Скамьи на парижских бульварах. М. Башкирцева
Вложение – дело судьбы.
Источник неведом наитий,
Предчувствия или мечты…
Блестящая калька с природы.
Предел экспозиции свет.
Поспешного бегства, ухода,
Одной из осенних примет,-
Скамья…на парижских бульварах,-
Отрезок короткий пути.
Увы, в мировых тех пожарах
Немного смогли и спасти:
Пейзаж с обреченностью листьев;
Картины души – дневники,
С десяток пронзительных писем,
Живые Марины стихи…
На одиночество право
Даётся над чистым листом
Не ради признания, славы, -
Стать истинной жизни Творцом.
Картина «Осень». 1883г.РГМ. Мария Башкирцева.
R.S. Первый катрен -эпиграф к разделу.
Мария Башкирцева (1860-1884) - Русская художница. Родилась близ Полтавы, в богатой дворянской семье. После развода мать забирает Марию в Европу, в Ниццу, много путешествуют – Италия, Испания, Германия, Россия. С 1877 г. живёт в Париже, за 2 года осваивает 6-летний курс в академии Р.Жюльена.
Творческое наследие Марии - более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры, а также «Дневники» (91 тетрадь), опубликованные 2-х томником во Франции (1887г.) и в России (1892г.), принесли ей широкую известность, отразили умонастроения и эстетические веяния последней четверти 19 в., позднее оформившиеся в эстетике декадентства и символизма.
Умерла в 26 лет – простудилась на этюдах к картине «Скамьи на загородных парижских бульварах». Последняя нежная привязанность её– известный всей Франции живописец, ее учитель, Жюль Бастьен-Лепаж. Оба были неизлечимо больны. Сентябрь 1884 года - последняя осень в их жизни.
Вела переписку, как Незнакомка с Ги де Мопассаном весной 1884 г. Мопассан узнал о том, кем была его адресатка только после ее смерти и посетив ее могилу, сказал: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
После революции и двух мировых войн, сохранилось несколько картин.
Марина Цветаева, будучи знакомой с её матерью, посвятила Марии Башкирцевой первый сборник своих стихов «Вечерний альбом» (1910г.)
М.Башкирцева - первый русский художник, чьи картины появились в Лувре.
Одна из её лучших работ, «Встреча» находится в Люксембургском музее Парижа, а в Музее Массена в Ницце есть целый отдельный зал Башкирцевой. Несколько картин хранятся в Русском музее,Днепропетровском, Саратовском, Харьковском художественных музеях.
Картина «Деревенская любовь»
Жюля Бастьена-Лепажа, приобретенная Сергеем Третьяковым на посмертной выставке художника в Париже,получила высокую оценку Стасовым, В.Серовым,хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
http://www.proza.ru/2017/12/31/1501
Алина Алексеева-Маркезин
!!!
Из воспоминаний Амфитеатрова ( известный лит.критик) 1936
О Сувориной А.И. ( второй жены Суворина А.- изаестного публициста и литератора)
Каким пленительным существом должна была она быть в ранней юности! По возрасту она относится к тому яркому поколению русского женства, что в девушках обозначилось историческим именем Марии Башкирцевой. Из остепенившихся в браке и семье Башкирцевых выходили;—;конечно, при условии житейского довольства;—;прелестные интеллигентные дамы: жизнерадостные, остроумные, но несколько скептические и насмешливые, ибо;—;под внешнею беспечностью;—;с большою своею внутренней жизнью, открытою для очень немногих. Многим же позволительно было только догадываться о ней по обычной таким женщинам богомольной религиозности, как будто неожиданной в подобном резвом светском существе, а между тем;—;бывало у иных;—;до экстазов. К этому женскому типу весьма цельно принадлежала Анна Ивановна Суворина, веселая и богомольная, добрая, как хлеб, и вспыльчивая, как порох, благодушная и капризная....
Состарилась не по возрасту. Еще сохранила некоторые остатки природной темпераментной живости в речи и движениях, но от былой красоты ее и следа не оставалось. Даже знаменитые голубые глаза ее выцвели и жалость внушали тревожным выражением, накопившимся в привычке к огорчениям и страхам. А уж и глаза же были!.....
