Трансатлантический диалог о судьбах литературы
Дорогие друзья.
Литературное Сообщество «Психоделика» предлагает обсудить вопрос о настоящем состоянии русской литературы, о её перспективах и тех путях, которые ей предстоит пройти в ближайшем будущем.
Поводом к сегодняшнему разговору послужило эссе Алексея Цветкова, посвященное современным проблемам мировой и, в частности, англоязычной, литературы. Чёрный Георг откликнулся на данную статью, переведя проблему в плоскость русскоязычной литературы, но по неизвестным причинам его ответ на сайте Института Катона до сих пор опубликован не был.
Предлагаем вашему вниманию оба материала и приглашаем к участию в обсуждении вопросов, принципиально важных для всех авторов, серьёзно относящихся к своему творчеству.
Смарагда
(Литературное Сообщество "Психоделика")
_____________________________ Алексей Цветков _____________________________
___________________________ В густой тени Гомера ___________________________
Если сравнить нашу жизнь с жизнью относительно недавних предков, легко увидеть, что мы отказались от многих занятий, занимавших столь важное место в их ежедневном существовании, и нашли себе новые. Мы больше не охотимся на мамонтов. Мы практически прекратили человеческие жертвоприношения, по крайней мере в культовых целях. На моей памяти не было ни одной экспедиции в Крым за солью или за океан в поисках удобного для колонизации материка. Но мы по-прежнему пишем стихи. И делаем это, судя по всему, в угрожающих для планетарной экологии масштабах.
Вот некоторые тревожные статистические данные — из жизни англофонов, чтобы лишний раз не ужасать русскоязычную аудиторию ее собственным кризисом. В интернете можно найти около 300 тысяч поэтических сайтов. Только в США работают и публикуют плоды своего творчества тысячи поэтов, в год выходит примерно тысяча поэтических сборников. Между тем, как отмечает в журнале American Spectator Том Бетелл, в 1941 году поэтов в США было чуть больше полутора сотен.
.........................................................
Поэзия, если говорить начистоту, рынку не нужна, она пришла из глубины времен, когда роль рынка в нашей жизни была гораздо более ограниченной, чем сегодня. В те времена она была совсем не так бесполезна, как при Одене: звала героев на бой, воспевала подвиги павших и, что уж греха таить, превозносила спонсора, то есть деспота, обеспечивая себе тем самым содержание. Попытка приспособить ее к нуждам среднего класса оказалась куда более трудной, чем завоевать в свое время любовь городского люмпен-пролетариата. Средний класс слишком далек от героизма и деспотизма.
Система грантов и стипендий как раз и пытается компенсировать этот недостаток — в результате ей действительно удалось перековать вековой меч на орало для среднего класса. Одна беда, никакого интереса сегодня средний класс к поэзии не испытывает, за исключением самих поэтов, которых тоже удалось записать в средний класс путем дотаций.
Есть еще любопытное рассуждение о современном искусстве, принадлежащее перу экономиста Томаса Майера и лишь отчасти шуточное — его аргумент, правда, относится к музыке. Теоретически композиторская деятельность должна в недалеком будущем прекратиться, поскольку существующий репертуар постоянно растет и в верхней части спектра, из-за скопления гениев, становится все менее уязвимым для дальнейшей конкуренции. Если ты не в состоянии оторвать аудиторию от Баха или Шопена, то к чему стараться?
На практике все вышло иначе, композиторы стали себя позиционировать не по отношению к Баху, а в стороне от него: мы дескать, не пытаемся быть лучше, мы хотим быть другими. Пока их самих это позиция устраивает, а дотации не оскудевают, проблема слушателя остается чисто академической. Вот вам, перефразируя Ницще, рождение постмодернизма из духа музыки.
Примерно то же самое произошло и с поэзией — с той разницей, что поэзия еще более кумулятивна, чем музыка, ее репертуар простирается в почти незапамятное прошлое. И пишущий сегодня поневоле отрекается от этого наследия, ищет альтернативы и объявляет ее легитимным поиском новых путей.
