Живёт в нас время
доцент по философии, член-корреспондент КНАГЭЧ
- Время – подвижный образ вечности. Платон
- Время – сознание пространства, пространство – тело времени. Александер
- Реальное время участвует в сложении неповторимых черт судьбы мира, в то время как механическое время науки чертит схему абстрактных законов природы. Луис Ортега
ЖИВЁТ В НАС ВРЕМЯ
Из доклада на Первом тихоокеанском конгрессе геокосмической экологии человека в 1998 г.
Одна из древнейших загадок, над которой бьётся человечество, - загадка времени. Подходы к её решению можно видеть в мифологии, религии, философии, науке. Мудрецы древнего Востока утверждали, что Истина находится в центре круга, где обитает Вечность. Они говорили: "Колесо вращается лишь потому, что ось неподвижна". В античном понимании времени и пространства возникает "полисное время", где мифологическое отражение мира связано с явлениями и вещами в их числовых характеристиках. Можно вспомнить изречения в школе Пифагора: "В гармонии звуков - лежит гармония чисел", "Звук зависит - от длины и толщины струны". В Средневековье время наделялось высшей ценностью и божественной благодатью. Мыслитель раннего Средневековья Николай Кузанский писал: "Все наши мудрые и божественные учителя сходились на том, что видимое поистине есть образ невидимого, и что Творца, таким образом, можно увидеть по творению Его как бы в зеркале и подобии".
В культуре Нового времени, в рационалистическом сознании зародилась отторгнутость человека от Вселенной и от мира. В ней отсутствует трансцендентальное начало, напоминающее человеку, что он не один во Вселенной. Пробив брешь в физической картине мира, культура Нового времени разделила природу и историю, человека и природный мир. В наши дни учёные ставят вопрос о необходимости синтеза науки и религии. Накануне XXI века, многим становится ясно, что время и ресурсы противопоставления Науки и Религии исчерпаны. Сегодня их единение выступает как жёсткое требование, и первый шаг на этом пути - признание того факта, что наука не является единственным источником наших знаний о Мире, что опытное знание и духовное прозрение, духовный опыт входят в единый процесс постижения Мира. В прошлом веке Е.П. Блаватская на титульный лист "Тайной Доктрины" вынесла положение о синтезе науки, религии и философии.
В XX веке были сделаны значительные подвижки в постижении времени. Луис Ортега рассматривает проблемность времени в трёх аспектах:
философском - как типологии макросистемы ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ
(в группе Трёх макросистем Мегакосмоса) плюс Энергия-Информация, Причина-Эффект;
динамическом - как проблема детерминации;
семантическом - как проблема символа и знака в информационном процессе познания.
Пространство и время системны, существуют целостно в Суперсистеме континиумизации реальности.
Мы приходим к важному выводу, - пишет Луис Ортега, - часовое время находится в пределах знаковой системы гносеологического ряда; между тем, в онтологической системе символов расположены иные модальности времени: герметическое время метафизики, художественное время искусства, литургическое время религии.
В искусстве присутствует многовекторное время, оно не однородно. Симультанизм в искусстве таит в себе часовое феноменальное время, художественное проницаемое время и вечное "теперь" (совмещены мгновение и ход процесса). Таким образом, реальное время участвует в сложении неповторимых черт судьбы мира, в то время как механическое время науки чертит схему абстрактных законов природы.
А. Шнитке говорил: "Я ощущаю время как аккорд - почти единовременное звучание прошлого, настоящего и будущего..., возникает то, что ощущается как соприкосновение с вечностью". И.Ф. Стравинскому принадлежит важное высказывание о связи музыки и времени у человека: "Музыка - единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречён испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить, как нечто реальное..., устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем". Музыка способна менять плотность Времени в нашем сознании, а плотность Времени, по Н.А.Козыреву, уменьшает энтропию, разрушение, старение любой физической системы. Вот именно этим путём, путём "уплотнения" времени, музыка способна препятствовать разрушительным силам. Отсюда следует, что мы вполне можем говорить об излучении музыкальной материей дополнительного времени.
