Тщеславие и славие

Что ж поговорим о тщеславии. Отделим, зерна от мусора. Много интерпретаций об этом слове, почему же они есть? Что делают интерпретаторы? Они скрывают, подавляют, дискредитируют, опускают до уровня грешности стремление каждого к вершине существования - к успеху, к славе и одновременно к Богу. Тщета! Тщетен твой союз со славой, тщетны – бесполезны твои усилия, уймись, обратись только к богу, - говорит кто-то. Тщеславие - восьмой порок. Он неуместен при стремлении к Богу. Стремление к славе – тщетно, в априори? Не стремитесь к славе, это грех, это порок, это тщета. Говорят интерпретаторы, ссылаясь на выгодные им источники, и не ссылаясь на другие – не выгодные источники - где дух человеческий, его земные честные дела, дела героя, если хотите, приняты народом и возвышены им.

А может быть стремление к славе тщетно без бога? Или при наличии тщеславия не придти к Богу? Кто же рождает эту тщетность? Они – интерпретаторы. Им не хочется, чтобы стремился монах к славе и одновременно к Богу, им нужно, чтобы монах стремился только к богу. Вот тогда им можно управлять! А может быть, достичь Бога и есть слава. Говорим ли мы, - слава Богу, слава Христу. И нетщеславна ли слава Христа, простите за игру слов?
Или, говорят, - "тщеславие предтеча гордости" "При тщеславии нет спасения" "Тщеславие – условное существование" и так далее. "Тщеславие – есть идол" А хорош ли Идол, если достичь Бога – есть слава по всей земле? Ведь слава, истинная слава – идет по Земле из уст в уста народа, от человека к человеку. Говорит Слава, - вот, человек, мол, достиг Бога! Вот сейчас и нас научит, и заживем по-новому, счастливо то есть. Идущий к славе - первопроходец, рискующий своей жизнью и не только ей. Он отказывается от других возможностей жить, пусть не в славе, а в довольстве, например. Или достойно, как добропорядочный горожанин. Как некоторые из вас, читатели.
Он отказывается. А вы его судите и говорите – он тщеславный. То ли дело мы, мы не тщеславные! Зачем нам слава, хотя грешим понемногу, но наш грех поменьше, не про гордыню, гордость и не про тщеславие с честолюбием, - говорят горожане.
Нет же, мы не тщеславные, - повторяют горожане – интерпретаторы. Тщеславен тот, кто стремится к вершинам славы и честолюбив. Первопроходец. Не наш человек, - скажут они. Так же скажут и монахи. И не пустят стремящегося к Богу первопроходца, к славе его и своей. Не впустят в свой монастырь, как не впустили оптинцы в монастырь, престарелого уже, Л.Н. Толстого. Да что там! Продолжим.

А где же ясность? Посмотрим далее. Где же истина? Где та правда, на которой стоит тщеславие? Во-первых, говорят, - "тщеславие связано с честолюбием". Честолюбие – любить честь, честь – вершина духа человеческого. Вершина связана со славой, которая передается из уст в уста. Честь этому человеку возносится народом. Народ чествует носителя славы. Чинит чин ему царь - государь. Вот и, получается, достичь вершины славы, и есть честолюбие. Во всяком случае, корреляция в этом некоторая есть. Не будем буквоедами? Хотя хочется стать «буквоедом» и уточнять, и уточнять далее взаимосвязи этого далеко непростого тендема. Тщеславие – честолюбие.
Итак, сначала о честолюбии. Что, опять слово, не принятое в лексиконе достойных и порядочных людей? Любить честь свою, как же это хорошо, Господа. С кем бы вы хотели иметь дело - с носителем чести или с бесчестным человеком? Вот то-то! Итак, мы хотим иметь дело с человеком, который имеет честь. Скажите, любит ли этот человек свою честь, лелеет ли её, очищает ли её, тренирует ли её? Готов ли отдать жизнь во имя своей чести? Если так, то он честолюбив, Господа!
Вот это человек, как же надежно с ним быть рядом! И вот представьте, этот любитель чести стремится путем достойного труда обрести славу и признание. Возможно, у него получится достичь вершин славы, а возможно и нет. И кто-то в ризе, мантии, сутане, в шушуне, тоге или рубище заявляет, - а тщетны твои деяния, не стремись к славе, стремись только к богу и тебе воздастся! Постукивая грозно посохом. Вот ведь как! Оказывается, если ты стремишься к славе, то не стремишься к богу. Если стремишься к богу, то не стремишься к славе. Исключающее ИЛИ, согласно булевой алгебры.
А может быть стремление к славе - богоугодное дело? Бог и поможет человеку, стремящегося к славе, достичь её. Например, совершить подвиг во имя Родины. Спасти жизнь женщин и детей. Принять антикризисные меры по-настоящему и спасти людей от бедности, голода, болезней, бандитизма и разрухи. Неправда ли, достойная жизнь и смерть человека, живущего во имя своей чести. А вот, если человек стремится к славе и не стремится к богу, то вот тут-то его усилия и могут быть тщетны. Так вот, Господа, и получается, что тщеславность человека есть следствие его нестремления к богу. Тщетно стремиться к славе без Бога. Может быть стоит, Господа, помочь человеку двинуться к Богу и тогда его тщеславие переходит, во что, как вы думаете? В славие, Господа в славие!
Поэтому, что бы пожелал любителям своей чести, честолюбивой молодежи? Пожелал бы стремящимся сохранить свою честь и достичь славы, - если действительно хотите достичь славы и не хотите, чтобы путь к славе для вас был тщетным, идите к Богу и да поможет вам Высшее!
 


Рецензии