Без права на трагедию - одним файлом
====================================================
Я И МОИ НЕПРИЯТНОСТИ
неприятности подкрадываются
на кошачьих лапках
словно туман
Карла Сэндберга
они рассаживаются по углам и молчат
я внимательно рассматриваю их
чтобы выяснить кто у них главный
но они кажутся все одинаково
незначительными
одинаково безобидными
и я продолжаю заниматься
своим делом
притворяясь что не замечаю
гостей
их бесцеремонности
их угрожающей многочисленности
и метаморфозы
которая происходит с ними
из животных
неизвестного вида
они превращаются
в растения
тянут корни
выпускают побеги
подступают
все ближе и ближе
и однажды ночью
я просыпаюсь
завернутый в кокон
не могу пошевелиться
не могу двинуть рукой
не могу открыть глаза
разлепить губы
мой слух обездвижен
полная тишина
никаких перемен
все что остается
в таком положении
это вслушиваться в себя
жить прошлым
вспоминая годы
когда что-то происходило
чудесные годы
когда меня интересовали
новые книги
новые люди
новые города
когда я мог подолгу
разглядывать
репродукции Пикассо
Дали и Магритта
стоял в очереди
чтобы купить билет
на Кремера или Кориа
смеялся над фанатами
«мардуков» и «Лорди»
или это совсем уж в давние времена
жмурил от страха глаза
поставив впервые на видик
«Чужих» Кэмерона
____________________________
«Туман приползает на кошачьих лапках». – К. Сэндберг. «Туман» (пер. А. Ибрагимова).
БЕЗ ПРАВА НА ТРАГЕДИЮ
я прочел много
трагедий
и видел много
трагедий
и знаю теперь что
самая печальная
самая истинная
трагедия та
когда человек
понимает
что права
на трагедию
у него нет
ЗАБУДЬ О РОЛИ
«смех сквозь слезы»
как нечто трагическое
достойное уважения
восхищения
все это пыль веков
потертое клише
и пресловутый Арлекин
обычный клоун
и боль его
ничуть не больше той
что чувствуешь
когда теряешь кошелек
но есть другая боль
когда прищемишь палец
или сведет живот
или почуешь
что не вдохнуть
вот тут
не до игры
и не до смеха
сдавайся Арлекин
ГЛАДИАТОР
я играл «Утешения» Листа
и читал «Утешение философией» Боэция
но все было напрасно
ничто не утешало ни музыка ни слова
и тогда я решил что время утешений ушло
что теперь человек должен жить безутешным
как гладиатор на арене цирка
и эта мысль придала мне мужества
прожить день
а вечером я снова играл Листа
и читал Боэция
и чувствовал себя гладиатором
одолевшим всех своих противников
за что ему подарили свободу
и теперь он
вольный человек
мирный гражданин который может
идти куда хочет
и делать что хочет
и которому предстоит крепко напиться
чтобы прожить одинокую
ночь
МНЕ СКУЧНО
«Мне скучно...»
А. Пушкин
засыпаешь под Шопена
и под Пьяццолу
и ни одной из старых книг тебе не перечесть
терпения не хватит
того терпения которым побеждают скуку
вся классика тебе скучна
вот до чего ты дожил
а почему
вопрос завис
как пущенная в небо пуля
еще немного и начнет движение вниз
так торопись
иначе будет худо
и размышлениям придет трагический конец
а вот и нет
конец наступит но не трагический
«трагедия» такого слова
нет в нашем лексиконе
как и других слов
«драма» «водевиль»
и даже «фарс» «гротеск»
все эти выражения предполагают
связь событий
а если связи нет так и гротеска нет
и нет комедии
трагедии подавно
откуда же возьмется связь
и что-то большее
чем просто «до» и «после»
в жизни все случайно
и потому «трагедией» ее не назовешь
не назовешь ее и «мелодрамой»
и «водевилем» тоже
и персонажей не отыщешь в ней
лишь имена
нет никакого «я»
и личные местоимения
всех трех лиц
осколки времени
когда везде искали связь
и находили
вот почему так скучен Бах
и «пёплы»
вот почему так музыка скучна
и все искусство
вот почему так скучен мир
заинтересовать способна
только связь
а там где все случайно
приходится
скучать
мне скучно
дьявол
НАСКУЧА УПРЯЖЬЮ СВОЕЙ
как хороши как свежи были грозы
в лесах и в городе
у каждого грома был свой тембр
и каждая молния вписывала в небо свой иероглиф
после грозы мир обновлялся
в нем прибывало озона и смысла
и ты сам чувствовал себя обновленным
а теперь когда гремит гроза
ты не отходишь от компьютера
продолжая заниматься никчемным делом
всякое дело кажется тебе никчемным
потому что единственное дело которым ты
занимаешься называется «скучать»
как скучал майор Смит
и Евгений Онегин
неплохая компания но призрачная
и не потому что эти персонажи выдуманы
а такова уж природа скуки
каждый скучает в одиночку
даже если скучающие собираются вместе
каждый из них несет
свою упряжь
даже если они тянут одну повозку
––––––––––––––––––––––––––
«...Наскуча упряжью своей...» – «...Но, Боже мой, какая скука...» – А. Пушкин. «Евгений Онегин».
