о поэтах 4

4. Этапы развития.

Поэты не рождаются случайно.
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

И. В. Тальков

   Попытаюсь объяснить механизм восхождения поэта до роковой черты. Как я уже отмечал, в своём творческом пути, поэты проходят последовательно несколько этапов. Это даёт повод нащупать некоторую иерархию:
1 Неофит (ученик)
2 Состоявшийся
3 Рвущий рамки
4 Познавший
   Для каждого этапа можно определить свойственные только ему критерии. Общим для всех примем выражение мысли. Действительно, мысль, возникшая в мозгу (или, по некоторым теориям, считанная с информационного поля), искрой пробегает по всему осознающему естеству человека. Она уже рассматривалась мозгом и выдаётся обработанной, готовой к укладке в рисунок. По сути, это мантра.
   На 1 этапе ученик, только постигающий принцип работы со словами-энергиями, стремится, – чем быстрее, тем лучше – записать мысль. И правильно, иначе она просто будет насиловать его мозг, сбивать биоритмы. Записав, передав мысль пространству бумаги, он как бы освобождается от неё. Здесь же ему свойственны: свежесть восприятия, порывы, нащупывание своего творческого пространства.
   На 2 этапе поэт определяется в своём пространстве. Не видя ещё границ, Состоявшийся полагает, что оно безразмерно. Здесь проходится несколько подэтапов (о них я писал в «о поэтах-3»). Тоненькие рамки, которые он ломает, находятся скорее в его психике. Работа со словом уже может идти в голове. Появляется практика, уверенность. Затем, по мере оформления картины, работа переходит на бумагу, но сразу в объёме, не как у неофита. В какой-то момент он ощущает рамки (интуитивно, если не пытается начать самостоятельное исследование, докапываться до сути).
   Осознав себя замкнутым, он начинает великий поход – переходит на 3 этап – рвущего рамки. Здесь ему не страшна забывчивость образов-картин – он свободно плавает в них. На этот этап также можно выскочить неосознанно. Тем не менее – качества сохраняются.
   Образ (цвето-музыка-слово) вспыхивает и расплывается. Автор не держит его. Образ свободно обрабатывается, перетекает в разные состояния. Это особый этап. Состояние очень близкое сумасшествию. Стоящая подспудно задача – оставаться в своём теле, не находясь в нём. Делаются попытки выйти за свою пространственную структуру, за сформированный автором эгрегор (в данном случае структурированный творчеством организм, в основе которого стоит чистая идея – писать), в дальнейшем, будем называть его микроэгрегор.
   Жизненное пространство совмещается с творческим, человек просто купается в нём, оно становится его обычной жизненно необходимой стихией. Здесь он Бог внутри себя. Он спокойно цитирует свои стихи, потому что живёт в них (и наоборот – они живут в нём – эгрегорный симбиоз), лепит образы, они для него привычны, как дважды два. Он может писать на заказ, может заговорить стихами. Идёт по ситуации. Повторюсь: он не может ничего забыть – всё это в нём уже есть. Совсем не как на 1 этапе, когда не помнят ничего из написанного – согласитесь? В результате сформировалась ложная теория – то, что автор написал, уже его не является. С финансово-социальной стороны – да, с другой же стороны – произведения как бы размазались по стенам его творческого пространства, а он этих стен ещё не видит. В результате, создаётся иллюзия, что написанное ему уже не принадлежит.
   Хотя, находясь на данном этапе развития, автор перестаёт писать, временами он испытывает творческий зуд. Этот зуд сравним с наркотиком. Когда не писать уже невозможно, поэта «ломает», он на «игле» творчества. Творческий зуд периодичен. Когда состояние «ломки» становится невмоготу, он садится за стол и на одном дыхании пишет несколько вещей. Выплёскивает их из себя на бумагу. Написал – отлегло, ощутил достаточность. На стол ложится прекрасный сборник. Автор шлифанул его и… отложил. Всё это должно уйти в файл наработки. И дальше – поиск, мозг не отдыхает ни секунды.
