Теория музыки в шутливых рифмах

Что такое Нотный СТАН , знают люди разных стран :
Пять линеечек для нот - место каждый звук найдёт.

В НОТНОМ СТАНЕ счёт линеек
снизу вверх - всякий сумеет.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ - в нём нота «СОЛЬ»
всем остальным играет роль.

Он называется ключ «СОЛЬ»,
где нотам жить - его контроль.

Звуков много разной высоты,
Как в толпе - высоких,средних,низких.
Чтоб достигнуть смысла , красоты ,
выберет МЕЛОДИЯ лишь близких.

Клавиатура пред тобой.
Чем выше - вправо звуки строй.
Чем ниже - влево пошагай,
порядок их запоминай такой :
до-ре,ми-фа,соль-ля,си-до - то вверх,
а вниз : си-ля ...

Звук я слышу, ноту - вижу.
Изучу - к ним стану ближе :
иль спою , или сыграю - разницу уж понимаю :
звуки в воздухе ЗВУЧАТ,ноты - пишутся в тетрадь.

НОТА и ЗВУК носят имя одно
в честь ВЫСОТЫ , что навечно дано.
Если же ЗВУК вроде тот же звучит ,
но ВЫСОТА о другом говорит ,
значит и НОТА другая по имени :
в честь ВЫСОТЫ звуку имя , пойми меня .

Говорят, Звукоряд - это звуки встали в ряд .
С ними вместе вверх иль вниз
поднимись , иль опустись.

Соблюдая ПУЛЬС и время, ходят звуки по СТУПЕНЯМ.

ОКТАВА-семья из сестрёнок восьми.
«МИ» - нижняя , значит и верхняя «МИ».
Октава другая ,где «До» начинает,
ВОСЬМАЯ такая же , всё завершает.

Будем краткими сказав,разных много есть октав.

Дорога МЕЛОДИИ всякий раз новая :
скачками , а то - поступенная , ровная.
То вниз ,то взлетает , чуток постоит
- нам неповторимость , блаженство дарит.

ЖИЗНЬ - когда есть сердца пульс .
Всвязи с этим повторим :
Музыкальной будет пусть ЖИЗНЬ :
всё то ,что ПУЛЬС и РИТМ!

РИТМ - длительностей хоровод .
Им ПУЛЬС команды подаёт.

У каждого звука своя ВЫСОТА и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ -
его вторая черта.

ПАУЗА - отдых или молчок ,
ты не молчи только долго,дружок !

Паузы – то «молчаливый отряд».
Там,где поставят,тихо стоят.
Нот не торопят, не лезут вперёд.
Пульс им и звукам команды даёт.

С СИЛЬНОЙ ДОЛИ каждый такт начинается - вот так !

РАЗМЕР у ТАКТА просто узнаём :
считаем сколько равных ДОЛЕЙ в нём.

Слышится чётко СИЛЬНАЯ ДОЛЯ,
а голова ,ТА для ПУЛЬСА контроля.
Определить легко ТАКТА РАЗМЕР:
в этом ДВЕ ЧЕТВЕРТИ, например.
НЕ суетись,слушай ПУЛЬСА удары -
Метод такой очень верный и старый.

Если звуки очень рядом , ПОЛУТОН играть там надо.

ПОЛУТОН плюс ПОЛУТОН - в сумме будет ЦЕЛЫЙ ТОН.

ДИЕЗ повысит на полтона ,
БЕМОЛЬ - понизит в тот же миг ,
БЕКАР - особая персона : он избавляется от них .

Дирижировать ЗАТАКТ снизу , а не просто так.

ЛЕГАТО называется ТО, что не разрывается.

СТАККАТО -остренько стучит
и звук отрывисто звучит.

РЕПРИЗА два раза нас просит сыграть.
«Маркиза» она - как же ей отказать?

Удобная важна АППЛИКАТУРА ,
была чтоб в исполнительстве культура.

Громко ? Тихо ? Как играть ?
Forte, Piano - надо знать !

Когда ступени лестницы - СТУПЕНИ ЗВУКОРЯДА,
занятия по СТОЛБИЦЕ находка и награда.

ЛАД ,ТОНАЛЬНОСТЬ,ГАММА,ЗВУКОРЯД -
эти слова об одном говорят.