Николай Александрович Козырев пришёл к мысли, что время является активным атрибутом мироздания, оно направлено против энтропии (хаоса). Исследователи его трудов отмечают, что то, что Н.А.Козырев называет Временем, религиозные люди обычно называют словом Бог. Им приведена убедительная демонстрация проявлений так называемого "нематериального", или "энергетического" мира в привычном материальном мире. В опытах Н.А.Козырева обнаружено взаимодействие излучения от космических источников - распространяющиеся мгновенно, независимо от расстояний между объектами. Человек, находящийся в Пространстве Земли, одновременно находится и внутри Пространства Солнца, Галактики, Метагалактики и т. д.
Если мы теперь обратимся к тексту Учения Живой Этики (Агни Йоги), которая стала предметом исследования учёных, то прочтем в книге "Мир Огненный": "Пространство дышит. Пространство звучит и творит. О пространственных токах так же мало знают, как и о других Высших Мирах. Огненная сущность, которая насыщает все живущее, есть Космический Огонь, исходящий из Недр Космоса, идущий в беспредельном творческом явлении. Правильно сказано о чудесах жизни. Закон Космоса есть огненное творчество. Оплодотворение Космической Энергии есть закон Космоса. Его вездесущность может являть свое напряжение. Его вездесущность выражается во всей жизни. Этот Огонь Пространства оплодотворяет мысль объединением тонких энергий. Пространство заключает в себе тонкие формы для материализации. Нужно лишь пробудить в себе энергии, которые могут объединиться для творчества. Мысль и устремление есть те предвестники, которые могут притянуть пространственное оплодотворение. В древние времена знали значение взываний к Высшим Существам. Потому мыслетворчество есть великое явление в Космосе, ибо Огонь Пространства принимает формы в духе, явленном на планете. Так объединение Миров утверждается жизненно" (1).
Вам, конечно, знакомо высказывание: «Счастливые часов не замечают». Где мы увлечены – время течёт иначе. Где напряжение сердечное, мысли от сердца – иные время и расстояния. Идёт общение и через дальние дали. Когда мы уходим в мир другого измерения во снах – там тоже течение времени может быть в десятки и сотни раз более наполненным, чем в земном, плотном мире. И примеров тому множество, как в описаниях снов в прошлые века, так и феноменов сновидений космонавтов, работающих в Космосе в наши дни(2).
Да и каждый, вероятно, может припомнить, как, забывшись на несколько минут во сне, сколь много увиделось, коль сновидения не стёрлись. – Время измеряется не количеством протекших часов, а пережитыми впечатлениями. Но ведь и человек, и животное, и растение переживают по-разному, следовательно, и ощущение времени для них совершенно различно. Различно оно даже у двух рядом сидящих людей. Земное время останавливается для перешедшего в Мир Тонкий и исчисляется там по-иному. Остаётся последовательность событий и впечатлений, но не в мерах земных. Многие живут там продолжая от «печки», то есть исходя из условий земных, в которых жили, но уже без часов и календаря. Безвозвратны даже сны. Тем более безвременно и тонкое пребывание для духа, хотя поземному и его можно исчислять годами(3).
Наполненность часов различна.
И каждый с них слагает год, –
проходит время – детство, юность,
и вот – и зрелости уж плод…
Перед глазами мир в вращеньи,
и замеряем его мы –
на метры, дни и килограммы,
и от себя – стремим пути.
Чем мы сильны? Чего достигли? –
Всё измеряем – от себя,
и часто ль – свету звёзд внимаем,
и сердца слышим ль зов когда?
В Мире Надземном по-другому, –
кружится время, нас займёт,
а кто-то – в прежние привычки,
но время – иначе течёт…
Во снах – иные расстоянья, –
полёт в мгновеньях, тяжкий миг…
С чем переходим от дневного –
в ночных часах явив язык?..
