Вызов пустоте. О пьесе З. Битаровой
Совершенно иные принципы отношения сцена-зритель предлагает спектакль «Театральной лаборатории», в иной плоскости. Ставящий акцент на тех основополагающих принципах искусства, которые, увы, находятся не на первом плане в наше время: форма, иерархия, четкость, динамизм, со-подчинение приотворяющей и всерастворяющей музыкальной и пульсирующей стихии вечности…
Собственно, весь спектакль – это вызов. Такой же двоящийся, как вызов героини своему зазеркальному двойнику, то адски подмигивающему, то пытающемуся разжалобить, то толкающему в пустоту. Безличному и соскальзывающему эросу. Вызов автора, постановщика, актеров и даже сцены – конечно, не только зрителю, не привыкшему, наверное, к определенной жесткости и отсутствию стандартов «морали». Это брошенная перчатка штампу, приему, заученному жесту, диктату «здравого смысла». Радует, что спектакль подчинен строгой форме, наполненной мыслью. Проблема сегодняшнего художественного мышления, дробного и невнятного, именно в отсутствии выстроенной иерархии образов, пронизанных страстной идеей.
Крайне важно, что у Театра нет сугубо «революционного» настроения – создать нечто совсем новое и ультраавангардное. Только сложнейший путь эволюционного взаимодействия и диалога с мировой культурой в состоянии выявить те тончайшие нити, которые в лабиринте скепсиса и вседозволенности ведут к новому. Тому, что способен создать человеческий дух в споре с абсолютом и смирении перед ним, которое опять-таки не абсолютно.
Борхес, Набоков, античная драма, русская поэзия и многие другие авторы, мнится, стоят за и над строками и постановкой пьесы. Только сумма самых разных и неожиданных художественных идей, о чем мечтал Пушкин, их синтез, в состоянии сдвинуть искусство с мертвой точки. Под силу ли это нашим современникам? Та творческая и драматичная энергия, которую ведут через себя к залу героиня Оксаны Свойской и персонажи других актеров студии, свидетельствует, что дорогу осилит дерзающий и идущий. А будет ли это путь открытия новых горизонтов – зависит от всех, живых и невидимо присутствующих на сцене и вне, кто мечтает о подобном восхождении.
Тема двойничества у Достоевского, развитая в лирике знатоком античной драмы Иннокентием Анненским («Но в самом Я от глаз НЕ Я / Ты никуда уйти не можешь»), получает новое преломление в спектакле «Танец травести». Опасно в поисках утешения или отклика вглядываться в зазеркалье – ведь там порой лишь твой искаженный лик, который пытаются подменить в сумраке воспоминаний и надежд. А значит, человек опять остается один, уже в ином измерении и заново учится взгляду в потусторонность. Когда погаснет свет и незримый ангел переставит светильники или софиты в предощущении Откровения.
Наш спор или согласие с работами Вадима Максимова и его Экспериментального Театра на позициях Арто – еще одна попытка осмыслить себя. Вызов страху, очевидному либо неявленному, преодоление барьеров немоты и затверженных жестов и истин, – вот ступени на пути личного пересотворения для томимых «духовной жаждой». Заставить человека совершить подобное нельзя. Выбор и следующая попытка обретения нового языка в равной степени остаются за зрителем и «Театральной лабораторией».
"Литературный Петербург", №1 (83), январь 2009
Свидетельство о публикации №109020402189
Однако один вопрос мне неясен.
цит. "Та творческая и драматичная ЭНЕРГИЯ, КОТОРУЮ ВЕДУТ (?) ЧЕРЕЗ СЕБЯ(!!) К ЗАЛУ(?) героиня Оксаны Свойской и персонажи других актеров..."
Что же это за энергия, котрую можно ВЕСТИ, да ещё ЧЕРЕЗ СЕБЯ, причём не к зрителям, а к ЗАЛУ?
Вы остаетесь непревзойдённым ОБРАЗНЫМ поэтом не только в стихах, но даже в прозе!!!
Татьяна Лестева 05.02.2009 11:36 Заявить о нарушении
Читайте, читайте и читайте, Татьяна!
Но - проблема в том - как, что и зачем (!) читать.
С уважением, автор
Алексей Филимонов 06.02.2009 22:26 Заявить о нарушении
Эдакий сладенький сиропчик. Вот и вы недалеко отнего ушли, к сожалению. А ведь критика должна , с моей непрофессиональной точки зрения,определять направления развития. А вот его-то, увы и ах! Сладенькие рецензии Татяны Петровыны, Муриков со своей любовью к сказочкам, Ионин, который, ударившись в христианство, видит чуть ли не всюду если не гениальные открытия( вроде Некраги), то во всяком случае божественные откровения. А вот эти 2вульгапрно-материалистические шестидесятники" - всё им не так! Не "ВИДЮТ"! Не ПРИСЛУШВАЮТСЯ! Всё им плохо!
Татьяна Лестева 07.02.2009 16:55 Заявить о нарушении
Алексей Филимонов 10.02.2009 00:23 Заявить о нарушении