Ода Божественной комедии Данте Алигьери

          Эпиграф: Идея комедии–  «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства».
              Д. Алигьери из послания к Гранде делла Скала, властителю Вероны.

Гордыня, сладострастие и алчность
Соединились. В сумрачном лесу               
Блуждает мир, ума не зная знатность,               
Держа мечи с щитами на весу.               
Не божья благодать кумир для мира–               
Ее сменили алчность с жаждой власти               
И правосудия небесного секира               
Не ограждает мир от этой страсти.             
Спасение от низких заблуждений               
Поэт искал в примерах бытия               
В аду, чистилище и в райском завершеньи   
Своих хождений. Жизнь свою кляня               
И пребывая в странствиях, в изгнанье,               
Он рисовал круги загробных царств. 
Примерами своими в назиданье               
Он миру открывал пути от язв               
Земного наслаждения к блаженству –             
Дорогу, по которой мог придти               
Безгрешный смертный к рая совершенству, 
Небес достигнув  на своем пути.
Так миросозерцанье флорентийца            
Сложило ту комедии систему,               
Где ад, чистилище и страшный кровопийца*               
Являют грешникам их прошлого замену,         
Где есть круги  для вечного затменья,               
Для алчности с гордынею забвенья,               
Для адских мук и райских наслаждений,             
Для радостей и страхов бытия,               
В загробной жизни душу сохраня.

• Страшный кровопийца – Люцифер.

 Об идеях Данте в «Божественной комедии»:
« Данте  кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений, как сам он в первой песни «Божественной Комедии», и всем загородили путь к свету  символические звери: рысь — сладострастие, лев — гордыня, волчица — алчность. Последняя в особенности заполонила мир; может быть, явится когда-нибудь освободитель, святой, нестяжательный, который загонит её в недра ада; это будет спасением бедной Италии. Но пути личного спасения всем открыты; разум, самопознание, наука выводят человека к разумению истины, открываемой верою, к божественной благодати и любви ».


Рецензии