В Учении Жизни немало страниц посвящено времени в его различных аспектах, соотношению непреходящего и временного: - На явлениях непреходящего хорошо иногда сосредоточить мысль. Тогда временное получает своё правильное место в общей схеме вещей. Живёт человек в вечности, причём временное является как бы разрезом вечного и как бы частью его. Временное как часть вечного, или непреходящего, нельзя взять в отрыве от Беспредельности, в которой существует всё, что было, есть и будет. И называя человека путником пути беспредельного, Мы имеем в виду обстоятельство, что, где бы не находился он, и в каком из миров, или сфер, пространства ни проявлялся, вечно он будет неразрывно связан с Беспредельностью и в ней пребывать. Вечная жизнь духа неотделима от Беспредельности(4).
– Понятие времени столь относительно, что даже наука вынуждена принимать поправки на время. Пусть сердце будет открыто восприятию Космической Истины, и ум не омрачён звучанием текущего часа. Ибо всё это временно, тогда как вечная правда Сущего существует ныне в пространстве и будет существовать в нём всегда(5).
В земном – всё временно,
всё преходяще, перетекают
времена, они – от скорости
зависят, от состояния ума.
В трёхмерном мире делим просто, –
пространство в измереньях трёх,
и время три – ушедший о стров,
на чём стоит, и – что придёт.
И мы уверенны – что правы,
и Сущего минуем быль, –
всё преходящее есть в НЫНЕ,
мечта из завтра – в ЗДЕСЬ посыл.
Время сложилось по спирали,
оно с пространством созвучит,
и Там – линейное земного –
в Спирали рядом предлежит.
Мы приходим к важному выводу, - пишет Луис Ортега, - часовое время находится в пределах знаковой системы гносеологического ряда; между тем, в онтологической системе символов расположены иные модальности времени: герметическое время метафизики, художественное время искусства, литургическое время религии(6).
В античном понимании времени и пространства характерным является их мифологичность, фантастичность, неразрывная связанность с вещами. При возникновении «полисного времени» уже проявляется историзм и числовая определённость. Для Августина, Плотина, как и для эпохи Средневековья, время складывалось как абсолютная ценность, обладавшее божественной благодатью, бесконечностью, ритмичностью, в его эмоциональном потоке. В культуре Нового времени зародилась отторгнутость человека от Вселенной. В рационалистическом походе, к физической картине мира, формируются теории прогресса человечества. В эстетической концепции - Художественный Логос выступает частным аспектом Универсального Логоса (7).
Времени тайна нам даётся,
мы её силимся постичь,
разъять, взглянуть на то – что было,
мечтою – в будущем предстать.
Что удаётся, что – не очень.
но это – важный разговор,
наш дух – бессмертное пророчит.
телесное – в иной в нём тон.
И эти тоны, состоянья, –
нам закрывают времена –
что в нас живут, и не истают,
поскольку – Вечность суждена.
В конце ХХ века в Международном Институте космической антропоэкологии разработаны методики выхода человека в пространство прошлого и будущего. В «зеркалах Козырева» и в гипомагнитных камерах получены достоверные материалы такого выхода из тела, то есть в пространстве сообщающихся торсионно-полевых, солитонно-голографических, виртуальных (неизвестных ещё нам) физических компонентов. Мы приходим к выводу, - говорит В.П.Казначеев, - что идея «машины времени» - это фундаментальное свойство любого живого вещества, тем более – человека, с его психоэмоциональной, интеллектуальной деятельностью (8).
В нас время – всё в себя вмещает,
Всё в НЫНЕ, в целом собирает,
и по спиралям проносясь, –
узрим – что было, есть, что будет, –
лишь ум земной поток остудит,
разделит всё – по вехам сроков,
что прошлое, текущее, туда –
где будет завтра лишь заря…
Но сердце знает, оно чует –
что всё живёт, всё в жизни будет,
и то, что будет – уже есть,
просто в земном – иная песнь.