ТОНИКА - для звуков командир ,
установит всё и ЛАД и мир.

ТОНАЛЬНОСТЬ - лада высота , особенность и красота.

Устойчивые звуки - важнейший «ключик» в руки.

Вокруг УСТОЯ окруженье - ОПЕВАНЬЕ,
к «магниту тянет» неустойчивое званье.

Напряжённый НЕУСТОЙ разрешается в УСТОЙ .
Это значит - ПЕРЕХОДИТ,
самый близкий путь находит ,
как к магниту ТЯГОТЕЕТ ...Много сил УСТОЙ имеет.

МАЖОР - весёлых звуков ЛАД .
в МИНОРЕ грустно говорят.

Мелодию ГАММЫ усвой и смело вразброс звуки пой !

Ключевые знаки знай , как стишок запоминай :
про бемоли он сперва - си,ми,ля,ре,соль,до,фа.
Строй диезов огласи : фа,до,соль,ре,ля,ми,си.

Параллельных тональностей - ДВЕ.
Их по парам держу в голове.
МАЖОРА МИНОР ниже. Там я МАЛУЮ ТЕРЦИЮ вижу.

ИНТЕРВАЛЫ всюду рядом, слышим их и видим взглядом.

Терции , сексты и чистые все ---
то КОНСОНАНСЫ во всей их красе .

Резко и грязно звучат ДИССОНАНСЫ ,
но и они проникают в романсы :
всё , так как в жизни , есть место всему .
А музыкант , разберись что к чему.

В ОБРАЩЕНЬИ интервала звуки я переставляла.
В интервалах всех легки те ОКТАВНЫЕ скачки.

ОСНОВАНЬЕ!Стань ВЕРШИНОЙ,вариантности причиной .

Знайте , интервал любой ОБРАЩАЕТСЯ в другой :
пары - терция и секста , кварта с квинтой ...
Два объекта - счёт ступеней в них сочти:
равна сумма ДЕВЯТИ.

ТРЕЗВУЧИЕ - три звука - настройка и наука.
В ладу АККОРД такой с любой ступени строй.

В ОБРАЩЕНИЯХ аккордов звуки скачут очень гордо.
СЕКСТАККОРД,КВАРТСЕКСТАККОРД ---
ОКТАВА всех скачков - рекорд.

У АККОРДА каждого ФУНКЦИЯ своя :
роль,назначенье , ГАРМОНИЯ .

Аккорды ГЛАВНЫЕ , они чем славные?
В них слышен ЛАД ! - все говорят.

МАЖОРНЫЕ в МАЖОРЕ , МИНОРНЫЕ в МИНОРЕ ---
такое вот главенство,ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ членство.

ТОНИКА,СУБДОМИНАНТА, ДОМИНАНТА -
ГЛАВНЫЕ аккорды музыканта.

Звуков больше в СЕПТАККОРДЕ , чем в трезвучии.
ОБРАЩЕНИЙ ТРИ - они нам не наскучили.

СИНКОПА --- в ПУЛЬСЕ сбой , АКЦЕНТ там непростой.

РИТМ интересный :ТРИОЛИ для нас
Милые, дружные , как в доле вальс.

СЕКВЕНЦИЯ повторность для МОТИВА,
по звеньям выше-выше .Как красиво !
В другой секвенции шагают звенья вниз...
В диктантах легче с ними , знай и улыбнись.

ТОНАЛЬНОСТЬ ненадолго изменилась -
все знают - она просто ОТКЛОНИЛАСЬ.

МОДУЛЯЦИЯ - сменилась вдруг ТОНАЛЬНОСТЬ,
яркость принесла , оригинальность.

Есть известный закон :
напряжённый ТРИТОН резок,нетерпелив,
неустойчив, красив .
Знает ход свой и путь :в ТОНИКЕ отдохнуть .
Ум.5 СУЗИТ себя .
Ув.4,любя разрешенья закон,
В ШИРЬ пойдёт с двух сторон .

Ритм пунктирный - точки везде
и звуки короткие на поводке .
В азбуке МОРЗЕ звучат так стуки -
Тире и точки - короткие звуки.


Рецензии