экзальтированных женских типах суворинской беллетристики, которые так нравились Чехову, немало отголосков Анны Ивановны. Да и сам Чехов знал и любил писать этот тип, симпатично взбалмошный и ласково своенравный. Многим ли известно, что «Чайка» должна была быть посвящена Анне Ивановне Сувориной?..
«Я не забыл о том, что обещал Анне Ивановне посвятить „Чайку“,;—;писал Чехов Суворину 4 января 1897 года из Мелихова,;—;но воздержался от посвящения умышленно. С этой пьесою у меня связано одно из неприятнейших воспоминаний, она отвратительна мне, и посвящение ее не вяжется ни с чем и представляется мне просто бестактным».
Между ними;—;Анной Ивановной и Антоном Павловичем Чеховым;—;была долгая, хорошая дружба в кокетливой форме шутливой вражды.
Из воспоминаний А.И.Сувориной
О встрече с Ф.И.Достоевским ( подтверждающие вышеприведенную ее характеристику).....
Вдруг я чувствую легкое прикосновение к моему левому плечу [в Страстном Успенском монастыре в Москве]. Я чуть-чуть оглянулась, думая, что, как обычно, передают свечу к образу. Смотрю — пустая рука. Взглянула вверх, — о ужас — вижу Фед<ор> Мих<айлович>, как всегда, с блестящими проникновенными глазами смотрит мне в глаза и шепчет: "У меня к Вам большая просьба". Я помню, как только его увидала, вскочила с колен и хорошенько не могла еще оправиться, как он говорит: "Обещайте только ее исполнить". И повел меня в притвор. Я ломала себе голову: какая может быть просьба у Достоевского ко мне, тогда еще совсем, совсем молодой женщине, и решила, пока пробиралась с ним к выходу: наверное, он попросит подвезти его в экипаже и старалась сообразить, как надо будет устроиться втроем. "Обещаете?" — настаивал он. Я, успокоившись, что как-нибудь устроимся, говорю с улыбкой, что хорошо, с удовольствием исполню, что он хочет. Он взял мою руку, крепко сжал в своей и сказал: "Так вот что! Если я умру, Вы будете на моих похоронах и будете за меня так молиться, как Вы молились за Пушкина! Я всё время наблюдал за Вами, будете? обещаете?" Боже мой! Я думала, что лучше бы мне умереть, чем это слышать! Мне казалось, что я попалась в каком-то позорном поступке. Ведь я думала, что, кроме меня и Бога, никто не знал и не видал меня... Я страшно сконфузилась, начала бормотать, что я и не думала молиться, где, мол, такой ничтожной молиться о таких людях, как Пушкин... Он перебил меня сурово: "Вы обещаете?" Я пролепетала, что обещаю, и он сразу переменился и повел меня за решетку, так как началась панихида. Я так была сбита, что называется, с панталыка, что стояла совершенно каменной на панихиде и только и думала, что я попалась в чем-то нехорошем <...>
С церковнославянского слово страсти переводится как "страдания".
о двух Аннах Ивановнах- двух женах Суворина, полных тезках.
Все портреты первой жены он, по-понятной причине, уничтожил. вторая умерла она в крайней бедности в эмиграции, пережив сына и мужа на 16 лет. Две страсти-плотская одной и душевные страдания-другой, -обе жены испытали в полной мере.
О страстях: -плотских - Анны Ивановны -первой жены Суворина (пять детей, друг, помощница, единственная любовь Суворина и кровавый 'ад'юльтер на стороне) и о душевных,эмигрантских,-Анны Ивановны, второй жены Суворина, ведь с церковнославянского слово страсти переводится как "страдания".
,
Вадим Константинов 2
Взгляд ясных глаз Её Довольно безучастен...
Как будто пыл Души Почти совсем Утих...
И сложно угадать В покое этом Страсти!..
И зарожденье Чувств Смертельно-роковых!..
19.09.2024.
Свидетельство о публикации №109031404410
Светлана Салайкина 01.10.2023 12:29 Заявить о нарушении
как мало прошлое вписывается в настоящее сейчас, оставшись за чертой проведенной, с которой начался другой отсчет.
Светлана Леснова 01.10.2023 13:44 Заявить о нарушении