Камень и воздух с театром связуя...

Он эхо и привет, он веха, - нет, лемех…
Воздушно-каменный театр времён растущих
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех –
Рождённых, гибельных и смерти не имущих.

(О. Мандельштам)



Камень и воздух с театром связуя,
Словом, прикованным к вечному, пьян…
Суть – Прометей, Ариост, Себастьян,
Десятизначность лесов и Везувий,

Голос сошедшихся в точку безумий,
Жизнь из-под лемеха, совесть моя.
Ветром трагедии всласть обуян,
В клёкоте губ наступавших – не умер.

Выточен взгляд – всем не сдавшимся дан,
В росте времён – заживление ран,
Слаженность хора в обыденном шуме.

Приговорённость расплавлена в думе.
Братское время – могучий орган –
В том, кто три степени выстрадал в сумме.         


Рецензии
Спасибо, Юлия! Тут очень важно понимать что для Мандельштама неожиданные переключения с одного времени на другое в стихотворении без всяких объяснений - были духовным оружием против сталинского, текущего времени.
В одной строке:

Он эхо и привет, он веха, - нет, лемех…

Три взгляда на сталина - для одних он - эхо и привет, для других - веха - которую надо пережить - для Мандельштама он - лемех - мотив жертвенности - мотив чернозёма - земли, как последнего оружия, ибо за перепаханностью стальным лемехом - возрождение, урожай духовный - экзистенциальная победа
и о ней следующие три строчки уже в другом времени:

Воздушно-каменный театр времён растущих
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех –
Рождённых, гибельных и смерти не имущих.

Василий Муратовский   15.12.2010 23:01     Заявить о нарушении
Ошибка вышла :)))

Василий Муратовский   16.12.2010 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.