Перерывы между подобными вспышками – катарсисами – всё реже. Сначала это месяц, потом неделя. Потом каждый день. Что дальше? Каждый час, минута! Он рискует умереть за столом от истощения, сгореть. Он может писать томами (Р. Рождественский, Блок, Пастернак). Очень тяжёлым, становится путь
Многотомных поэтов
И суперпевцов.
   А «случайности» рока – так это он сам довёл себя до того. Его микроэгрегор сжался, он задохнулся в нём (не следовало беспечно расходовать бумагу, нужно было знать цену. Стихи выхватывались из-под пера и уходили в печать. Сейчас с печатью и гонорарами сложнее, если не будешь освещать политику определённой касты. Но можно пойти по этому пути и также сгореть. Что и происходит очень часто. Я уже упоминал о таких поэтах. Очень редко доживают до седин даже продавшиися, но внутри они уже сгорели. Сидит седой дяденька и напутствует начинающих поэтов. Чему он их научит, если не понял принципа деления на уровни? Он пишет-пишет и страдает. Эмоция страдания всё равно будет доминировать над сущностью. Но он не отдаёт себе в этом отчёт.
   Возьму на себя смелость посоветовать, как выйти за грань.
   Происходит серьёзный перелом пространства. Он не должен писать на этом этапе, иначе пойдёт по кругу катарсисов и… конец. Задача только видимо, выполнима: перестроить мышление от логического к алогическому, т.е. увидеть то, чего нет в твоём пространстве. А поэты, как известно, очень подметчивые ребята.  Стоит ему раз увидеть, и он всё чаще будет нырять за грани, образно выражаясь, рубить дверь в соседнее измерение. Задача в том, чтобы нырнуть туда самый первый раз. Увидев то, чего он не видел ещё, он напишет новый принципиально образ, рискуя быть не понятым. Значит параллельно нужно донести этот образ. Есть версия, называемая «зеркало» – через свои произведения автор отдаёт свою энергию читателям, и она, отражаясь, возвращается к нему – чем больше отдал, тем больше взял (хотя на переломе 3 и 4 этапов, вступает в силу иная физика, иные законы сохранения энергии, – т.е. прогрессивное  усиление через зеркало-грань к читателям, и ещё более усиленный заряд от читателей к автору). Исходя из этого, образ должен быть донесён. Возможны варианты, как это сделать. Первый, это «пробивать» свои вещи, уговаривать печатать, доказывать целесообразность, сублимировать энергию творчества в энергию продвижения, попутно взять ученика, воспользоваться его энергетическим потенциалом (симбиоз). Второй вариант, по-моему самый правильный, сделать сборник из файла наработок, куда он всё откладывал, когда ломал рамки. Этот файл – проводник к его уровню восприятия. Возможно всё это лишнее. Познавший – представитель высшего уровня Мастеров. Стихи его, по сути, готовые программы, которые понимаются на всех уровнях. Этап «Познавший» – трудно достижим. Об этом можно почитать в книгах по эзотерике (некогда тайные знания). Возможно, чтобы достичь его, нужно  бросить физическое тело. Не на него ли уходят убитые поэты (Тальков, Цой, Есенин, Маяковский). Вполне возможно, поэт уже знает, что его убьют, но пускает это на самотёк, как должное при переходе.
   Так что следует осторожнее обращаться со Словом, ещё только ступив на первый этап. И постепенно продвигаться к третьему. Иначе, для чего всё это нужно? Стать дешёвеньким рифмоплётом? Состояние настоящего Мастера – тело ходит, душа в поиске. Поднимитесь над телом и увидьте иллюзию. Жизнь – движение, поэтому стоит подниматься по иерархии, нарабатывая в себе определённые качества. Иначе не стоит и начинать.
   Всё это довольно трагично, но конец неминуемо один. Коль скоро вы встали на этот путь, может стоит попробовать ступить за пределы?

PS Всё вышеописанное лучше всего отнести к моей персональной шизе...


Рецензии