Еще никогда за всю историю искусства он не открывало нам столько непройденных дорог. И никогда контингент желающих последовать за первопроходцем не был столь скуден.
Дата публикации: 9 марта 2009
полный текст статьи http://www.cato.ru/pages/69?idcat=698&parent_id=610
_____________________________ Комментарии Чёрного Георга _____________________________
Алексей, Вы попытались обрисовать здесь некоторые тенденции, свойственные мировой литературе (и в частности поэзии) в целом, при этом бросая взгляд на предмет, находясь по отношению к нему несколько снаружи, - в том смысле, что Вы исходите не из каких-то общепринятых и зафиксированных в литературоведении или культурологии тенденций, а пытаетесь сделать альтернативные обобщения - и издали увидеть и прокомментировать - куда ведут "дороги в Рим", - а ведут они вовсе не в Рим, как выясняется, а одни - в Элладу, другие - в Малую Азию, третьи - вообще за пределы ойкумены.
Я не стану говорить много о правильности (либо наоборот) такого взгляда, - достаточно того, что он вполне правомочен. Я хочу лишь сделать небольшое дополнение - по поводу современной ситуации с русскоязычной литературой, которая в некотором смысле продолжает находиться в противофазе к мировой. Дело в том, что русская литература (правильнее, конечно, называть её русскоязычная, ибо пишется она сегодня не только в России или странах бывшего Союза, но и во многих других, куда наши соотечественники разбрелись и продолжают разбредаться) с одной стороны испытывает ни с чем не сравнимый расцвет - благодаря появившимся сетевым возможностям, а также свободе слова, - и в ней сегодня можно отыскать таланты, не уступающие лучшим поэтам не только серебряного, но и золотого века. А с другой - для русской словесности наступили мрачные времена, - подобных коим не было со времён Слова о полку Игореве, - в том смысле, что практически все официальные журналы, сайты и другие источники, долженствующие способствовать популяризации и расцвету последней - своими функциями пренебрегают, поддерживая лишь небольшую группу избранных, при этом калибр этих "избранных" несоизмеримо меньше калибра тех малоизвестных, но великолепных, писателей и поэтов, которых в сети можно обнаружить, - только их официальная русская литература упорно не желает замечать.
Даже во времена сталинской жёсткой цензуры не было стольких злоупотреблений и такого размаха откровенной коррупции среди тех, кто сидел на воротах к литературным кормушкам. Поэтому происходит любопытный процесс: массовый читатель разуверяется в том, что среди авторов остались подлинные таланты, соразмерные с великими классиками прошлого, - и литературные журналы его в этом всё больше и больше убеждают, предлагая низкопробный эрзац вместо настоящей поэзии (а равно и прозы). Конечно, это бьёт и по популярности самих макулатурных изданий: их тиражи в недалёком будущем сократятся до абсолютного нуля. Но временщикам-редакторам до этого дела нет, - они вперёд дальше чем на год-два не загадывают. Зато очень многие великолепно пишущие авторы серьёзно страдают от синдрома невостребованности, - и уходят, уходят, уходят, - расчищая место для тех самых - не слишком талантливых, но зато "попавших в обойму" - авторов, которых нам предлагают в качестве creme de la creme русской литературы (и на чьи произведения даже лес изводить - кощунство).
Многие сегодня жалуются на то, что "поэзия, якобы, не может быть коммерчески состоятельной". Это неправда, разумеется. Существует множество прекрасных авторов, книги которых могли бы раскупаться с большим успехом, - нo их никто не хочет издавать; - журналы и поэтические сайты зачастую боятся даже для пробы их произведения напечатать, - ибо прекрасно понимают, насколько мощно они бы моментально потеснили всех редакторских любимчиков и кумиров.
