есть рок, есть еще что-то. Музыка пишется по опрелённым канонам. Так же и стихи. Чтобы разнообразить свое творчество интересно изучать разные формы стихов. Но можно писать и "как Бог на душу положит". В этом тоже ничего плохого нет. Иногда даже интереснее получается.

Вероника Ткачёва   25.03.2009 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.