Интервью с Надеждой Ягой

-Надя, как ты считаешь, влияет ли потребность писать стихи, рифмовать слова, да и вообще заниматься творчеством на личные качества человека? Говоря другими словами, делает ли творческий процесс человека лучше?

-Борь, тут несколько пластов в вопросе и ответе. Первый теоретический. Не надо путать творчество и автора, автора и героя и пр. Теоретически я с этим согласна, да и экспериментально тоже, так как примеров из биографий великих, говорящих об их человеческих несовершенствах знаю не меньше чем все остальные. Так что рационально вроде ответ нет. Второй аспект вера и внутреннее ощущение. И тут все знания летят к чертям. Я не верю, что человек, полтора века назад написавший строки, над которыми я и сегодня плачу, был карточным шулером и подонком в бытовом смысле. Знаю, но не верю вопреки знанию. Такие вот парадоксы. То есть, я думаю, что даже сволочные поступки очень крупных людей имеют не сволочную, а иную, скорее, детскую или животную природу, что они не могут быть судимы по обычным законам. Что до творчества невеликих, а всех нас, то тут может быть по-разному. В среднем думаю, что творческие люди по сравнению со среднепопуляционным уровнем менее агрессивны и более эгоистичны такой творец, когда о вечном думает, запросто не заметит, что рядом плохо кому-то из близких. Это почти норма, независимо от уровня способностей.

-Насколько чтение чужих стихов похоже на собственное творчество?

-Вопрос замечательный, жалко, что не получится такого же ответа. Похоже в том, что от попавшего в резонанс стиха оказываешься в том, созданном автором, мире и в том, что от совсем попавшего в голове неизбежно начинают ворочаться какие-то куски в том же ритме и/или настроении. В каком-то смысле то, что в своих, которые иногда приходят практически готовыми, можно отнести на счет Бога или собственного подсознания, или еще какой неведомой силы, в чужих просто персонализировано в авторе этого самого чужого стиха. И, значит, принципиально они отличаются только от своих, написанных по следам истинно пережитого. Тут я разделяю переживание виртуальное, относя сюда любое чисто информационное воздействие, и реальное. И отличие будет таким как между военными стихами Леонида Серого и всех остальных, кто пишет о той войне от книги, телевизора или Интернета, даже если этот кто-то Лешек, хотя разница дарований в данном случае очевидна.

-Твоя рецензионная деятельность мало похожа на творчество. Скорее, это из области психологической помощи. Иногда, наверное, самопомощи или разрядки. Чего для тебя в этом больше? И как ты видишь своё рецензионное будущее, ведь ты в ответе за тех, кого приручила.

-Начну с конца. Про будущее не знаю. Как кривая вывезет. А про то, зачем, боюсь разочаровать, но не анализировала. Попробую сейчас. Цель первая знаки. Люблю открывать новое и тем, кто меня читает говорить, что вон там, за поворотом есть что-то интересное или важное или просто красивое. Тогда пишу и тем, кому и спасибо в ответ лень поставить. Остальное - для себя и для самих авторов. Тут тоже до крайности по-разному. Иногда это тоже просто знак, что всё нормально и стих удался, иногда возникшая по ходу ассоциация или воспоминание. Но в любом случае штука это достаточно личная. И, пожалуй, не хотелось бы ее совсем до винтиков разбирать. Ну и последнее стихи на стихи. Про это было в предыдущем ответе, добавлю только, что для меня это очень серьезно. Просто экспромтов по поводу не пишу, и, если что-то возникло в ответ и по следам, то, как ни высокопарно это звучит, автор этого, вызвавшего ответ, стиха побыл какое-то время в очень высокой роли, определений боюсь, но они тоже ясны из предыдущего ответа.

-Понятно, что поэзия это способ определённым образом передать переживания. То есть процесс перехода от мысли к чувству и снова к мысли и так далее. Чувство может быть сильным, слабым, негативным, наконец. Мысль новой, банальной, грубой. Если отвлечься от поэтического формализма и рассмотреть только эти аспекты. Отказываешь ли ты в праве называть поэзией произведение, которое передаёт, например, только гнев или пошлость? И если, да, тогда что это такое?

-Ну, я осторожнее скажу для меня этой поэзии нет. Более того, не воспринимаю чисто формальных игр или зарифмованных информационных бюллетеней. Но не взялась бы утверждать, что это прямо-таки не поэзия. Просто не мое.

-А как ты относишься к стихам Баркова, например?

-Пробовала читать, бросила почти сразу, так что - никак

-Для меня совершенно очевидно, кто из авторов на сайте твой любимый. Кто номер один. И кто номер два. Получается, что ты любишь обжигаться о чужое или всё же мастерство?

-Нет, мастерство и повыше бывает, созвучность.


Рецензии
Надя и Борис!
Прочитала с большим интересом и не только потому, что обоим симпатизирую. Познавательно, свежо, необычно. Там только есть ссылки на предыдущие разговоры, хотелось бы знать о чем они. И продолжайте, много ещё тем можно затронуть, например, о пошлости, об этике, об особенностях виртуальных взаимоотношений.
Удачи,
Галина

Галина Зелевинская   06.02.2009 07:07     Заявить о нарушении
Галя, спасибо.
Я еще ответы Нади не читал.
Перечитываю вопросы и думаю.

Уменяимянету Этоправопоэта   06.02.2009 09:49   Заявить о нарушении
И тоже поддерживаю. Разговор тех, кто нам интересен - не просто интервью . Это тоже знаки - и мы их принимаем. Спасибо.

Лариса Морозова Цырлина   07.02.2009 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.