Теория музыки в шутливых рифмах
Пять линеечек для нот - место каждый звук найдёт.
В НОТНОМ СТАНЕ счёт линеек
снизу вверх - всякий сумеет.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ - в нём нота «СОЛЬ»
всем остальным играет роль.
Он называется ключ «СОЛЬ»,
где нотам жить - его контроль.
Звуков много разной высоты,
Как в толпе - высоких,средних,низких.
Чтоб достигнуть смысла , красоты ,
выберет МЕЛОДИЯ лишь близких.
Клавиатура пред тобой.
Чем выше - вправо звуки строй.
Чем ниже - влево пошагай,
порядок их запоминай такой :
до-ре,ми-фа,соль-ля,си-до - то вверх,
а вниз : си-ля ...
Звук я слышу, ноту - вижу.
Изучу - к ним стану ближе :
иль спою , или сыграю - разницу уж понимаю :
звуки в воздухе ЗВУЧАТ,ноты - пишутся в тетрадь.
НОТА и ЗВУК носят имя одно
в честь ВЫСОТЫ , что навечно дано.
Если же ЗВУК вроде тот же звучит ,
но ВЫСОТА о другом говорит ,
значит и НОТА другая по имени :
в честь ВЫСОТЫ звуку имя , пойми меня .
Говорят, Звукоряд - это звуки встали в ряд .
С ними вместе вверх иль вниз
поднимись , иль опустись.
Соблюдая ПУЛЬС и время, ходят звуки по СТУПЕНЯМ.
ОКТАВА-семья из сестрёнок восьми.
«МИ» - нижняя , значит и верхняя «МИ».
Октава другая ,где «До» начинает,
ВОСЬМАЯ такая же , всё завершает.
Будем краткими сказав,разных много есть октав.
Дорога МЕЛОДИИ всякий раз новая :
скачками , а то - поступенная , ровная.
То вниз ,то взлетает , чуток постоит
- нам неповторимость , блаженство дарит.
ЖИЗНЬ - когда есть сердца пульс .
Всвязи с этим повторим :
Музыкальной будет пусть ЖИЗНЬ :
всё то ,что ПУЛЬС и РИТМ!
РИТМ - длительностей хоровод .
Им ПУЛЬС команды подаёт.
У каждого звука своя ВЫСОТА и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ -
его вторая черта.
ПАУЗА - отдых или молчок ,
ты не молчи только долго,дружок !
Паузы – то «молчаливый отряд».
Там,где поставят,тихо стоят.
Нот не торопят, не лезут вперёд.
Пульс им и звукам команды даёт.
С СИЛЬНОЙ ДОЛИ каждый такт начинается - вот так !
РАЗМЕР у ТАКТА просто узнаём :
считаем сколько равных ДОЛЕЙ в нём.
Слышится чётко СИЛЬНАЯ ДОЛЯ,
а голова ,ТА для ПУЛЬСА контроля.
Определить легко ТАКТА РАЗМЕР:
в этом ДВЕ ЧЕТВЕРТИ, например.
НЕ суетись,слушай ПУЛЬСА удары -
Метод такой очень верный и старый.
Если звуки очень рядом , ПОЛУТОН играть там надо.
ПОЛУТОН плюс ПОЛУТОН - в сумме будет ЦЕЛЫЙ ТОН.
ДИЕЗ повысит на полтона ,
БЕМОЛЬ - понизит в тот же миг ,
БЕКАР - особая персона : он избавляется от них .
Дирижировать ЗАТАКТ снизу , а не просто так.
ЛЕГАТО называется ТО, что не разрывается.
СТАККАТО -остренько стучит
и звук отрывисто звучит.
РЕПРИЗА два раза нас просит сыграть.
«Маркиза» она - как же ей отказать?
Удобная важна АППЛИКАТУРА ,
была чтоб в исполнительстве культура.
Громко ? Тихо ? Как играть ?
Forte, Piano - надо знать !
Когда ступени лестницы - СТУПЕНИ ЗВУКОРЯДА,
занятия по СТОЛБИЦЕ находка и награда.
ЛАД ,ТОНАЛЬНОСТЬ,ГАММА,ЗВУКОРЯД -
эти слова об одном говорят.
