Опыт мореплавания - одним файлом
=================================
ЖИЗНЬ НА ДНЕ
самое трудное в стихах и в жизни это опуститься на дно достичь максимальной устойчивости
чувства и мысли обычно похожи на пузыри в них нет ничего истинного ничего твердого
это либо фальшивый энтузиазм либо такое же фальшивое отчаяние
и в том и другом обычно много самолюбования
человек кипит от любви к себе словно бойлер и принимает этот пар за игру фантазии творческую энергию
устойчивости достигает тот кто ложится на дно как подводная лодка зная что ему уже никогда не всплыть и понимая что никто не пришлет спасательную команду
только такой человек ощущает подлинное спокойствие экзистенциальную устойчивость неподвижность
и только в стихах написанных таким человеком может быть что-то истинное
пока у человека есть будущее он строит иллюзии
человек всегда строит иллюзии о будущем
но если у него этого будущего нет чувства его успокаиваются мысли очищаются
он наконец начинает жить по-настоящему как исконный обитатель подводной стихии
и при удаче может написать неплохие стихи
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИКОЛОГИЯ
бывает такое мягкое благодушное
настроение похожее на большой
дождевой гриб грушевидный
или жемчужный
непросто его превратить в цветок
или хотя бы в траву ту самую
у которой вырастают
листья
ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ
если выкинуть из головы все дела
то останется пустота в которую
смогут проникнуть голоса и краски
самой далекой дали
ты почувствуешь себя парусом
выгибаемым ветром странствий
ты почувствуешь нетерпение
почувствуешь что начинается
приключение
ты помашешь рукой самому себе
и отправишься навстречу то ли
большой удаче то ли большой беде
ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
купите аквариум и дюжину рыбок
все разного цвета
налейте в аквариум дождевую воду
и выпустите в него рыбок
в любом порядке но по одной
кормите рыбок специальным рыбьим кормом
который вы не забыли купить
пойте им песни
разговаривайте с ними на самые разные темы
через месяц возьмите сачок
который вы не купили вместе с аквариумом
но приобрели позднее
вылавливайте рыбок по одной
в любом порядке
и обещайте каждой что вернете ее обратно
если она скажет вам заветное слово
по окончании процедуры у вас наберется
двенадцать заветных слов
из которых сложится отличное стихотворение
главное быть внимательным
и не выловить какую-то рыбку по второму разу
тогда все пропало
ЗЕЛЕНАЯ КОЛЫБЕЛЬ
хочешь назвать лес «зеленой колыбелью»
но останавливаешься и спрашиваешь себя
существуют ли еще колыбели
о да существуют
и модели колыбелей столь же разнообразны
как и модели машин
есть традиционные из ивы и бука
а есть навороченные
класса Делюкс
со съемной электронной каруселью
на которой подвешены картинки
и мягкие игрушки
вибрационной системой укачивания
восемью колыбельными мелодиями
звуками леса моря
мягкой ночной подсветкой
специальными окошками для циркуляции воздуха
и дистанционным пультом управления
да колыбели еще существуют
и пользуются большим спросом
коммерчески успешный товар
но после того как ты это узнал
у тебя почему-то пропадает желание
называть лес «зеленой колыбелью»
а небо «голубой колыбелью»
ясно чувствуешь что время колыбелей прошло
как и время твоего счастливого детства
даже те колыбели
что сделаны из ивы или бука
не оправдают употребление этого слова в стихе
поэтому говоришь ты себе сотри начатое
и открой сайт Lenta.ru
почитай про озоновую дыру
лесные пожары
марсоход «Оппотьюнити»
японских андроидов
рукоположение женщин
в сан епископа англиканской церкви
неожиданный результат конкурса
«Мисс Вселенная»
рост цен на горючее
встречу Большой восьмерки
проблемы связанные с запуском
Большого коллайдера
вот подходящие темы для поэта
вот о чем сегодня нужно писать стихи
если ты выберешь одну из этих тем
поверь у тебя не возникнет никаких трудностей
фразы будут складываться сами собой
если тема настоящая
то и слова придут настоящие
и ты не станешь ломать голову над тем
можно ли в стихах о детстве и лесе
использовать слово
«колыбель»
УПАДОК ВООБРАЖЕНИЯ
еще недавно лет пятьдесят назад
поэты любили сочинять
стихи о природе
о лесах лугах долинах горах
о морях и реках
о цветах и росах
о небе облаках ветре и молниях
и я подумал что лесные стихотворцы
звери и птицы писали наверное
с таким же увлечением
