Разговор с Виктором Шкловским о ритме

В.Шкловский, знаменитый учёный-литературовед:
Позиция людей, выдвигающих понятие экономии сил, как чего-то существующего в поэтическом языке и даже его определяющего, кажется на первый взгляд сильной в вопросе о ритме. Кажется совершенно неоспоримым то толкование роли ритма, которое дал Спенсер: „Неравномерно наносимые нам удары заставляют нас держать мускулы в излишнем, порой ненужном, напряжении, потому что повторения удара мы не предвидим; при равномерности ударов мы экономизируем силу“. Это, казалось бы, убедительное замечание страдает обычным грехом — смешением законов языка поэтического и прозаического. Спенсер в своей „Философии стиля“ совершенно не различал их, а между тем возможно, что существует два вида ритма. Ритм прозаический, ритм рабочей песни, дубинушки, с одной стороны заменяет команду при необходимости: „ухнуть разом“, с другой стороны облегчает работу, автоматизируя ее. И действительно, идти под музыку легче, чем без нее, но идти легче и под оживленный разговор, когда акт ходьбы уходит из нашего сознания. Таким образом, ритм прозаический важен как фактор автоматизирующий. Но не таков ритм поэзии. В искусстве есть „ордер“, но ни одна колонна греческого храма не выполняет точно ордера, и художественный ритм состоит в ритме прозаическом — нарушенном; попытки систематизировать эти нарушения уже предпринимались. Они представляют собою сегодняшнюю задачу теории ритма. Можно думать, что систематизация эта не удастся; в самом деле, ведь вопрос идет не об осложненном ритме, а о нарушении ритма и притом таком, которое не может быть предугадано; если это нарушение войдет в канон, то оно потеряет свою силу затрудняющего приема. Но я не касаюсь более подробно вопросов ритма; им будет посвящена особая книга.

Гиперборей А, поэт:
Блаженно ритма-нарушенье,
И лёгкой фразы вдохновенье...
Летит поэзия как сон... -
не важен ей земной закон.


Рецензии
По-моему мнению душа диктует ритм поэтической строке, будь он «правильным», ровным, равномерным (как не обзови) или «погрешным» - это дело души, её усмотрение каким должен быть стих, «персональная душа» каждого человека имеет свою собственную шкалу привлекательности. Ведь люди оценивают не автоматическую или механическую работу мало на что пригодного разума (с его вечной и «судорожной» склонностью к систематизации и упорядочению всего и вся), а работу души, существа тонкого и не приемлющего никаких правил. В этом отношении нет плохих стихов, и говорить о сущности поэзии с позиций «великих умов» планеты Земля вряд ли будет уместным.

Перцев Младший Роман   18.02.2009 17:05     Заявить о нарушении
Не всякая душа способна на паренье...
не всякая способна на прочтенье...
есть много тех кто любит повторять
как нужно музу подбирать...
Но в глубине дарических колонн
сокрыт великого... закон.

Андрей Гиперборей   18.02.2009 21:02   Заявить о нарушении
Коль рифма движется спеша:
Пишите как велит душа!
А если разум - полон дум:
пишите как пророчит ум.

Андрей Гиперборей   18.02.2009 21:07   Заявить о нарушении