Борису, 2
Борису, 2
на http://stihi.ru/2009/03/14/2848
Дорогой Борис!
Надеюсь, то, что скажу, тебя не обидит.
Язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли, слово – для того, чтобы говорить правду. Первое – удел дипломатов. Второе – пишущих авторов. Понимаю, что стихира, эта смесь графоманов и настоящих профессионалов, искателей обывательского общения и жаждущих настоящей творческой реализации, низкопробного быдла и высокой элиты, не совсем то место, где стоило бы публично говорить о том, что тебя больше всего волнует. Но тот, кто боится метать бисер перед свиньями, будет обречен на молчание ягнят. Любое публичное выступление обращено только к тем, кто его в состоянии воспринять, остальных оно не касается. Поэтому и обращаюсь к тебе, ибо уверен, ты поймешь меня правильно.
Меня сильно удручает роль интеллигенции в судьбе России. Историческая безответственность российской интеллигенции оказала злую услугу стране поголовного политического, экономического, культурного и бытового невежества. Нашей нетерпеливой интеллигенции следовало бы осторожнее обращаться с тем взрывоопасным материалом, который находится у нее в руках. Этот материал еще не умеет гореть ровным, продуктивным пламенем, он либо чадит, либо взрывается. Любые социальные реформы, не говорю уже об экспериментах, в стране с традициями многовекового рабства, должны проводиться с великой осторожностью и терпением. Казалось бы именно такой вывод должна была сделать наша интеллигенция изо всех этих русских бунтов, революций, провалившихся реформ. Но нет. Традиции крепостничества, народной воли, большевизма живы в нашей интеллигенции и только они ее и согревают: всегда и все до основания, а затем - …снова до основания. И так – по кругу сотню лет до сей поры.
Прочитал твою заметку и вижу в ней все то же: набившие оскомину, ставшие интеллигентским хорошим тоном анекдоты о советской действительности. И хотя в них нет открытого антисоветского пафоса кулинарных изысканий Наума Сагаловского, но очевидная связь имеется. Должен тебе сказать, что после Жванецкого я действительно верил, что в котлетах не должно быть хлеба. И только позже, почитав кулинарные книги, я перестал верить Жванецкому: котлет без немясного наполнителя не существует, этим котлеты отличаются от бифштексов, например. Наполнитель (кстати, необязательно хлеб) делает котлеты нежнее и сочнее. Поэтому существует огромное количество видов мясного фарша. Но я не о котлетах.
В твоей заметке нет ни слова лжи. Но нет и правды, потому что смещены акценты, неправильно поставлено ударение, не там стоят восклицательные знаки и запятые. Ложь может скрываться не только в словах, но и в знаках препинания, подмигивании, интонации, выражении глаз и даже в повороте головы. И чем правдивее слова, тем убедительнее такая ложь. Не каждый сможет отличить ее от правды. Именно поэтому так опасно интеллигентское слово, если оно безответственное.
Я ведь тоже помню колбасные электрички, вылившиеся в итоге в колбасную эмиграцию. И это правда. Так было. Но ты не над той правдой поставил ударение. Насколько я знаю, согласно официальной статистике страны бывшего СССР до сих пор не достигли того уровня потребления продуктов питания, которые было в СССР на момент его распада, когда даже мыло в Москве выдавали по карточкам москвича. Стало быть, проблема дефицита в СССР не была проблемой производства. Это была проблема способов распределения, т.е. торговли, и, возможно, злого умысла. Ну и, конечно, это была проблема общей бедности России, которая не преодолевается одним скачком или серией революций. Эту бедность нам предстоит преодолевать еще десятилетия, а учитывая хаос в интеллигентских головах, возможно, и столетия. И когда рассматриваешь правду под таким ударением, трудно понять истоки колбасной эмиграции нашей интеллигенции, которая из любого пустяка способна выводить целую философию, чаще всего антисоветского, а сейчас и антироссийского содержания. Впрочем, у вас на Украине – не лучше, насколько я могу судить. Извини, что пишу «на Украине», ибо так по-русски.
В середине и во второй половине 80-х мне часто доводилось бывать в Киеве. После московских проблем со снабжением, киевская жизнь казалась изобильной: пиво и парные цыплята продавались по всему городу. Особенно запомнились пивные автоматы в Гидропарке. Мне казалось, что и в Питере снабжение было лучше, чем в Москве. Во всяком случае, я и сейчас считаю Киев самым удобным для жизни городом, гораздо более удобным, чем Москва или Питер.
Что касается Кампанеллы, коммунизма, капитализма – все эти односторонние мифологии я бы оставил Марксу и Ленину. Нашей интеллигенции, воспринимающей только разрушительную часть любой философии, надо читать Конфуция, научившего жить китайцев, который, может быть, научит и нас. Китайский опыт мне представляется гораздо более ценным для сегодняшней России, чем опыт европейской демократии, до которой нам с коммунистическим, между прочим, Китаем еще шагать и шагать.
С уважением,
Сергей Пресс
14.03.2009 15:52
Свидетельство о публикации №109031403980
Павел Апидамский 17.03.2009 15:45 Заявить о нарушении