о городе
о домах улицах мостах телебашнях
о трамваях и грузовиках
о самолетах и поездах
о фонарях витринах телефонах
и банкоматах
времена правда меняются
и поэты все больше пишут о городе
об автомобилях мобильниках телевизорах
может быть и животные теперь больше
пишут о природе
о полях лесах саваннах и джунглях
в двадцатом веке как отмечают критики
начался упадок воображения
и когда современный поэт хочет написать
о лесном шуме ему на ум приходит почему-то
шум грузовика лифта или кондиционера
а когда современный скворец хочет написать
стихотворение о трамвае ему почему-то
мерещатся улитки и гусеницы
___________________________
«Упадок искусства лжи» – произведение О. Уайльда.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
вот правило которого следует придерживаться
если ты собрался написать стих
когда тебе грустно пиши о веселом
а когда тебе весело пиши о грустном
так ты сохранишь дистанцию по отношению
к своему настроению
не дашь ему властвовать над собой
а это важно
потому что когда ты пишешь стихи
ты должен быть абсолютно свободным
свободнее самого свободного гражданина
самой свободной страны
поэзия это творение свободного человека
таково определение поэзии
а те кто не согласны с этим определением
подменяют поэзию чем-то другим
воспитанием духовидением
исполнением гражданского долга
игрой ума
волнением чувств
они не способны принять такое определение
потому что они не свободны
но их согласие или несогласие
ничего не значит
для свободного человека значение имеет
только свобода
и он никогда ничего не доказывает
а просто пишет стихи
ОПЫТ МОРЕПЛАВАНИЯ
настраиваешься на классику
рок джаз или поп
четыре стрелки указывают
на четыре стороны света
заранее не знаешь
в какой стороне тебя ждет удача
неведомый штурман
сам выбирает
пункт назначения
на невидимой
карте
тебе остается лишь выслушать
его объяснения и согласиться
опыт приносит с собой
смирение
бывалый капитан знает что
на корабле у него нет
никаких обязанностей
никакой роли
все что нужно чтобы корабль
добрался до цели
сделает таинственная команда
штурман механик
и рулевой
ВО ЛЬДАХ
иногда магнитная стрелка умирает
и не показывает
никуда
ни джаз ни рок ни классика
не могут ее оживить
в безмолвных угодьях
ты собираешь ледяной урожай
твой парусник стоит
затертый льдами
матросы воруют
друг у друга галеты
у некоторых
началась цинга
ДОВЕРЯТЬ
доверять всем
хищным и травоядным
копытным и чешуекрылым
бегающим и пресмыкающимся
стремительным и медлительным
экзотическим и самым обыкновенным
словам
ДРОЗД В БЕРЕЗОВОЙ КРОНЕ
странная береза стоит напротив моего дома
она похожа на букву Y
каждая из ее ветвей раздваивается
ближе к верхушке березы
или ее верхушкам
ветвей становится все больше
они делаются все мельче
на какой-то из них сидит дрозд и поет
я слышу его при закрытом окне
но увидеть его невозможно
он прячется среди листьев
почему он выбрал именно эту ветку
а не другую
чем эта ветка отличается от других
что в ней особенного
если бы я знал то смог бы наверное
отыскать в березовых листьях
и ветку и дрозда
но как я ни вглядываюсь
мне это не удается
и порой мне кажется
что я ошибаюсь
и напрасно всматриваюсь
в березовую крону
потому что дрозд поет
на клене что стоит
по соседству
ТОЛЬКО ТАК
чтобы сказать так
а не иначе
и не по-другому
а только так
нужно сказать
именно так
и никак иначе
никак по-другому
а только так
О МЫСЛЯХ
уступка ясности
ведет к потере связности
в потоке мыслей
хотя и крепко связаны
в потоке мысли
но не ясны
и лишь утратив связь
они яснеют
приобретают форму
и делаются
доступными для
выражения
так выбирать приходится
между горячей
лавой
и валунами
СОННЫЙ РАЗУМ
сон разума рождает чудовищ
фей и эльфов
но сонный разум не рождает
ничего
он похож на отмененный рейс
на высохший фломастер
на диск который не читается
дисководом
сонный разум мыслит всегда
с банальной ясностью
и всегда знает
что говорит
НЕ СПАТЬ ДО УТРА
я решил не спать всю ночь в надежде
что какой-нибудь замечательный стих
ошибется дверью
ночью в моем районе легко заплутать
дома поставлены как попало
и вот я представляю что какой-то
замечательный стих
спешит к Сергею Тимофееву
или к Леону Бриедису
Тимофеев живет в другом районе
а Бриедис в соседнем доме
я часто вижу его на улице
и я думаю почему бы
этому замечательному стиху
не ошибиться районом
улицей домом
ведь ночь так темна
