Я думал успею...
« Одно неосторожное движение и... - ты отец!». Эту фразу Жванецкого моя память цепко зафиксировала и расставаться с ней никак не желает. Я сам себе попытался объяснить этот феномен и, после недолгих размышлений, пришел к выводу : эта фраза является универсальной. После замены, например, двух последних слов, изречение будет нести совершенно другую смысловую нагрузку. Можно пофантазировать.. Оставляю Вас наедине с моим предположением ( проанализируйте, а вдруг это заблуждение ?) относительно универсальности фразы… Поэкспериментируйте на досуге… Я нашел с десяток, пока не споткнулся на варианте : «Одно неосторожное движение и ты - инвалид...». Я не циник. Я в здравом уме. Ассоциативность всегда мешала мне… нет … не мешала, а часто ставила в тупик своими неожиданными, причудливыми поворотами в плавном течении процесса мышления, а вытекающие из него умозаключения ставили передо мной новые вопросы, которые, в свою очередь, требовали новых ответов. Так случилось и на этот раз. Фраза из вполне юмористической превратилась в печальную, даже трагическую… Серёга… О Серёге я вспомнил..
Впервые я увидел его больше тридцати лет тому назад, когда, в статусе молодого отца, прогуливался с сыном на лужайке перед нашим многоквартирным домом. Мое внимание привлекло то, что молодой человек, примерно моего возраста, стоял, опершись на «клюшку», в неестественной позе : как-то вбок и наклоненной вперед…Он смотрел вдаль на бухту.. Лицо его было безучастным ко всему, что находилось рядом , около него. Женщины наверняка нашли бы его интересным и привлекательным, даже красивым. Тонкие и правильные черты лица, высокий лоб, внимательные и умные карие глаза, черная и густая шапка волос на голове - так он выглядел в те годы. Было в его облике что-то восточное… Я кивком головы поприветствовал его… Он ответил мне. Мы оба изучающе долго смотрели друг другу в глаза… У него они были настороженными и печальными. Такие отношения, на уровне приветствий и только, продолжались несколько лет. Когда мы с ним заговорили в первый раз я и не помню.
Недалеко, примерно в километре, от нашего дома начиналась «стройка века» - выделили участок под гаражный кооператив и все автолюбители стремились всеми правдами и неправдами попасть в него. Я был одним из активистов «проталкивания» проекта в жизнь и, поэтому, место в кооперативе мне было гарантировано по определению. После жеребьевки участков я, ознакомившись с протоколом собрания, обнаружил, что одним из моих соседей будет некто Иванов. Фамилия мне ни о чем не говорила и я, уточнил у председателя, что за соседа послал мне случай. Он ответил коротко : « А… это Серёга-инвалид!» Уже странно: восточный типаж лица и славянская фамилия никак не дополняли друг друга. « Ну, бывает же..»- отметил я про себя. Строительство гаражей велось по принципу «как умеешь так и строй». Свои руки всего осилить не могли, особенно тяжелые работы, требующие быстроты в укладке, твердеющей на глазах бетонной массы и, поэтому, привлекались друзья, родственники, соседи. Труд сближает. Медленно, по крупицам, я узнавал о Сергее многое. Наши отношения сложились таким образом, что ни он, ни я не задавали друг другу вопросов личного характера. Сергей, доверяя мне, рассказывал о себе и о своей жизни сам и теперь я знаю о Сереге все. Или почти все.