Поют о грустном – то, что было,
что обожгло, что остудило,
но сердце знает – радость Света,
«машина времени» – вся в этом…
- Путь очень долог, Сказано в Гранях Агни Йоги, - конца ему нет. Всё время, которое есть, враспоряжении человека. Из искры разгорается пламя. Из малого семени вырастает огромное дерево. Семена малых начинаний во времени приносят свои следствия. При неуклонности устремления качества будут развиваться, возжигая устойчивое пламя. Не беда, если достигнуто мало, - важно, чтобы зёрна будущих достижений были заложены прочно. Нива посева – сознание. Незримые психические зёрна могут долго лежать захоронёнными, чтобы потом прорасти, дать всходы и продолжать приносить плоды(9).
Жизнь – дорога в бесконечность,
по ней идти, в пути расти,
и где есть малые посевы –
там следствия дадут плоды.
В туманах далей затерялась –
та эволюция у форм,
где состоялось начинанье –
с иных времён…
Идём в процессе эволюций,
в нас дух от вечности живёт,
и перемены ещё будут: всезнанья,
виденья, всеслышанья полёт…
Мы сеем мысли по пространству,
стекают зёрна ручейков,
и постоянство в измененьях,
в грядущее – дан новый взлёт.
- В будущем – раскрытие центров, ясновидение, яснослышание и все ясночувства. В будущем – овладение всеми оболочками и сознательная активность в них в мирах (10).
Преображение идёт,
видны сейчас его приметы,
кто – с ясновиденьем уже
шагает по коре планеты...
Есть овладевшие собой –
где оболочки в подчиненьи,
а впереди – в разгон большой, –
полёт в Миры, где ещё не был.
И человечество стремит –
Тропою в вехи Эволюций,
где – единением взойдёт,
и мощь Огней – в Благой исход.
- Эволюция человечества вообще, и физического тела в частности, приводит к возможности раскрытия центров, что даёт ясновидение, яснослышание и все остальные ясночувства. Когда будет очищено пространство вокруг Земли и нейтрализован пространственный яд, раскрытие центров не будет столь опасным, как сейчас, когда это допустимо лишь в горах, Ашрамах, в совершенно особых условиях, и тогда приоткрытие центров начнёт утверждаться в обычных условиях (11).
Когда пространство будет чистым, –
центры откроются людей,
что в организме все прикрыты –
от суетности этих дней.
Пары бензина мы вдыхаем,
и мыслеформ – жестокий ряд,
что чрез века всё устилает –
и ранит, – раны все горят…
Кто чуть чувствительней,
как сложно – идти через суровый быт,
где страсти тёмные сверкают,
промышленная пыль стоит…
Будет очищено пространство,
и осознание взрастёт,
и в этом свете – выше нравы,
и – ясновиденье придёт…
В разговоре о времени – важна тема о продолжении жизни в Надземном, после завершения пребывания духа в теле земном. Ведущую роль в земной и неземной жизни человека играет сердце, функции которого сказываются и на факторах времени. Учёные открыли мыслительный центр сердца, «сердце сердца», обладающего сверхсознанием. Обнаружено, что первичный сигнал всегда возникает в сердце, а уже потом - в центральной нервной системе, например, при произнесении слова (12). В Учении Жизни отмечено: - Сердце бессмертно. Не о куске мускулов и тканей Говорю, но об огненной энергии, пульсирующей вечно в человеке, в какой бы оболочке он ни был или даже сбросивши все и оставшись в теле Света. Ядро духа пульсирует этой энергией. Жить психожизнью всего сердца – значит, перенести жизнь в область непреходящего, вечно пребывающего в человеке (13).