хотя небо ясное и стоит июнь
ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
я написал первое
стихотворение
примерно 1450
дней назад
1 июля 2006 года
с того дня
(это была суббота)
мои стихи не стали
лучше
а я не помолодел
ТРУБНЫЙ ГЛАС
когда-то Бог вещал из купины
из облака
или посылал ангела
чтобы изъявить свою волю
так же поступали и другие боги
те что жили до него
они являлись внезапно
и общение с ними было недолгим
но его последствия могли быть крайне серьезными
для человека или народа
слова бога могли изменить
ход истории
сегодня все происходит иначе
Бог скрывается под землей на границе
Франции и Швейцарии
он кружит по трубам ускорителя
на околосветовых скоростях
и сталкивается сам с собой
он издает крики
и оставляет следы в датчиках
которые архивируются в компьютерах
физики будут годами
обрабатывать полученные результаты
и десятилетиями спорить об их интерпретации
и если даже они придут к единому мнению
извлечь что-то практическое
из их согласия
человечеству удастся нескоро
для поэзии это означает следующее
ничего трансцендентого
никаких богов
никаких символов
говорить только о том что
существует на земле или под землей
и оставляет следы на датчиках
и сетчатке глаз
есть поэзия которая паразитирует
на вере в трансцендентое
она до сих пор тычет пальцем в небо
и хорошим поэтом считается тот
у кого палец выше
по-настоящему хороший поэт однако тот
кто знает что время богов прошло
кто использует пальцы по назначению
чтобы вставить пластиковую карту
в щель автомата
или нажать кнопку на саксофоне
кто слышит голос бога
вещающего из трубы
БЕЗ ВОПРОСОВ
вопрос
если поставить его прямо и честно
заключается в том
что поставить его нельзя
то есть даже если его поставишь
он не будет стоять прямо и честно
даже если будет стоять
что сомнительно
прямота и честность
давно поставлены под сомнение
психоанализом
в правоте которого
по крайней мере в том
что касается прямоты и честности
убеждается всякий
кто внимательно приглядывается
к себе и окружающим
человек теперь не знает
кто за него говорит
и кто он такой на самом деле
наше «я» всего лишь островок в море
или ветка на стволе бессознательного
может быть даже листок
и кто говорит
какой защитный механизм
какая инстанция
какой скрытый комплекс
мы не знаем
все потеряло свою определенность
и вовне и внутри
координаты и импульс элементарной частицы
нельзя измерить одновременно
и вопросы теперь не могут
стоять прямо и честно
а значит нельзя написать поэму
не то что подобную «Аду»
но даже «Зоне» и «Вандемьеру»
нельзя написать поэму
подобную «Пепельной среде»
или «Колыбельной Трескового мыса»
самым уместным конечно
в такой ситуации
было бы
прямо и честно
поставить вопрос о том
стоит ли сегодня вообще заниматься поэзией
но такой вопрос как уже было сказано
невозможно поставить
так как нам хочется
и поэтому
лучше его вообще не задавать
________________________
«Прямо и честно» – джазовая композиция Телониуса Монка. В 1988 году вышел фильм «Телониус Монк: Прямо и честно». Принятый русский перевод выражения Straight, No Chaser не учитывает «барменскую» специфику этого выражения, которое обозначает особый способ приготовления алкогольного напитка.
УЦЕЛЕВШИЙ
благополучие во всех видах
физическом
психологическом
экономическом социальном
хорошо для человека
но плохо для его поэзии
если он занимается поэзией
то есть пытается
писать хорошие стихи
то есть пытается
вывернуться наизнанку
благополучный
во всех отношениях
человек живет будто
елочная игрушка в коробке
обложенный ватой
вывернуться наизнанку
ему крайне трудно
с точки зрения поэзии
он попал в катастрофу
и выжил только благодаря
надувным подушкам
МИР НАИЗНАНКУ
укладываясь спать
и снимая с себя мир
словно перчатку
я случайно вывернул
его наизнанку
и заснув оказался
в том же мире
в каком был и раньше
усталый мул
перепутавший стойло
и пашню
СВОБОДА ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ
поэзия литература слово
это головокружительная возможность
добиться свободы
свободы заровнять все рвы
открыть все ворота
свободы стать независимым от всего
даже от языка
свободы для невероятных приключений
созиданий уничтожений
на которые редко кто отваживается
и даже те кто отваживаются
похоже используют
эту восхитительную возможность
не до конца
О ГРУСТНОМ
Часто ли встречается в хороших современных стихотворениях слово «грусть»?
