Чеслав Милош. По поводу одной книги
когда стекают с грохотом пАводки с гор.
Горе тому, кто хочет подняться над противоречиями,
утверждая, что зло - вода, и что зло - огонь, а добро - только небо.
Несчастны народы кроткие, ступившие в мыслях на полшагА,
но зато не знающие границ, проливая кровь.
*
Меланхоличные, солидно мыслящие, стыдливые,
среди смерти они расставят шатёр трухлявых безделиц
и покажут вам мистерию со святым Фомою Аквинским,*)
у которого Маритен,*) как паж, несёт полу плаща.
Будет там макака Бердяев,*) переодетый архимандритом,
толпа дьяволов представит вам современную историю,
а шарлатан-директор поглядит на свои чудеса,
и вздохнёт с облегчением, успокоившись - мир спасён.
И будет потом правительство - ни правых, ни леваков,
и будет полуобразование - полуреформа,
полусвобода, полугнёт и полувоздержание,
чтоб было над чем сокрушаться скорбным поэтам.
Страна золотой середины! Покорное человечество!
О, благородныё, рарешите только сказать:
ум без гнева стоит столько же, сколько и гнев без ума -
ни гроша.
Подражая французам, берёте всё, кроме гнева,
подражая бртанцам, берёте всё, кроме гнева
для того, чтобы славянИн мог спокойно спать
под пчелиный гул на пасеках в летний полдень.
А когда будет нужно сделать кое-что,
скажете: верно, нужно бы сделать кое-что,
но: примо,
но: секундо,
но терцио,
следовательно, лучше всего, оставить всё, как есть.
Философски называется это distinguo.
Жалко выглядит этот плач над рЕками Вавилона,-
интеллигенты со спущенными портками, возрождающие средневековье.
Как пьяндыга, нажравшись, хватаясь за скатерть, рухнет, сбросив всё со стола -
так лежите и вы, надкусив каплуна-Абеляра,*)
политые соусом АристОтеля,
и медленно, огромным пятном
ширится
красное вино.
Варшава 1943 г.
Свидетельство о публикации №109020101046