Непреходящее проявляется в качествах духа человека. – И далёкого прошлого приносит человек их с собою, а также и многие свои симпатии, антипатии, склонности, вкусы и даже привычки. Всё это выявляется в его временных оболочках, но всё это хранится гораздо глубже, в сфере его бессмертной Триады. Часто в малом ребёнке эти свойства проявляются уже рано. В четыре, пять лет уже выявляются музыкальные способности к языкам или к чему-нибудь другому. Бывает, что выступают и весьма отрицательные свойства. Словом, накопление Чаши, собранные в прошлых жизнях, сохраняются прочно, несмотря на смену всех оболочек. Их изучая, можно определить элементы непреходящего в своём существе и начать накапливать их сознательно, отбрасывая всё мешающее эволюции духа. Достаточное количество этих непреходящих свойств, или качеств, духа даёт ему возможность для сознательного пребывания в высших Сферах, в царстве Бессмертной Триады (14).
– В пространстве существует всё и вся. Живые и ушедшие продолжают существовать в великом пространственном вместилище. Потому сознательное обращение к ним, ушедшим с Земли, и даже воплотившимся вновь, не останется без следствий. Обращение приносит ответ, и ответ светоносный, если дух, к которому устремление обращено, является Носителем Света. Таким образом, при некоторых условиях совершенно неважно, воплощён ли Дух Носителя Света вновь на Земле или продолжает пребывать в Надземном. Связь не прерывается ни смертью, ни жизнью (15).
В пространстве существует всё, –
во плотном теле или в тонком, –
ушедшие уже с Земли,
или живущие здесь долго.
Но это «долго» – в срок земной,
которым мерим по старинке,
в мирах – идёт отсчёт другой,
и срок тот – малая крупинка.
К ушедшим обратились вы, –
и ответ будет непременно,
вот только что – в посыле понесли,
какие чувства, мысли тонки.
Сердце почует – весть в ответ,
хотя умом и не спознаем,
но встречи – в этом Мире есть, –
что пожелаем, то встречаем.
И где бы встреча ни прошла, –
во Тонком Мире или в Плотном,
она нам следствия даёт, –
ответ во времени духовный.
- При устремлении в будущее и проникновении в него вырастают крылья у духа, и входит он в мир, отличный от окружающего и насыщенный безграничными возможностями достижений. Вы уже испытали возвышающее воздействие этих касаний и освобождение от власти и гнёта настоящего. Понявшему это открыты врата в будущее. Понимание это обязывает ко многому. И, прежде всего к строительству будущего мыслью. Не своё, но планетное, на всё человечество, будущее строится сияющей, освобождённой от самости мыслью (16).
– Временное от непреходящего полезно отделять в сознании, чтобы увидеть, как всё временное подлежит замене и уходу, в то время как непреходящее продолжает жить веками даже среди обречённых на смерть явлений. Творения мысли духов Великих существуют веками, после того как тело Их умерло. Также столетиями сохраняются великие произведения искусства, хотя их творцы сошли со сцены земной. Усмотреть непреходящее и ему, непреходящему, отдать сердце своё и мысли будет правильным решением проблемы жизни и прямым путём к осознанию бессмертия духа (17).
– Пространственная жизнь отличается от обычной тем, что не связана плотными условиями и ограниченным кругом физической активности человека. Законы пространства высших измерений далёкое делает близким и невозможное возможным. Единение в духе, как с живыми, так и с развоплощёнными сущностями возможно поверх мира трёх измерений, когда расстояния исчезают, и ничто не может остановить устремлённую мысль. Понятия прошлого и будущего относительны, то и другое существуют НЫНЕ и здесь, в пространстве других измерений, но отделённые от человека состоянием его сознания (18).
Пространственная жизнь – иная,
чем в Плотном мире на Земле,
где всё – «руками и ногами» –
сколь ни носили б в голове.
В Пространстве – всё живёт по мысли,
и мыслью – связь через Миры,
и – опадают расстоянья,
и в НЫНЕ все дела пошли.
Что было с вами, и что будет –
можно частично рассмотреть,
по мере той – что в Высшем Мире
успело в сроках к нам поспеть.
Иначе жизнь, чем в бренном теле,
и дух – идёт через века, –
кто воплощён, кто в тонком теле –
в созвучии найдут дела.