И если нет, если оно вообще в них не встречается, то стоит ли грустить по этому поводу?
Ведь не грустим же мы о слове «уста», которое уж точно нельзя встретить в современных стихотворениях.
Не грустим мы и о слове «струг», значение которого нам представляется очень смутно.
Зато есть большая вероятность встретить в современном стихотворении слово «гуру» и, может быть, слово «тур».
Во многих стихотворениях наверняка встречается слово «Русь».
Любопытно было бы поискать стихотворения со словами «гурт», «ртуть» и «суть».
И можно поставить сто к одному на то, что есть хорошие современные стихотворения, где употребляется слово «трус».
ПОЭТ-АМФИБИЯ
становление и ставшее
как море и берег
и в море и на берегу
поэт свободно дышит
СОННАЯ МЫСЛЬ
Мысль укладывается спать кроликом под кустом,
бабочкой (вот она села на цветок и сложила крылья),
облаком (вот оно спряталось за другое облако).
Мысль не хочет бодрствовать, не хочет двигаться,
не хочет порхать, бегать, прыгать, думать и говорить.
НЕВОСПОЛНИМОЕ
утренняя серьезность испаряется
с каждым часом
вроде того
как аромат улетучивается
из остывающей чашки кофе
аромат не восполнить
никаким сахаром
и никакой рифмой не восполнить
недостаток серьезности
РЕШАЙСЯ
ну же подними свой топор
и стань дровосеком
подними якоря паруса
и стань моряком
вырой шахту
и стань в ней забойщиком
или проходчиком
посади цветок
или дерево
и стань садоводом
форму надень
и стань полицейским
халат надень
и перчатки
и стань фармацевтом
отмычки возьми
и стань взломщиком
сейфов
скрипку возьми
сработанную Гварнери
или Амати
и стань скрипачом
КАТАСТРОФА НА УРАНОВОМ РУДНИКЕ
речь вязкая как начала баховских пассионов
или порхающая как смычок Гидона Кремера
когда он играет танго Пьяццолы
сегодня не дается ни та другая
день неудачный
на шахте произошел обвал
или взрыв
или прорыв грунтовых вод
работы приостановлены
и похоже надолго
в ожидании ремонтников
администрация занимается любимым делом
смотрит полуфинальный матч
Джоковича и Федерера
ремонтники прибудут не раньше
завтрашнего утра
неизвестно еще сколько времени
им потребуется на расчистку завалов
может быть неделя две
и удастся ли им вообще
возобновить работу шахты
судя по всему это была не мелкая неполадка
а серьезная авария
катастрофа
несмотря на реальную угрозу увольнения
администрация воспринимает
вынужденный перерыв спокойно
даже с видимым облегчением
в полном составе она сидит у экрана
комментирует матч
рассказывает анекдоты
хрустит жареным картофелем
пьет «хейнекен»
между тем заканчивается первый сет
Джокович выигрывает тай-брейк
О ХОРОШЕЙ РАБОТЕ
Удовлетворение сделанным
мешает приняться за новое,
располагает к безделью,
ленивому отдыху.
Так теннисист,
выигравший трудный сет,
следующий часто
отдает без борьбы.
Хорошее – главный враг лучшего.
Хорошо сделанная работа –
ветер, который мешает
идти вперед.
