Золотое сечение
Зависят наши ощущения,
Даже при созерцании раскраски зебры,
От её золотого сечения.
Такое волшебство, хоть и вроде пустяк,
Когда членение хорошее -
То относится бОльшее к меньшему так,
Как вместе к бОльшему.
Двенадцатый век, а о золотом сечении
Знают и русские земли,
Не бывает краше, изящнее и священнее
Храма Покрова на Нерли...
О золотом сечении с давнишнего века
Знали, Творец не глуп.
Задает пропорцию в фигуре человека,
Вы представляете, пуп...?
Так же и отдельные органы человечьи.
Вот, предплечье к плечу -
Та же пропорция - рука к предплечью,
В тютельку, хочу-не хочу...
Оптимальна же и крепость для лечения
Русским питьём-радостью,
Соответствует норме золотого сечения,
Примерно, сорок градусов.
А в головах людей, не верь коль охота,
Этого всё никак не пойму -
И тут единица и шестьдесят две сотых -
Отношение глупости к уму...
Свидетельство о публикации №109030702138
Вы уж простите меня, но ещё я заглянула в написанные Вам ранее рецензии - не хотела повторяться насчёт техники Ваших стихов.
У меня, в своё время, когда я училась, был по архитектурному проектированию преподаватель - чудеснейший дядька, одна из многих заслуг которого (во всяком случае для меня) была та, что он задал мне изначально, как я теперь считаю, "правильный старт".
Рассказывая нам о "Золотом сечении" он говорил:
- Золотое сечение - это основное правило игры. Не зная правила игры - Вы никогда не сможете нарушить его.
А потом, повернувшись ко мне и глядя поверх очков, с напором спросил меня:
- Милочка, Вы хотите быть серой мышью?
И после короткой паузы:
- ...и учтите, Вас не спасёт Ваша красивая мордашка...
Так, Михаил, я потом всю жизнь была обречена на дотошное изучение любого вопроса, который вставал передо мной в жизни...
В том числе и когда начала баловаться стишками... Прежде, чем написать свой первый свободный стих, я изучила (да что там - изучила! Изучаю и буду изучать!) технику классического стиха.
Мне нравится в этом отношении известный автор учебника, хотя многие говорят, что он устарел, Георгий Шенгели "Техника стиха" http://philologos.narod.ru/shengeli/shengeli.htm
И, ещё, я благодарна Виктору Люсину, автору Стихиры, который моё одно из первых стихотворений, которые я впервые выложила на своей страничке, разложил "по-косточкам" тем самым, показав, как самому можно проверять свой слух.
Например, если Ваше первое четверостишие представить в таком виде, где:
1 - это ударный слог;
0 - это безударный слог, то оно будет выглядеть таким образом:
001000100010100
0101000100
1000010001010
00100100100
А согласно правила ударение должно быть под ударением, т.е единичка под единичкой, нулик под нуликом.
Вот такие вот правила, вернее одно из правил)
А в этом стихотворении у Вас изначально задан интуитивно прекрасный ритм с шикарным дактилическим окончанием!
Но, при всём вышесказанном, на мой взгляд, Вас строгие рамки классического метра, только ограничат. Вам действительно лучше писать свободным стихом, верлибром. Но верлибру научить нельзя - это то, что пишется без правил.
Ваши произведения, опять же на мой взгляд, сейчас выглядят чем то средним между классикой и свободным стихом. Возможно, потому что Вы стремитесь графически к классике, втискивая строчки в ровные столбики, а слова расставляете свободно, без учёта ударений...
Но, в любом случае, чувство слова, красота слова, их взаимосвязь на музыкальном уровне, наполненность мыслью - у Вас великолепные.
Очень рада знакомству.
С уважением, Мила Ластеш
Мила Ластеш 25.06.2009 18:18 Заявить о нарушении
С уважением, Ластеш
Мила Ластеш 29.06.2009 09:04 Заявить о нарушении
на Ваш дельный отзыв (легкая отписка тут не годится). Извините. Сегодня же займусь этим.