И к нам – богатство из Пространства,
и душ – в согласьи разговор,
и много предстоит деяний,
ведь Плотный мир – не в тот колор…
Сказано: - Сужденному быть надлежит. Очевидность текущего часа, доступная обычному мышлению, находится в противоречии с тем, что уже запечатлено в свитках грядущего. Чему же верить, впечатлениям земного ума или будущему, начертанному в звёздах и указанному в Учении? Следует об этом подумать и не затемнять сознание видимостью плотной. Ведь она закрывает от сознания даже Мир Тонкий. Но он существует ей вопреки. Так же точно имеет место огненное бытиё и всё касающееся будущего в Высших Мирах. Невозможно ограничиться одним плотным миром. Не может медаль не иметь другой стороны, и не может быть дня без ночи, низа без верха, тепла без холода. Будущее столь же реально, как и прошедшее, но ни того, ни другого нет в настоящем для земного сознания. Но огненное сознание может видеть в настоящем и прошлое и будущее (5).
– Если изъять из сознания элемент времени, которое само по себе весьма относительно, то даже очень далёкое окажется близким. Отсюда и ощущение близости будущего и особой реальности того, что суждено планете. Отсюда реальность и индивидуальность будущего к нему устремлённого духа. Не самообман и самообольщение, но предвосхищение сужденного счастья и света. Не следует отбрасывать или подавлять это ощущение – ведь это сердце чует явно то, свидетелем и участником чего оно будет (19).
Открыли чувство вы для мысли,
и – она принята была –
по сонастрою, обращенью,
и пела, плакала, звала…
Витают мысли по Пространству.
Всё ими полно. Что черпать? –
Найдём в Пространстве постоянство,
и мельтешения – за ратью рать…
Нам соизмерить свои чувства,
и выбор – сердцу отдавать,
и тогда будет – постоянство,
и – мысли Света станут привечать.
В Учении Жизни изложены пространственно-временные характеристики мира, судеб человечества и других созвучных и значимых тем. Обнаруживается связь сокровенных Знаний с достижениями современной науки, а эти достижения прирастают всё более высокими темпами. Очень много зависит в нашей жизни от осознания единства миров – Плотного, Тонкого и Огненного, от устремлённости наших мыслей и чувств. За этим – будущее землян и планеты Земля.
Литература
1. Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 146.
2. Кричевский С.В.Необычные фантастические сновидения-состояния космонавтов в полётах на околоземной
орбите: новый космический феномен. Журнал «Сознание и физическая реальность», 1996, т. 1, №4, с. 66-69.
3. Грани Агни Йоги, т. Х, 181.
4. Грани Агни Йоги, т. Х, 541.
5. Грани Агни Йоги, т. Х, 561.
6. Ортега Л. Спираль времени. Ж. «Сознание и физическая реальность», 1996, т. 1, №1-2, с. 60, 64.
7. Хотинская Г.А. Время и хронология «эстетического сознания».
Журнал «Сознание и физическая реальность», 1997, т. 2, №2, 197, с. 28-36; т. 2, №3, с. 39-46.
8. Казначеев В.П. К вопросу о трансперсональной психологии и перспективах машины времени. Вестник
Камчатской неправительственной Академии геокосмической экологии человека,
Петропавловск-Камчатский, 1998, вып. 1, с. 39-46.
9. Грани Агни Йоги, т. VII, 630.
10. Грани Агни Йоги, т. Х, 443.
11. Грани Агни Йоги, т. Х, 432.
12. Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания.
Журнал «Сознание и физическая реальность», 1997, т. 2, № 3, с. 25-36.
13. Грани Агни Йоги, т. Х, 665.
14. Грани Агни Йоги, т. Х, 664.
15. Грани Агни Йоги, т. XII, 680.
16. Грани Агни Йоги, т. Х, 445.
17. Грани Агни Йоги, т. Х, 557.
18. Грани Агни Йоги, т. Х, 437.
19. Грани Агни Йоги, т. Х, 166.
Свидетельство о публикации №109021800990