Родился Серега в Астрахани. Мать русская (от нее фамилия). Отец - азербайджанец. В середине 50-х годов родители завербовались и приехали на Камчатку. Отец вскоре запил и бесследно исчез на бескрайних просторах полуострова. Серега его не помнит. Мать работала сварщицей на судоремонтной верфи, что было распространенным в то время ( вспомните фильм «Высота» с И.Макаровой в главной роли ). С детства Сергей был предоставлен сам себе и улица сформировала в нем все - как хорошее, так и плохое. Учился он неважно. Можно сказать плохо. Из предметов любил труд, географию и биологию. Географичка увлекательно рассказывала про дальние страны, а биологичка всегда подробно и обстоятельно отвечала на его вопросы про голубей. Сергей был голубятником и все время после школы проводил на голубятне. Стройматериалов не было и, чтобы расстраивать голубятню и просто содержать ее в надлежащем виде, Сергей подворовывал все подряд, что плохо лежало. Не голодать же питомцам ? Чистились кладовые и погреба, продукты менялись или продавались с одной целью: покупался корм - голуби должны быть сыты. После восьмого класса Серега пошел работать на завод к матери, но жизнь жигана не прекращал и плакала по нему уже тюрьма : он был уже морально готов стать ее гостем. Но пришла повестка с военкомата и его по разнарядке отправили учиться на водителя в автошколу. После её окончания поработал немного водителем и был послан Родиной на Дальний Восток, где в 70-е годы на китайской границе было неспокойно. Безотцовщина и улица сделали его характер жестким, бескомпромиссным и, с другой стороны, сентиментальным и мечтательным. Физические данные и ясный ум сделали его независимым и упрямым.
Служил Серега легко. Быстро вошел в ритм армейской жизни и лямку тянул ни на что не сетуя. Служил в автобате. До дембеля оставалось три месяца. Каких-то сто дней из семисот тридцати всего срока службы. Тот день, перевернувший всю его жизнь, он запомнил в мельчайших подробностях. Вызвали в штаб и приказали отбыть в командировку на железнодорожную станцию. Там нужно было получить новые машины и перегнать их в часть. Он и раньше перегонял машины и даже обрадовался - свобода есть свобода… Старшим был лейтенант и они - команда из четырех солдат. Поехали на газике. В тот же день прибыли на станцию, получили машины, проверили техническое состояние и на следующий день начали движение в часть. Во главе колонны лейтенант. Замыкал Серега на грузовой машине Впереди был переезд через тупиковую железнодорожную ветку. Три машины благополучно его миновали, а грузовик Сергея заехал на него и… двигатель заглох… Колонна скрылась из вида - лейтенант не удосужился проконтролировать проезд замыкающей машины. Попытка завести двигатель ни к чему не привели. Толкнуть машину одному - не под силу. Надо лезть под капот… Так ..искра есть.. Подача топлива… в контрольном окошке нет уровня..бензонасос отказал…Сейчас подкачаем вручную.. Резко и пронзительно прозвучал гудок паровоза.. Он медленно приближается… Впереди его платформы и несколько грузовых вагонов…машинист должен видеть его... Сергей продолжает подкачивать бензин…Успею… Быстрее за руль… Только бы завелась и нужно тронуться с переезда…Состав приближается.. со второй попытки двигатель заводится, включение передачи - вперед! Сереге не хватило нескольких секунд... Платформа цепляет кузов его машины и тащит вдоль полотна…скрежет тормозящего состава и подмятого платформой грузовика режет слух… Сергей понимает, что все кончено и пытается, открыв дверь и выскочив на подножку, покинуть машину… но она медленно переворачивается по ходу движения состава и увлекает за собой Серегу…
Очнулся он через несколько дней в госпитале. Правая нога ампутирована выше колена. Левая переломана и изрезана - врачи долго боролись, чтобы сохранить ее. Полтора года в госпитале Хабаровска. Комиссовали…. Дембель не состоялся.. Домой Сергей вернулся на костылях. Мизерная пенсия инвалида…Плачущая мать…все угнетало... Прошел протезирование в Хабаровске. Начал учится ходить…Вот тогда я и увидел Серегу в первый раз. Упрямый Серега медленно возвращался к жизни… Ему выделили «запорожец». Он изучил сапожное дело и стал хорошим сапожником…
- Серега ! на фига тебе сдался тот грузовик ? плюнул бы и ушел…
-Володя…понимаешь... я не мог по другому... тогда..
-А сейчас ?
- Сейчас… не знаю.. А тогда я упрямый был...рискнул, но не успел... я думал успею .. не успел…
Сергей никогда не жалуется… Иногда ему надо выговориться и я слушаю его не перебивая.
р.s. Осенью 2016 года Сергея убили. Убийцу не нашли...
Свидетельство о публикации №109021206644