288

Так получилось, что на моём компьютере притель оставил открытой свою электронную страничку. Чем больше я разглядывал её, чем больше изучал учебный текст, тем больше приходил к мысли, что мой приятель, пусть даже случайно, подарил мне ещё один праздник. Праздник на каждый день.

Объявляю сегодня День всеобщей инициативы,
а противопоставляя,
посвящаю этот день всем тем, кто ушёл в глубокую и не очень оборонку.

Да... чуть не забыл. Памятка Для особо инициативных: Праздник не выбирают.Праздник выбирает вас!

* * *
Самоучитель актерского мастерства: ИНИЦИАТИВНОСТЬ

Характер человека, им создаваемого на сцене образа выявляется главным образом в его поведении в столкновениях с другими людьми, согласно Ершову в борьбе. Основным условием для борьбы является наличие противоположных интересов. Если такая ситуация налицо, то борьба может начаться, но для этого кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу.

"Проявляя инициативу, человек требует внимания со стороны партнера к своим целям, делам, нуждам… Пользование инициативой я буду называть наступлением, отказ от инициативы по отношению к данному партнеру или партнерам - обороной.

"Определение того, кому в борьбе принадлежит инициатива (в жизни, в пьесе, в спектакле, в отдельной сцене), ведет к ясности предмета и темы борьбы, а далее - к уяснению конкретного содержания развивающихся событий и поведения каждого участвующего в них. Вместе с инициативностью человека все яснее раскрывается, что именно в жизни представляется ему хорошим, нужным, привлекательным. Чем человек инициативнее. Тем с большей обоснованностью можно утверждать, к чему он стремится."

Наступление

".мы можем перечислить средства, дополняющие текст и превращающие его в наступление. Их сознательное использование на сцене затруднено тем, что в жизни они обычно не осознаются наступающим, поскольку его внимание поглощено целью наступления, возникшей в достаточно значительной оценке:
Мускульная мобилизованность - обязательное условие начала всякого наступления.
Достройки и перестройки в процессе наступления с возрастанием полноты каждой последующей пристройки в сравнении с предыдущей - приспосабливание своего тела для усиления последующих воздействий.
Повышение и усиление голова в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей - чтобы удержать инициативу в своих руках.
Укрупнение рисуемой звучащей речью картины (пока рисуется одна и та же картина или разные стороны, части одной картины), чтобы настаивать на ее значительности для партнера.
Уярчение лепки каждой последующей фразы. Для этого, в частности: все более четкая завершенность фразы, все более рельефное выделение ударных слов. Для выделения контрастирующих фрагментов картины, рисуемой фразой, - все большее использование наступающим диапазона своего голоса ("верхов" и "низов"), чтобы сделать ясным для партнера смысл высказывания.
Смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому и от одного простого к другому сложному или простому - разные подходы к сознанию партнера.

Все эти средства наступления - суть различные признаки, что оно действительно происходит.


"Наступающий требует от партнера признания неправомерности, неестественности, невозможности того, что в действительности уже имеет место. Цель такого наступления лишь в самых общих чертах осознается наступающим."

Оборона

"Чтобы определить, наступает или обороняется участвующий в данном диалоге человек, достаточно ответа на простой вопрос: возникнет ли у него желание остановить. Удержать партнера, если тот обнаружит явное намерение уйти? Он обороняется, пока и поскольку ему не нужно не хочется задерживать партнера."

"Оборона - это ряд действий, адресованных партнеру и объединенных целью: освободиться от его воздействий."

"Наступление наиболее ясно отличается от обороны именно мобилизованностью: наступающий всегда мобилизован для воздействий на партнера-противника в борьбе, а обороняющийся немобилизован или мобилизован к деятельности, не имеющей, по его представлениям, никакого отношения к партнеру.

"Во взаимодействии людей наименее выразительны те случаи, когда не видно ни обороны, ни наступления."

"… самая значительная тема, не реализованная в спектакле в борьбе за вполне определенные "предметы", это лишь мечты и благие намерения; а борьба за простые, конкретные предметы, не связанные со значительной темой, это борьба художественно бессодержательная."


Рецензии