Сотворение человека - продолжение
Построение мира и человека
Чуваши в древности не знали, как устроен человек,
Поэтому считали: каменные кости – наш скелет;
С морской водою кровь слилась; с ушами ветер держит связь;
Глаза как Солнце стали… Чуваши всем помочь мечтали. /Никитин Петр 7а класс/
Древние чуваши и народы другие
Стремились проблему одну решить –
Избавить людей от врага народа –
Шуйттаном которого звали они…
Не мог победить его Тура порою,
Ведь Шуйттан всюду лез в дела не свои.
Вот когда Тура в дом пошел за душою,
Злой Шуйттан оплевал дело Бога слюною змеи.
Когда Тура увидел свое творенье,
Человека он вывернул в три мгновенья...
Снаружи красивы мы, как божества,
А внутри в нас капля змеиного зла. /Турандина Наталья 7а класс/
Людей слепили из глины, помню.
Но говорят еще, кости сложили из камня.
Морская вода послужила нам кровью,
Из ветра делались уши, явно.
Глаза – осколки яркого Солнца.
Нам светло на Земле живется. /Ермолаев Саша 7а класс/
Что же такое – тело людское? Этот вопрос не дает нам покоя.
Кости, глаза, уши и кровь – все это создал творитель наш, Бог.
Кости, как камень, крепки и сильны. Глаза – это Солнце, чудеса нам видны.
Уши, как ветер, проходит сквозь них предупрежденье о мире иных.
Кровь – это море, чиста как вода. Соленое море – беда солона.
Человек - часть природы, и в нем испокон веков
Есть камни, море и Солнце, порывы теплых ветров. /Ярдушкин Владислав 7а класс/
Тура сделал человека.
Думал, будет жить три века,
Но тут злой Шуйттан напал
Тут же чудо оплевал. /Губин Павел 7а класс/
Мы - из глины, по древним преданиям.
Кровь была из воды соленой, в страданиях.
Глаза из Солнца, уши – из ветра;
Чуваши так были созданы кем-то.
Но Шуйттан внес во все свой «порядок»,
Разделив с нами часть своего вреда:
Человек лишь снаружи остался гладок,
А внутри он нечистый почти всегда. /Осипова Ира 7а класс/
Мы из белой, Турой, были сделаны глины.
Наши кости крепки, как камень былинный.
Наша кровь чиста, как морская вода.
Наши уши – для звуков ветра всегда.
Наши глазки из яркого Солнца,
Но Шуйттан над творением Тура смеется:
Он испортил белого человека,
Оплевал его. Стал человек калекой.
Тура вывернул тело; снаружи оно красиво, культурно.
Но внутри в нем борьба зла с добром
До сих пор продолжается бурно. /Башлыков Артур 7а класс/
В древности, мифы нам рассказали,
Человека слепили из глины. В деталях:
Кости были из камня всегда;
Кровь чиста, солона, как морская вода;
Уши – веющий ветер по свету;
А глаза сияли, как Солнце! Приметным
Человека творила природа, и потому
Провозгласила ему:
Пусть живет счастливым на свете,
Но никогда - у Шуйттана в дому. /Флегонтова Ольга 7а класс/
В древности говорили, что кость человека – из камня.
Как кровь, в тело боги пустили морскую воду
За то, что она чиста, солона и тепла в любую погоду.
Глаза сотворили из Солнца, за то, что оно всем всегда смеется.
А уши – из ветра вольного,
чтоб слышать, что хочешь,
Но лучше б одно лишь Богу угодное. /Константинова Ольга 7а класс/
В древности предки имели поверье,
Что кость человека состоит из каменьев.
Морская вода – кровь человека.
Ветер – уши,
Предания века чтоб слушать.
Солнце – глаза, их всегда лучисто сиянье.
В целом, предок наш – это божье созданье. /Безрукова Олеся 7а класс/
Когда жили наши предки-чуваши,
Что все мы – из глины, считали.
По другим мифам мы узнали даже,
Что кости – из камня, а кровь – это вода морская.