«Итак, майор Смит скучал, смертельно скучал...» – Я. Флеминг. «Осьминожка».
ШОРОХ ЙОГУРТОВОЙ ПЕНЫ
я наполняю ванну водой
и добавляю двойную порцию
йогуртовой пены
созданной «на основе
сочных персиков ванили и молока»
когда я укладываюсь в ванну
то теряю ощущение
времени
я перестаю чувствовать
свое тело
сквозь закрытые веки
я вижу свет
галогенных ламп
и слышу в тишине
как шуршат и потрескивают
пузырьки пены
вот это и есть
мои «шепотки бессмертия»
мои «намеки»
мое «бессмертное море»
только это
больше ничего
прости меня Вордсворт
прости Элиот
____________________________________________________
1. «Роза есть роза есть роза есть роза» – Г. Стайн («Rose is a rose is a rose is a rose» – G. Stein, «Sacred Emily»).
2. «Шепотки бессмертия» («Whispers of Immortality») – название стихотворения Т. С. Элиота; «бессмертное море» – из стихотворения У. Вордсворта «Откровения (намеки) бессмертия» («Intimations of Immortality»).
ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ
животное не умеет
плакать
не умеет смеяться
но умеет
зевать
человек зевая
убивает животное
животное зевая
убивает человека
кроме того
человек зевая
создал богов
боги зевая
создали человека
скука достает всех
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
есть такое огромное предприятие
на котором трудятся все живущие
администрация этого предприятия
никогда не вступает в контакт
с представителями профсоюза
хотя последние добиваются его
с большой настойчивостью
ведь на этом предприятии
выполняется лишь часть
законов о труде
отпуска совсем небольшие
об увольнении не объявляют заранее
не выплачивают выходного пособия
а главное
и не производят никаких
отчислений в пенсионный фонд
ВЫБОР ПО НАСТРОЕНИЮ
все зависит от настроения
иногда идешь в клуб
пьешь коктейли
слушаешь попсу
бывает даже танцуешь
что с каждым годом становится
неудобнее потому что
парни и девчонки на танцполе
стремительно молодеют
иногда идешь в книжный магазин
по соседству с клубом
покупаешь что-нибудь из новинок
и спускаешься вниз
в кафе
берешь кофе с пирожным
и читаешь книгу
все зависит от настроения
выбираешь магазин
или клуб
книгу или танцы
кофе или коктейли
или остаешься дома
с банкой пива
у видика или телека
потому что тебе
не хочется никуда
выходить
ЖИЖЕК ПОД KASABIAN
в этом мире
погибших смыслов
и животрепещущих фактов
нет ничего
что затрагивало бы тебя
ничего что могло бы
удостоверить перед тобой
свою реальность
до погибшего тебе
нет дела
потому что оно погибло
а до живого
потому что оно живет
___________________________
1. Славой Жижек – словенский философ и культуролог, автор книги «Добро пожаловать в пустыню Реального» (2002).
2. Kasabian – британская рок-группа, близкая к лэд-культуре (Lad culture, Laddism), построенной на интересе к футболу, быстрой езде, алкоголю и мужским журналам.
Свидетельство о публикации №109021903190