Кликуша
Дьявол ищет лучших,
И на мне тяжелый грех –
Я пошел в кликуши.
И теперь врагов своих
В злости выкликаю,
Оттого недобрый стих
Не читаю – лаю.
Оттого мои зрачки
На прицел похожи,
Чтобы души рвать в клочки
Под дубленой кожей.
Я друзей не узнаю –
Смотрят исподлобья,
Не хватает мест в раю,
Хватит под надгробьем.
А враги похожи все –
На одну душонку,
Мне желают крепко сесть
На блатную шконку.
Мне на славу наплевать,
На мошну – тем более,
Эх ты, в Бога душу мать,
Как в тюрьме – на воле.
Не лосьоном, тиной с ржой
Ваши пахнут души,
Вот с того-то всем чужой
Я пошел в кликуши.
2007
Свидетельство о публикации №109030600468
Кликуши — люди, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи.
Толковый словарь русского языка Ушакова даёт переносное значение слова «кликуша» — «истерически несдержанный, страстный и бестактный политикан».[1]
Первое сообщение о кликушах относится к 1606 году и сообщает об их появлении в Перми, но сообщения о бесноватых мужчинах и женщинах, не называемых кликушами, встречаются с XI века и особенно усиливаются в XVI веке. Апогей кликушества приходится на XVII—XVIII века и связывается с ростом суеверий на фоне церковного раскола после никоновских реформ. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание кликуши, которая, когда «нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать».
По народным представлениям, во время припадка кликуша говорит от имени дьявола, и поэтому от неё можно получить в этот момент предсказание, узнать о пропажах и т. п. Считалось, что болезнь кликуши возникает как результат порчи, и поэтому в припадке она выкрикивает имя того человека, который «напустил» на неё болезнь. По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали.
В XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш (Пётр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей). Указ 1715 года: «ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать» (то есть допрашивать под пыткой). Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев. Указ 1737 года отметил «в Москве являются по церквям и монастырям кликуши которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются» и подтвердил обязанность архиереев по их розыску, а за недонесение о кликушах установил лишение их священного сана.
Сергей Донец-Ростовский 04.11.2014 10:33 Заявить о нарушении
Рында Татьяна 04.11.2014 21:26 Заявить о нарушении
Сергей Донец-Ростовский 05.11.2014 18:31 Заявить о нарушении
Рында Татьяна 05.11.2014 21:13 Заявить о нарушении
Дмитрий Дарин 05.11.2014 22:27 Заявить о нарушении