Как это странное противостояние разрешится - я не знаю, поскольку в мировой литературе подобных примеров откровенного игнорирования лучших представителей литературной плеяды мелкопоместными издателями и редакторами до сих пор не существовало. Но очевидно одно: кризис приближается, а с ним и неминуемая развязка, - и, возможно, всё произойдёт даже быстрее, чем нам сегодня может представляться. Но не стоит занимать удобные места в креслах - для того, чтобы это наблюдать. Куда честнее и мужественнее - принять посильно-активное участие в свержении ига безответственных и нечистых на руку махинаторов, заправляющих сегодня официальными русскоязычными источниками литературы. На баррикады, друзья!
Чёрный Георг
09.03.2009
Свидетельство о публикации №109031000002
ЧГ
.
____________________________ Кирилл Анкудинов ____________________________
_________________________ НОВЫЕ ВРЕМЕНА: ТРЕТЬЯ СИЛА _________________________
Выдалось время, и... прошу прощения за пафосность, ангажированность и проч. выбранной темы, но я хочу поговорить о культурной политике в свете последних событий.
Для начала рассмотрим, какая культурная политика практиковалась в "путинское восьмилетие".
В это восьмилетие не велось никакой культурной политики вообще - причём такая стратегия по отношению к культуре была выбрана сознательно (судя по всему).
Даже когда Путина спрашивали: "Какой литературный жанр вам нравится?" - он отвечал: "Не скажу, чтобы все писатели не бросились в этот жанр". Я уж не говорю о том, что на каждой встрече с литераторами Путину непременно намекали на необходимость господдержки в области литературы, и Путин всегда отвечал отказом.
В этом была логика: надо было стабилизировать пост-ельцинскую Россию, а культура - всегдашний источник волнений и потрясений. Дистанцировавшись от культуры, государство подморозило (точнее, подглазурило, подгламурило) её.
Теперь явились другие времена, требующие совсем иного.
Посмотрим на современную российскую культуру.
В ней безусловно различимы две сильных структуры - "массовая культура" и "высокая культура", и более, пожалуй, не различимо ничего.
"Массовая культура" выживала как могла - и выжила ценой высочайшей структуризации и почти абсолютной неизменности.
"Высокая культура" тоже выживала как могла, тоже выжила, тоже за счёт структуризации. В литературе, например, "высокая культура" структурировалась вокруг "толстых литературных журналов".
Всё прочее, в общем, не выжило...
"Российская массовая культура", она же "российская поп-культура", она же "российская попса" (в т.ч. "литературная попса") имеет много плюсов - она легкоусвояема, она мобилизуема, она, как правило, верна государству. У попсы есть только один минус - она галимая. И это знают все. Даже тот, кто в жизни не кушал ничего, окромя попсы, понимает (сознательно или бессознательно): "попса - галимая". За Петросяна никто воевать не будет. И за Дарью Донцову никто воевать не будет.
"Высокая культура" - совсем иное. Но тут другая проблема: пока она была предоставлена себе и выживала, в неё были встроены шурупы... скажем так, несколько чужеродного свойства - и теперь она (едва ли не вся) держится на них.
Тот же Алексей Цветков-старший, который в последний месяц исчерпывающе показал себя (и будет показывать себя впредь)... Цветков - (сейчас) плохой поэт, но идеологический работник он хороший. И Цветков работает вовсю - как идеологический работник. Однако Цветков - не только моральный авторитет и эстетический образец. Фактически он стал "начальником отдела кадров" для солидного сегмента "высокой культуры". Он даёт рекомендации в литжурналы, он формирует общественное мнение, он растит поросль и делает это вполне успешно.
Теперь поглядим, что получилось. С одной стороны - Петросян, с другой стороны - Цветков со своими идеалами, а между ними - чисто поле. Эдакий культурный перепад сотворит такой сквозняк, что им выдует всё. Собственно говоря, подобный перепад культур уже был в царской России; он привёл к 1917-ому году; сквозняком выдуло всю "старую Россию".
Я против цензуры и препон. Сейчас Цветков публикуется в литжурналах по пять-семь раз в год; пусть он будет публиковаться там хоть тридцать шесть раз в год. Не надо замазывать и закрывать имеющиеся отдушины, надо делать новые отдушины, чтобы их было много-много-много.