ТОНИКА - для звуков командир ,
установит всё и ЛАД и мир.
ТОНАЛЬНОСТЬ - лада высота , особенность и красота.
Устойчивые звуки - важнейший «ключик» в руки.
Вокруг УСТОЯ окруженье - ОПЕВАНЬЕ,
к «магниту тянет» неустойчивое званье.
Напряжённый НЕУСТОЙ разрешается в УСТОЙ .
Это значит - ПЕРЕХОДИТ,
самый близкий путь находит ,
как к магниту ТЯГОТЕЕТ ...Много сил УСТОЙ имеет.
МАЖОР - весёлых звуков ЛАД .
в МИНОРЕ грустно говорят.
Мелодию ГАММЫ усвой и смело вразброс звуки пой !
Ключевые знаки знай , как стишок запоминай :
про бемоли он сперва - си,ми,ля,ре,соль,до,фа.
Строй диезов огласи : фа,до,соль,ре,ля,ми,си.
Параллельных тональностей - ДВЕ.
Их по парам держу в голове.
МАЖОРА МИНОР ниже. Там я МАЛУЮ ТЕРЦИЮ вижу.
ИНТЕРВАЛЫ всюду рядом, слышим их и видим взглядом.
Терции , сексты и чистые все ---
то КОНСОНАНСЫ во всей их красе .
Резко и грязно звучат ДИССОНАНСЫ ,
но и они проникают в романсы :
всё , так как в жизни , есть место всему .
А музыкант , разберись что к чему.
В ОБРАЩЕНЬИ интервала звуки я переставляла.
В интервалах всех легки те ОКТАВНЫЕ скачки.
ОСНОВАНЬЕ!Стань ВЕРШИНОЙ,вариантности причиной .
Знайте , интервал любой ОБРАЩАЕТСЯ в другой :
пары - терция и секста , кварта с квинтой ...
Два объекта - счёт ступеней в них сочти:
равна сумма ДЕВЯТИ.
ТРЕЗВУЧИЕ - три звука - настройка и наука.
В ладу АККОРД такой с любой ступени строй.
В ОБРАЩЕНИЯХ аккордов звуки скачут очень гордо.
СЕКСТАККОРД,КВАРТСЕКСТАККОРД ---
ОКТАВА всех скачков - рекорд.
У АККОРДА каждого ФУНКЦИЯ своя :
роль,назначенье , ГАРМОНИЯ .
Аккорды ГЛАВНЫЕ , они чем славные?
В них слышен ЛАД ! - все говорят.
МАЖОРНЫЕ в МАЖОРЕ , МИНОРНЫЕ в МИНОРЕ ---
такое вот главенство,ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ членство.
ТОНИКА,СУБДОМИНАНТА, ДОМИНАНТА -
ГЛАВНЫЕ аккорды музыканта.
Звуков больше в СЕПТАККОРДЕ , чем в трезвучии.
ОБРАЩЕНИЙ ТРИ - они нам не наскучили.
СИНКОПА --- в ПУЛЬСЕ сбой , АКЦЕНТ там непростой.
РИТМ интересный :ТРИОЛИ для нас
Милые, дружные , как в доле вальс.
СЕКВЕНЦИЯ повторность для МОТИВА,
по звеньям выше-выше .Как красиво !
В другой секвенции шагают звенья вниз...
В диктантах легче с ними , знай и улыбнись.
ТОНАЛЬНОСТЬ ненадолго изменилась -
все знают - она просто ОТКЛОНИЛАСЬ.
МОДУЛЯЦИЯ - сменилась вдруг ТОНАЛЬНОСТЬ,
яркость принесла , оригинальность.
Есть известный закон :
напряжённый ТРИТОН резок,нетерпелив,
неустойчив, красив .
Знает ход свой и путь :в ТОНИКЕ отдохнуть .
Ум.5 СУЗИТ себя .
Ув.4,любя разрешенья закон,
В ШИРЬ пойдёт с двух сторон .
Ритм пунктирный - точки везде
и звуки короткие на поводке .
В азбуке МОРЗЕ звучат так стуки -
Тире и точки - короткие звуки.
Свидетельство о публикации №109031101608