Не потрогать руками...

Не потрогать руками,
но душой разрывая умозрительный контур предмета,
стать душою его…, тихо вея
страданьем своим над веками
прошедшими (сдайся, о Лета!)
стать душою обрыва, к примеру, на лире Орфея,
той струны, что в терзании диком
смерть зарезала вскриком одним:
«Эвридика!» -
я это
умею…


Рецензии
А было ли так? Не пел Орфей Эвридики своей, не посвящал ей песен.
И, в Аид спустившись, не о ней играл на кифаре своей.
Не дерзость отчаянья — что-то другое шепнуло ему: "Воскреси...",
И, может быть, тот же голос шепнул: "Оглянись..."
Он только слушал... И позже, когда — "по сонному Гебру плыла голова", —
Он только слышал: "На Лесбос, на Лесбос плыви,
Пророчествуй вновь,
Свидетельствуй — любовь,
Скоро ни в ком не будет твоей любви".
О, проклят будь Аристей...

Такой вот философский неожиданный экспромт... Вась, мне нравится твоё: "я это / умею" — слышу, что ты это с правом сказал, и не без трепета... Эта концовка выстраивает всё стихотворение (ведь оно как экспромт возникло, да?), делая его — в отношении тебя — вещим...

Максим Печерник   21.08.2009 03:10     Заявить о нарушении
Оно возникло, как психологический эксперимент - известное всем сюжетом - степенью проникновения в состояние предполагаемое тобой, точней твоё состояние втиснутое в героя - родство по принципам распространённости на всех, всегда, везде, как только человек стал и продолжает оставаться человеком - человеческих чувств - в горе, в радости и.т.д., и.т.п. Тут ведь экстремальная ситуация я уже об этом говорил, ведь проще ля-ля тополя, пошёл-пришёл, увидел, победил :))) вот моя деревня, вот мой дом родной... Есть сюжет, есть антураж, избы или скалы - всё равно... Но ЧЕЛОВЕКА в натянутости струны его конкретного по ситуации чувства - нет. Нет внутреннего переживания современного (время какое...) человека - в гладких - бытового уровня стихах... Здесь герой не Орфей легендарный, а стыковка человеческого с человеческим через века и тысячи вёрст разного земного пространства... Проникновение своим сердцем в в ситуацию другого человека... Представить одиночество Иисуса слышащего храп учеников в жуткий Гефсиманский час... Отверженность Мандельштама в миг когда журналист Кривицкий посмел в "вагонзаке" на этапе поднять на него руку - сострадание - герой этого стихотворение и "я это - умею", как птица выпорхнувшая из под ног на одинокой, да ещё над бездной - тропе - и ушла душой освобождённой от чуждого душе, эта наитивная, былым моим страданием состоявшаяся нота - ушла в окоём чаши целокупной - разделённого со всеми человеками, неважно какого горя, будь то мой "вышак" за превышение самообороны или иное - ликов у людского горя - великое множество. Если представить зубную боль Гомера, Данте, Орфея - любого человека, она ведь такая же, как моя и как твоя... Одним словом все эти мои труднопроходимые умозрительные наложения одного на другое, это муляж окружающего, впритык обступившего, модернизованного и лишённого в вышеозначенном смысле человеческого... настоящего - нет дела до поэзии - но в поэзии суть человеческого... набитым брюхом духовного богатства - не заменишь... материал преодоления - жёсткий, мёртвый, сравнимый с породой горной - диктует строке извилистость и пробойность родника, пробившегося через твердь земную в море небесного наплыва... Легче резать штампами вот это так и всё тут, но это сказал кто-то, когда-то - мне не интересно просто повторять, сказанное не мной я вживаюсь в то, что мне близко - даю ему жизнь сегодня в иной форме, озвучивая своим голосом, я этим завещанным всем - живу... Формы сами с собой складываются - новые - когда мне удаётся очень точно выразить то что во мне болит или ликует здесь и сейчас вот в этот самый настоящий миг... Спасибо за разговор. Ничего не правлю. Пусть будет так, как сказал. Спасибо за отклик! Салют тебе читающему и слышащему!!!

Василий Муратовский   21.08.2009 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.