Манифест футуристического плюрализма
Обозревая современное искусство (contemporary art) мы приходим к выводу - это искусство-констатация. Мы имеем в виду то, что в произведениях современного искусства фиксируется факт обесценения всех и всяческих ценностей в обществе постмодерна. Отсюда идет то, что вызывает непонимание многих любителей искусства и критиков и что мы можем образно назвать "работа с фекалиями", т.е. преимущественно трешево-эпатажная форма
произведения. Мы не ругаем современное искусство, наоборот, мы утверждаем, что оно нормальным образом дает один из эффектов художественного творчества - адекватное отражение потока становления, наличного бытия.
Вообще говоря, искусство не имеет никаких априорных, внеположных ему самому целей и задач. Единственная "цель" искусства вытекает из самой его сущности - посредством художественного образа уловить и связать ускользающий момент становления с вечностью, явить сознанию мир как осмысленное целое.
Эта "цель" иммманента искусству потому, что лежит в основе любого художественного метода. В этом смысле суть искусства неизменна. Однако, разные эпохи дают различную интеллектуальную формообразующую матрицу искусства. Античное искусство базировалось на космоцентрическом миросозерцании, драма богов и людей здесь это манифестация грандиозной космической драмы. Искусство средних веков базировалось на теоцентрическом миросозерцании. Ренесанс поставил в центр человека, но оторвал его от природы и любой метагуманистической перспективы. Узкий и бедный абстрактный гуманизм ренесансного мировозрения зашел в тупик. Уже в XIX и особенно в XX веке искусство обращается к рациональной бесконечности мира техники (футуризм, конструктивизм) или к иррациональной бесконечности мира подсознания (сюрреализм, символизм). С концом эпохи модерна и наступлением эры постмодернизма были утрачены даже эти ориентиры и наступило царство смысловой пустоты, в котором некоторые художники аппеллируют к предществующим художественным стилям, другие же варят из них эклектическую окрошку, а третии просто констатируют тотальность абсурда и ничтойности.
Мы полагаем, что эта ситуация неудовлетворительна и провозглашаем новый художественный стиль, новое направление в искусстве - футуристический плюрализм (футуроплюрализм).
В определении "футуристический" содержится указание на то, что новое искусство не ограничено констатацией, но есть искусство перспективы. Наш футуризм не базируется, однако на интересе к технике. Ибо техника без человека суть груда железа. К тому же, при определенных условиях, техника может подавлять человека. Наш футуризм базируется на новом понимании гуманизма, на отрицании отрицания гуманизма. Абстрактный гуманизм
не придавал должное значение конституирущему свойству человеческой природы, тому что человек принципиально не самодостаточное существо, что его экзистенция суть перманентное преодоление данного, постоянное движение к исторически определенным идеальным гештальтам. Тайна бытия человеческого в томлении собственной неполнотой. И этот центр экзистенции согласен с силой искусства, посредством творческого воображения
переосмысливающей наличное бытие. В тоже время, утверждая человека Созидающего, мы, таким образом, преодолеваем и постмодернистскую антропологию, ибо в оптике футуроплюрализма экзистенциальное отнюдь не предстает как серия равноценных нарраций. Подобно тому как картезианская достоверность "cogito ergo sum" явилась основанием философии Нового Времени, достоверность субъекта Созидающего является основанием нового искусства. С содержательной стороны футуроплюрализм занимается поиском и развертыванием в художественных образах онтологических фундаций этой достоверности.
Плюрализм нового искусства никоим образом не означает, что мы стоим на почве постмодернистского абсолютного релятивизма. Безудержность интерпретаций вовсе не предполагает отказ от объективной критики. Наш плюрализм означает принципиальный отказ от противопоставления реалистического и формалистического метода. В лоне футуристического видения мира могут и должны "расцвести сто цветов и соперничать сто школ". Проблема искусства не в методе, а в смыслообразующей константе. Никто не может утвержадать, что только реалистический или, наоборот, только формалистический метод способен на самом высоком уровне воплотить эстетические категории в художественном произведении. Важнейшая характеристика футуроплюрализма - это поисковая открытость в направлении к новым художественным методам и практикам.
Свидетельство о публикации №109020901738