В современной российской литературе совсем нет "вертикальной мобильности", нет "лифтов вверх". В итоге - несколько поколений выброшены на свалку. Люди спиваются, сходят с ума, гибнут из-за невостребованности, из-за того что никому не нужны. Я - свидетель всего этого.
Есть мощнейшая "третья сила". Те авторы, которые не принадлежат к "массовой культуре", потому что не попадают под её форматы, да и не хотят принадлежать к ней. Но к "высокой культуре" эти авторы тоже не принадлежат. Для "патриотических изданий" они пишут слишком сложно, слишком интеллектуально, слишком динамично, слишком по-городскому; для "либеральных изданий" - слишком просто, слишком понятно, слишком необычно (или слишком обычно), слишком неформатно - а чаще всего просто не смогли обзавестись нужными связями и потому не пропущены никуда.
В Майкопе есть, как минимум, один прозаик (Серебряков) и три поэта (Адельфинский, Заволокина, Редькин), которые вполне могут прилично смотреться на общероссийском уровне. Плюс имеется десяток "подающих надежды" авторов. Редькина заметили, потому что он молод. Адельфинского же вне Майкопа я могу опубликовать лишь в своём ЖЖ да на сайте "Стихи. Ру", и более нигде. А сколько таких невостребованных по всей России...
Отмечу: разумеется, цветковы и кузьмины будут твердить: "Это плохие авторы". Отчасти они будут правы, а отчасти - нет. Вообще "вопросы вкуса" - топкая трясина. Однако есть разные градации "плохости".
Представим себе охрану, пускающую куда-либо лишь тех студентов, которые получили пятёрку. Те, кто получили единицу - не получили пятёрку. И те, кто получили четвёрку - не получили пятёрку. И те, и другие - не получили пятёрку, и их не пускают. Но с теми, кто получил единицу, всё ясно. А с теми, кто получил четвёрку - ничего не ясно. Может быть, они получили четвёрку из-за личных пристрастий экзаменатора. Может быть, они знали больше, нежели экзаменатор, может быть, мыслили оригинальнее и потому оказались непоняты. Может быть, экзаменатор процедил: "Грамотно, профессионально, но чего-то такого-эдакого здесь не хватает..." - и влепил четвёрку.
В современной литературе бесконечно много таких "хорошистов". Надо делать ставку на "хорошистов" - чтобы они всей своей непомерной массой задавили бы цветковых и кузьминых. Если Цветковы-Кузьмины возвышаются одинокими маяками, все тянутся за этими маяками, поскольку других маяков нет. А если разнообразные маяки со всех сторон - красные, белые, зелёные, фиолетовые - это совсем иной расклад. Если на "Цветков - гений" раздаётся: "Адельфинский - гений", "Караулов - гений", "Чёрный Георг - гений" - и всё это АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ... вот тогда Цветков-Кузьмин теряет способность быть Лорелеей.
Не надо идиотских писем "с подписями Битова и Искандера", не надо акопяновских "духовных смершей" и прочих дивертисментов. Надо только, чтобы была выстроена культурная структура, независимая от оценок и мнений Цветкова, Кузьмина и проч. И разве мало в России авторов, которые ЗАХОТЯТ встроиться в эту структуру? Думаю, что очень много.
Должны быть новые литературные проекты, поддерживаемые (финансируемые, курируемые, раскручиваемые) государством - и открыто, и прикрыто - через (как бы) частные структуры. Только не следует отдавать их на откуп чиновникам-дуболомам, двадцать лет не видевшим в глаза поэзии. Пускай работают продвинутые эксперты, умеющие отличить Айзенберга от Вексельберга и способные конкурировать с тем же Кузьминым. Эти эксперты должны отделять "хорошистов" от "двоечников" и делать "хорошистов" "СВОИМИ отличниками". .
http://kirillankudinov.livejournal.com/286455.html?thread=6069751#t6069751
Вселенная Чёрного Георга 03.04.2009 02:22 Заявить о нарушении
Марина Ратнер 03.04.2009 16:31 Заявить о нарушении
Черный Георг 04.04.2009 00:20 Заявить о нарушении