С приветом,
Михаил Дарский 29.06.2009 09:38 Заявить о нарушении
Благодарю за посещение, критический анализ и добрые рекомендации. Надо ли полагать что автор, заслуживший (хоть в малой степени) приведенной Вами в конце отзыва похвалы, не знаком с классическими стихотворными ритмами? Однако, стерильное соблюдение канононов не всегда благодатно. Иногда некоторая горчинка, шершавинка усиливает желаемое впечатление. Естественно, не при беглом, а вдумчивом прочтении и соответствующей постановки дыхания и ударений. Но главное для автора, на мой взгляд,-оставаться в собственной стилистике и полагаться на принцип "как слышим - так и пишем, доверяя внутреннему голосу. Разумеется, "огрехи" не должны нарушать пределы орфографии и приличного художественного вкуса.
У авиаконструкторов существует поверье что летательный аппарат, из каких бы замечательных материалов и оборудования он не состоял, не обладая красивой формой хорошо летать не будет. Такая вот неразрывная связь между аэродинамикой и эстетикой, между формой и содержанием. Правда, встречаются и иные взгляды, Помню съездовское высказывание одного авторитетного архитектора во времена споров между приверженцами украшательного и индустриального направлений в архитектуре. По его словам, не бывает случаев, когда люди отказываются въехать в квартиру только потому, что им не нравится внешний архитектурный облик здания...
Михаил Дарский 29.06.2009 16:06 Заявить о нарушении
Продолжу.
Пожалуй, архитектура - наилучший аналог поэзии в том, что касается, если не единства, то гармонии формы и содержания. Вы правы, классика - извечная основа художественного развития. Давайте представим себе сооружение, не важно какого масштаба и назначения. Внутри там всё замечательно - прекрасные картины, росписи поверхностей, рациональная планировка с чётким модульным шагом и пр... А вот снаружи... Колонны портика главного фасада оказались хаотично разновысотными, детали ордера расползлись, стилобат просел... Архитектоника внешнего облика "не прощупывается". Но всё это произведено из добротного материала. Какое впечатление вызывает такое здание? Скверное.
По моему убеждению, сочинение стихотворений подобно творчеству архитектора. В облике произведения должна быть чётко выражена архитектоника (имеется в виду и графика текста).
См. продолжение
Михаил Дарский 29.06.2009 16:32 Заявить о нарушении
Это не означает что строфы непременно должны выглядеть "кирпичами", возможны разные графические варианты, но ритм строф так же важен, как и ритм строк. Кстати достичь этого не менее сложно (обычно труднее), чем ритмичности в строках. Особенно, в Стихире. После прохождения текста через жернова опции "Опубликовать произыведение" оно выползает в растрёпанном виде. Приходится закрывать страницу и уединившись производить "рихтовку" методом последовательных приближений. Вот тут-то и возникает необходимость легкого варьирования ритма в строках. Правда, нередко всё проходит благополучно и без этой операции.
Забыл сказать, ошибаются считающие графический облик произведения элементом второстепенным. Он очень важен в передаче характера, сути и настроения тихотворения. Отказ от этого принципа оправдан только в случаях пародирования или подражательства.
См. окончание.
Михаил Дарский 29.06.2009 16:52 Заявить о нарушении
Думается, даже в произведениях, как бы, отталкивающихся от работ других авторов, приближаясь по теме, манере, лексике, образам к первоисточнику, всё равно, предпочтительно не подражание ему, а сохранение собственной стилистики. Так я пытался поступить в:
http://www.stihi.ru/2006/11/08-1458
Загляните, хотелось бы знать Ваше мнение.
А насчет Вашего предположения о том, что я оставляю без внимания частные и субъективные замечания, скажу - так реагирую только на глупость и хамство. Общение же с Вами интересно и приятно. Надеюсь, оно не ограничится только нынешним случаем.
Кстати, о моем отношении к рецензиям на Стихире можно узнать в:
http://www.stihi.ru/2009/03/03/1414
Уф, помотал меня компище...
Еще раз спасибо и простите мою задержку.
С дорыми пожеланиями,
Михаил Дарский 29.06.2009 17:34 Заявить о нарушении