Уши – ветер; глаза, как Солнце, светом горят
И нам озаряют счастье иль горе сулят.
Но сердце любого скрывает гораздо больше,
Чем кажется нам порой.
И если красив человек, то все же,
Что умен он, не значит, что силен добротой. /Архипов Женя 7а класс/
Тура – это волшебник большой,
Вылепил тело с доброй душой.
Но тут появился злой Шуйттан
И без стесненья его оплевал.
Печалиться Тура вовсе не стал,
Творенье свое выворачивать стал.
Кости – из камня, кровь из воды,
Уши из ветра, и нет пустоты.
Теперь человек снаружи красив,
Но внутри без души словно камень-гранит. /Удяков Дима 7а класс/
Свидетельство о публикации №109030405568
А теперь к интересующим нас вопросам. Я так понял, что предки чувашей были дуалистами на манер древних иранцев, в духе Зороастризма. Тура и Шуйтан (он же, надо думать, шайтан -черт-бес и т.д.) - противодействующая на равных пара. Один создает, другой - пакостит. А демиург не может ничего с пакостником поделать. Бывает часто такое в жизни. Влияние авесты на древних суваров видимо еще в берегов Балхаха? Древнием иранцы (динлины, ди) забирались в Китай аж до Гоби.
Я открыл тома справочников, и воч что обаружил:
1.Туле - демиург, культовый героу народа Занде (Южный Судан, Заир и т.д.)
2.Тур (Тура) - фарси, авеста -мифологический родоначальник туранцев. Кстати, толи дядя, толи двоюродный дедушка реальног персидского принца Зараустры (Зарауштра - Дзарауштра - Дарауштра - Дарий. По ирански - Болшой огонь или что-то вроде этого, царское имя)
3.Чувашский Тура - демиург, вылепивший человека. По спобу производства людей - промежуточный вариант между Риг-Ведой (и Авестой) и Торой (Библией). Тут и глина, тут и использование разных стихий для изготовления частей тела. Только там наоборот - из разныз частей тела божества получились разные касты. Но связь налицо.
Вопрос: а не в одной ли бочке все это когда-то замешано?
Конечно изначальные истоки авсеты и риг-веды не на Балхаше, Инде и Кабуле, а на Балканах, Дону и Кубани (созвучия не случайны, это перенос близких сердцу понятий на новую родину). Но и предки чувашей (вообще тюрок) могли явиться на Балхашщ в берегов Персидского залива (из Элама), которые находились в контакте через Шумер, Акад и Хуритов с Кавказскими и Балканскими племенами бронзового века? Земля то круглая.
На сегодня измышлений хватит. Оставим что-нибудь назавтра.
С уважением, Леонид.
Леонид Фарберов 20.04.2011 21:17 Заявить о нарушении
Северский Донец и Дон (сейчас Волго-Донской канал) - реки, куда ушли серебряные болгары, пока хазары хозяили на территории Великой Болгарии. Болгары мечтали вернуться на свою родину в Предкавказье. Наверняка,были и переговоры, и некие культурные связи, пока не подросли потомки, которые поняли, что мифической родины им не вернуть; тогда они двинулись в Среднее Поволжье. Ведь уже в 922 году царь Алмуш (Алмас) принимал посольство багдадского халифа Муктадира, от которого остались воспоминания Ахмеда ибн Фадлана о Волжской Болгарии (из письменных источников ещё арабские историки Масуди, Ал-Гарнати).
Вообще, переход к осёдлости происходил в период с 7 по 10 век. 300 лет - цикл существования единой политической системы и взглядов. Здесь наблюдается зарождение (примерно 3-4 поколения на столетие), пик и распад идеологии.
Просто лучше помнится последнее. Сначала зороастризм со времени пребывания на озере Балхаш, потом и Библия с её легендами сотворения человека. Помещу карту, чтобы было наглядно.
С уважением, Маргарита.
Маргарита Седова 21.04.2011 10:41 Заявить о нарушении
Маргарита Седова 21.04.2011 11:18 Заявить о нарушении
Маргарита Седова 21.04.2011 11:35 Заявить о нарушении