ПРОЛЕГОМЕНЫ КО ВСЯКОЙ ПОЭТИКЕ
начинать нужно с различения
поэзии мысли и поэзии настроения
это различение соответствует
разделению поэтов издателей
читателей и людей вообще
на думающих и чувствующих
поэзию мысли следует разделить далее
на трансвестическую заумную
и метафорическую
первая это всего лишь переодетая проза
грубоватый или смазливый парень
в чулках бюстгальтере платье
с накрашенными губами
напудренным носом
подведенными глазами
накладными ресницами и ногтями
у него не хватило денег
на операцию по смене пола
что сказать о поэзии заумной
на первый взгляд она кажется
восстанием против мысли
но в действительности
в ней нет ничего от настроения
она так же неэмоциональна
как газировка «джоунс»
хотя и приятно щекотит небо
поэзия метафорическая
достойный образец поэзии
она построена
на далеких ассоциациях
и неожиданных сравнениях
«луна стояла у плетня
как краснорожий фермер»
прекрасный пример такой поэзии
принадлежащий он Хьюму
и Романовичу переложившему его
на русский
осталось рассказать о настроениях
их навевают образы и звуки
и конечно ритм
есть много видов поэзии
которая стремится навевать
не декларируя
но о них поговорим позднее
закончить пролегомены
сегодня не удастся
заснула мысль
и настроение сменилось
но тема интересная и я надеюсь
к ней когда-нибудь вернуться
и рассказать о видах настроений
и приемах которые используют
поэты в своих стихах
сейчас же выпью кофе
и снукер посмотрю
сегодня я встал рано не выспался
и настроение так себе
мысль не блещет
и руки тянутся куда-то мимо вещи
и пальцами хватаю пустоту
ОБ ИСТОЧНИКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
дело не в источнике
дело в жажде
в жажде иного
в желании чтобы все пошло
по-другому
в желании прожить сотни жизней
не похожих на эту
побывать в тысяче городов
не похожих на этот
но чтобы при этом ничего
не менялось
и жизнь оставалась
прежней
и город оставался
тем же
и ты не покидал
своего кресла
НЕСКОЛЬКО СТРОК О ГОРОДАХ
американские поэты с гордостью пишут
о своих городах
Чикаго Нью-Йорке Лос-Анджелесе
Сан-Франциско Детройте
английские поэты с гордостью пишут
о Лондоне
французские поэты с гордостью
пишут о Париже
испанские поэты с гордостью
пишут о Мадриде
я тоже хочу написать
несколько строк
о Москве Санкт-Петербурге
Пензе Казани Иркутске
считайте что я их уже написал
РЕДКИЕ СТИХИ
вот какие стихи мне нравятся
привязанные к минуте
к переживанию этой минуты
и всего что в ней
к ощущению «здесь и сейчас»
и уходящие в далекие дали
деревья чьи корни
в настоящем
а ветви в прошлом
и будущем
не парящие в небе
драконами из бумаги
картонными птеродактилями
сравнений и рассуждений
не висящие в воздухе
паутиной и лианами
общих слов
вот какие стихи мне нравятся
жаль что таких стихов
наберется совсем немного
все мы включая поэтов
пробуждаемся к жизни
лишь иногда случайно
и ненадолго
ПЕЧАТАЮ НАУГАД
положив пальцы на клавиатуру
закрыв глаза
печатаю наугад слова
что приходят
неизвестно откуда
и уходят неизвестно куда
не задерживаясь и не знакомясь
друг с другом
печатаю быстро чтобы успеть
каждое слово встретить
и проводить
от буквы до буквы
идите
случайные пилигримы
моей незаконной
тоски
вы тихи
молчаливы
может быть немы
и я уверен
никто не узнает
какое преступление я совершил
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
возможна ли еще сегодня
нескучная здравомыслящая поэзия
замечательные
социально адаптированные
и морально ответственные поэты
не кажется ли сегодня
любая поэзия такого рода
несвоевременной
да и просто невыносимо скучной
возможны ли сегодня замечательные
социально адаптированные
и морально ответственные поэты
здравомыслящая поэзия
которая не была бы скучной
не кажутся ли сегодня
все поэты такого патриархального толка
проржавевшими анахронизмами
да и просто занудами
СОСРЕДОТОЧЕННО
но если сказать об основах нашего существования
то каким оно будет это высказывание
прямым или косвенным
буквальным или метафорическим
банальным или экстравагантным
и будет ли оно вообще высказыванием об основах
докопается ли оно до сути
обнажит ли фундамент
проникнет ли в сердцевину
скорее всего ничего этого не случится
по той простой причине
что нет никаких основ
никакой глубины
никакой сердцевины
есть только высказывание
и способность высказываться
и это главное
речь сама по себе основа и глубина
та и другая создаются в речи
и только в ней существуют
и потому сосредоточься на ритме
и выборе слов
только ритмом и точным употреблением слов
создается новое измерение
которое и есть глубина
и основа всего
что еще может иметь значение
не для решения каких-то экономических
политических социальных
и даже моральных
проблем
не для выживания
но для жизни
WWW ПАМЯТНИК
в этой уходящей за облака башне
или бескрайней пашне
или говоря языком Делёза
ризоме
которая называется сетелитература
будет и мой камень
мое грядка
мой отросток
пусть и никем не видимый
никем не посещаемый
не читаемый
аллилуйя
Свидетельство о публикации №109022105332